Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 08:48, контрольная работа
Значительную роль в развитии земледелия в Казахстане сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур.
Казахстан
в начале 20 века
Социально-экономическое
положение края в начале века
В начале
XX в. основная территория Казахстана состояла
из шести областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская
области входили в состав Туркестанского
генерал-губернаторства (центр г. Ташкент),
Акмолинская, Семипалатинская, Уральская,
Тургайская — в состав Степного (центр
г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской)
Орды входила в Астраханскую губернию,
а Мангышлакская — в Закаспийскую область.
По данным
Всероссийской переписи населения
1897 г. на территории края в пределах
нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек,
из них3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая
численность населения края составила
5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс.
чел., т. е. 65,1%. Рост населения края помимо
других источников происходил в основном
за счет переселенцев, которые особенно
после столыпинской аграрной реформы
массовым потоком направлялись в Акмолинскую,
Семиреченскую и Тургайскую области. В
начале XX в. население края становится
еще более многонациональным.
Основное
население Казахстана жило в сельской
местности и занималось полукочевым
скотоводством, для которого характерна
пастбищнополустойловая система содержания
скота, занятие земледелием, сенокошение
и др. Казахи разводили лошадей, овец, крупный
рогатый скот, верблюдов и коз.
В конце
XIX — начале XX в. в Казахстане все большее
распространение получает земледелие.
Поданным 1897 г., удельный вес казахов среди
населения, занятого земледелием, составлял
— 55,4%'.
Земледелие
преобладало в Шымкентском и АулиеАтинском
уездах Сырдарьинской области, где на
каждое сеющее хозяйство приходилось
до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской
области в 1910 г. земледелием занималось
81% казахских хозяйств, а в Верненском
— 79,3%2. В Кустанайском уезде земледелием
занималось — 88% казахских хозяйств, которые
засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство
приходилось 22,2 дес.3.
Значительную
роль в развитии земледелия в Казахстане
сыграли переселенцы. Быстрое распространение
земледелия среди казахского населения,
освоение новых сельскохозяйственных
орудий и приемов обработки почвы, спрос
рынка на зерновые и фуражные культуры
содействовали тому, что все большее место
в посевах стали занимать пшеница, ячмень
и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых
и огородных культур.
В начале
XX в. в крае намечается тенденция роста
городского населения. Во всех областях
городское население в 1897—1914 гг. выросло
более чем в полтора раза. Крупными городами
являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) , Петропавловск
и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4
тыс.)4. Большинство городов, возникнув
как административные центры, быстро превращались
в центры торговли и обрабатывающей промышленности.
Наиболее
крупной социальной группой в
городе являлась торговая буржуазия
— 20,3%, занятые в горной, горнодобывающей
и пищевой промышленности составляли
— 33,1% (в основном рабочие и служащие),
20% горожан занимались сельским хозяйством
и промыслами5.
В Казахстане
в основном получили развитие горнодобывающие
и горнозаводские, а также обрабатывающие
предприятия. Горная промышленность
развивалась на Алтае и в Центральном
Казахстане, где разрабатывались богатые
месторождения цветных металлов и угля.
В начале XX в. предприятия горной промышленности,
производившие медь, золото, уголь и др.,
перешли в руки иностранных акционерных
обществ. Так, англофранцузское акционерное
общество Спасских медных руд, возникшее
в 1904 г. в Лондоне, приобрело СпасскоУспенский
медный рудник и завод, СаранскоКарагандинские
каменноугольные копи, железные рудники.
Держателями акций общества были американцы,
немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г. началось
строительство Риддерского рудника, Экибастузского
свинцовоцинкозого завода, строилась
железная дорога.
Одной
из главных отраслей горной промышленности
края в начале XX в. была добыча золота.
В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались
угольные месторождения, добытый уголь
железной дорогой и водным путем доставлялся
в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а
также в Павлодар, Петропавловск и другие
города края.
В начале
XX в. в экономической жизни
В Западном
Казахстане, УралоЭмбинском районе добывалась
нефть. Разработкой нефтяных месторождений
в 1912—1914 гг. занимались «ЗападноУральское
нефтяное общество», «УралоЭмбинское
общество» и «СевероКаспийская нефтяная
компания», владельцами которых были английские
капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие
конкуренции, богатые месторождения нефти
при хищнической эксплуатации приносили
огромные прибыли хозяевам.
В целом
же, в промышленности края преобладали
предприятия по переработке
В Семиреченской,
Акмолинской и Семипалатинской областях
получили развитие шерстяносуконные фабрики,
мясоконсервные заводы, в которых особую
заинтересованность проявляло военное
ведомство, а также мукомольнокрупяная
промышленность.
В Южном
Казахстане кроме мелких предприятий
по обработке сырья развивалась
и хлопкоочистительная
Рыбные
промыслы развивались в
В превращении
Казахстана в источник сырья и
рынок сбыта капиталистической
промышленности важную роль сыграло
строительство железных дорог. В
начале XX в. в Казахстане развернулось
строительство железных дорог —
Оренбург — Ташкент, Троицкой, Алтайской
и Семиреченской железных дорог. Основной
железнодорожной магистралью дореволюционного
Казахстана была ОренбургскоТашкентская,
построенная в 1901—1905 гг.
Строительство
железных дорог имело огромное значение
в экономической жизни края, так
как железные дороги связывали край
с промышленными центрами России
и втягивали в общероссийский
экономический рынок. Из Казахстана
вывозились различное промышленное
сырье, продукты скотоводства, скот, зерно,
а в край ввозились фабричнозаводские
изделия, галантерейные, бакалейные товары.
Железные дороги также имели военностратегическое
значение для перебрасывания войск и подавления
народных выступлений и волнений. К 1917
г. в Казахстане было проложено всего 2793
версты железных дорог, из них 2557 верст
были дорогами общего пользования и лишь
236 верст местного значения.
В Семипалатинской
области изза отсутствия железных дорог
пользовались водным путем. Грузы по Иртышу
перевозили пароходные компании «ЗападноСибирское
товарищество пароходства и торговли»
и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода
и 214 непаровых судов и барж, основная часть
которых была занята перевозкой грузов
между Омском и Семипалатинском.
В крае
широко использовался гужевой
Развитие
промышленности и строительство
железных дорог и водных путей
заложило экономическую основу формирования
кадров рабочего класса в Казахстане,
начало которого относится в основном
к середине XIX в. Основными источниками
их формирования в крае были отходники
из обедневшей части казахских шаруа
и крестьянепереселенцы, разорившиеся
ремесленники, кустари и беднота местных
городов, нижние воинские чины, а также
квалифицированные рабочие и крестьянебедняки
из внутренних и других губерний Российской
империи.
Численность
рабочих в крае в 1913 г. достигла до
75 тыс. человек. В Казахстане насчитывалось
675 фабричнозаводских предприятий, где
работала 51 тыс. рабочих, из них в крупной
промышленности более 19 тыс. На железнодорожном
и водном транспорте было занято свыше
25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны
число рабочих увеличилось на предприятиях
крупной промышленности и транспорта.
В 1917 г. накануне и в период Октябрьской
революции численность рабочих Казахстана
была около 90 тыс. чел.8. Однако большинство
рабочих были сезонными. Постоянной работой
обеспечивали лишь железнодорожные линии
и отчасти предприятия горнодобывающей
и горнозаводской промышленности, что
обусловило возникновение более или менее
постоянных кадровых рабочих в этих отраслях
производства. Степень концентрации промышленных
рабочих была слабой, особенно на предприятиях
обрабатывающей промышленности, где в
среднем на одно предприятие приходилось
не более 20 чел. Высокой концентрацией
рабочих отличались предприятия горнодобывающей,
горнозаводской промышленности и транспорта.
В условиях
господства патриархальнофеодальных
отношений в крае и слабого развития местной
промышленности, элементом крупного капиталистического
производства с относительно высокой
концентрацией рабочих были железнодорожные
мастерские и депо. Это имело особенно
важное значение для развития рабочего
и социалдемократического движения в
Казахстане, передовым отрядом которого
стали местные железнодорожники. В Северном
Казахстане такую роль наравне с омскими
железнодорожниками играли рабочие мастерских
и депо ст. Петропавловск, где в июне 1905
г. работали 460 чел.. Это был сравнительно
крупный очаг сосредоточения рабочих.
Такую же роль играли рабочие железнодорожных
мастерских станций Оренбург, Уральск,
Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар,
Туркестан и др. Следовательно, основная
масса промышленных и железнодорожных
рабочих сосредотачивалась в городах,
расположенных вдоль железнодорожных
линий.
Среди
фабричнозаводских рабочих местные жители,
как правило, имели подавляющее большинство.
На железнодорожном транспорте, требовавшем
более высокого квалифицированного уровня
и технических навыков, подавляющее большинство
рабочих составляли русские. Среди поденных
и временных рабочих железных дорог было
большое число представителей местных
национальностей. Так, в июле 1917 г. на участке
ст. Тугуз — ст. Сапак ОренбургскоТашкентской
ж. д. из 467 железнодорожников был 381 рабочий,
из них 47 проц. составляли казахи. Из 248
поденщиков казахов было 173 человека, т.
е. 70%. Это были в основном низкооплачиваемые
ремонтные рабочие, грузчики, возчики
и различные чернорабочие.
В целом,
в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников
края казахи составляли 5—б тыс. человек
или около 20 процентов.
Другим
передовым отрядом местных
Положение
промышленных рабочих края, в условиях
отсутствия фабричной инспекции
и контроля за деятельностью предпринимателей,
было значительно тяжелее, чем в промышленно
развитых районах России. Рабочий день
устанавливался по произволу хозяев предприятий
и доходил на нефтепромыслах Эмбы до 12,
на золотых приисках — до 10—12, на соляных
— до 14—16 ч. Для подавляющего большинства
железнодорожников официально установлен
12часовой рабочий день, работать же приходилось
еще больше. При низкой заработной плате
рабочих России в целом на промышленных
предприятиях края платили в 3—4 раза меньше,
чем в центральных районах страны".
Мизерная зарплата рабочих еще больше
урезывалась произвольными штрафами,
обманом и обсчетом при выдаче части зарплаты
продуктами и товарами и т. д.
Примитивные
орудия труда (клин, кайло и лопата)
на горных предприятиях, отсутствие элементарных
мер безопасности труда приводили
к массовому травматизму, с частыми
случаями увечья и смерти. Большинство
рабочих не имели жилья, лишь около
40% ютились в жалких лачугах, землянках
и бараках, поэтому при отсутствии
медицинского обслуживания и санитарногигиенических
условий среди рабочих и их семей часто
возникали эпидемии и инфекционные заболевания.
В особо
тяжелом положении находились казахские
рабочие, по отношению к которым
применялась открытая дискриминация.
За равноценную работу казахские
рабочие получали значительно меньше,
чем русские". Все это: низкая зарплата,
многочисленные штрафы, обмер, обсчет
и другие виды произвола властей
и хозяев, тяжелые жилищнобытовые
условия труда толкали рабочих на борьбу
за улучшение своего экономического и
политического положения.
Газета
«Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала
идеи либеральнодемократического направления.
В ней сотрудничали лидер казахской конституционнодемократической
партии и общенационального движения
казахского народа, ученыйэкономист А.
Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов
и др. В главном, аграрном вопросе они выступали
с требованием отмены государственной
собственности на землю и передачи ее
в собственность казахам, запрета продажи
земли. В области развития общественнополитической
жизни края либеральнодемократическое
направление ратовало за эволюционное
развитие общества. В целом, несмотря на
различные взгляды о развитии социальноэкономической
и общественнополитической жизни края,
журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих
страницах сумели выразить общенациональные
идеи и интересы казахского народа в условиях
колониальной окраины империи.