Казахстан в начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Значительную роль в развитии земледелия в Казахстане сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур.

Файлы: 1 файл

Казахстан в начале 20 века.docx

— 27.93 Кб (Скачать)

Казахстан в начале 20 века 

Социально-экономическое  положение края в начале века 

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область. 

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила 5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым потоком направлялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В начале XX в. население края становится еще более многонациональным. 

Основное  население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым  скотоводством, для которого характерна пастбищнополустойловая система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз. 

В конце XIX — начале XX в. в Казахстане все большее распространение получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов среди населения, занятого земледелием, составлял — 55,4%'. 

Земледелие  преобладало в Шымкентском и АулиеАтинском уездах Сырдарьинской области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81% казахских хозяйств, а в Верненском — 79,3%2. В Кустанайском уезде земледелием занималось — 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.3. 

Значительную  роль в развитии земледелия в Казахстане сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур. 

В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения. Во всех областях городское население в 1897—1914 гг. выросло более чем в полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) , Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.)4. Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались в центры торговли и обрабатывающей промышленности. 

Наиболее  крупной социальной группой в  городе являлась торговая буржуазия  — 20,3%, занятые в горной, горнодобывающей  и пищевой промышленности составляли — 33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались сельским хозяйством и промыслами5. 

В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие  и горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная про­мышленность развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных металлов и угля. В начале XX в. предприятия горной промышленности, производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных обществ. Так, англофранцузское акционерное общество Спасских медных руд, возникшее в 1904 г. в Лондоне, приобрело СпасскоУспенский медный рудник и завод, СаранскоКарагандинские каменноугольные копи, железные рудники. Держателями акций общества были американцы, немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г. началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцовоцинкозого завода, строилась железная дорога. 

Одной из главных отраслей горной промышленности края в начале XX в. была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие города края. 

В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северовосточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипалатинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и обществам. 

В Западном Казахстане, УралоЭмбинском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. занимались «ЗападноУральское нефтяное общество», «УралоЭмбинское общество» и «СевероКаспийская нефтяная компания», владельцами которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищнической эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам. 

В целом  же, в промышленности края преобладали  предприятия по переработке сельскохозяйственного  сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др. 

В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие шерстяносуконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольнокрупяная промышленность. 

В Южном  Казахстане кроме мелких предприятий  по обработке сырья развивалась  и хлопкоочистительная промышленность. В начале XX в. в Шымкенте было построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два. 

Рыбные  промыслы развивались в ВолжскоКаспийском бассейне, УралоЭмбинском крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах. 

В превращении  Казахстана в источник сырья и  рынок сбыта капиталистической  промышленности важную роль сыграло  строительство железных дорог. В  начале XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог —  Оренбург — Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была ОренбургскоТашкентская, построенная в 1901—1905 гг. 

Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической жизни края, так  как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край ввозились фабричнозаводские изделия, галантерейные, бакалейные товары. Железные дороги также имели военностратегическое значение для перебрасывания войск и подавления народных выступлений и волнений. К 1917 г. в Казахстане было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения. 

В Семипалатинской  области изза отсутствия железных дорог пользовались водным путем. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «ЗападноСибирское товарищество пароходства и торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском. 

В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав — Акмолинск и др. 

Развитие  промышленности и строительство  железных дорог и водных путей  заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками  их формирования в крае были отходники  из обедневшей части казахских шаруа и крестьянепереселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и беднота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифицированные рабочие и крестьянебедняки из внутренних и других губерний Российской империи. 

Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В Казахстане насчитывалось 675 фабричнозаводских предприятий, где работала 51 тыс. рабочих, из них в крупной промышленности более 19 тыс. На железнодорожном и водном транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны число рабочих увеличилось на предприятиях крупной промышленности и транспорта. В 1917 г. накануне и в период Октябрьской революции численность рабочих Казахстана была около 90 тыс. чел.8. Однако большинство рабочих были сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти предприятия горнодобывающей и горнозаводской промышленности, что обусловило возникновение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях производства. Степень концентрации промышленных рабочих была слабой, особенно на предприятиях обрабатывающей промышленности, где в среднем на одно предприятие приходилось не более 20 чел. Высокой концентрацией рабочих отличались предприятия горнодобывающей, горнозаводской промышленности и транспорта. 

В условиях господства патриархальнофеодальных отношений в крае и слабого развития местной промышленности, элементом крупного капиталистического производства с относительно высокой концентрацией рабочих были железнодорожные мастерские и депо. Это имело особенно важное значение для развития рабочего и социалдемократического движения в Казахстане, передовым отрядом которого стали местные железнодорожники. В Северном Казахстане такую роль наравне с омскими железнодорожниками играли рабочие мастерских и депо ст. Петропавловск, где в июне 1905 г. работали 460 чел.. Это был сравнительно крупный очаг сосредоточения рабочих. Такую же роль играли рабочие железнодорожных мастерских станций Оренбург, Уральск, Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар, Туркестан и др. Следовательно, основная масса промышленных и железнодорожных рабочих сосредотачивалась в городах, расположенных вдоль железнодорожных линий. 

Среди фабричнозаводских рабочих местные жители, как правило, имели подавляющее большинство. На железнодорожном транспорте, требовавшем более высокого квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее большинство рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих железных дорог было большое число представителей местных национальностей. Так, в июле 1917 г. на участке ст. Тугуз — ст. Сапак ОренбургскоТашкентской ж. д. из 467 железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц. составляли казахи. Из 248 поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%. Это были в основном низкооплачиваемые ремонтные рабочие, грузчики, возчики и различные чернорабочие. 

В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников  края казахи составляли 5—б тыс. человек  или около 20 процентов. 

Другим  передовым отрядом местных рабочих  являлись рабочие горной и горнозаводской промышленности с более высокой  концентрацией рабочих и наличием постоянных кадров, чем в обрабатывающей промышленности. Еще в 1887 г. Зайсанский уездный начальник по поводу одной забастовки писал, что в ней участвовали «горнорабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые». При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы УстьКаменогорского и Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди опытные, многие говорят порусски»". 

Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной инспекции  и контроля за деятельностью предпринимателей, было значительно тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Рабочий день устанавливался по произволу хозяев предприятий и доходил на нефтепромыслах Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12часовой рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате рабочих России в целом на промышленных предприятиях края платили в 3—4 раза меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще больше урезывалась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче части зарплаты продуктами и товарами и т. д. 

Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях, отсутствие элементарных мер безопасности труда приводили  к массовому травматизму, с частыми  случаями увечья и смерти. Большинство  рабочих не имели жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках  и бараках, поэтому при отсутствии медицинского обслуживания и санитарногигиенических условий среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекционные заболевания. 

В особо  тяжелом положении находились казахские  рабочие, по отношению к которым  применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские  рабочие получали значительно меньше, чем русские". Все это: низкая зарплата, многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей  и хозяев, тяжелые жилищнобытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за улучшение своего экономического и политического положения. 

Газета  «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либеральнодемократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционнодемократической партии и общенационального движения казахского народа, ученыйэкономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития общественнополитической жизни края либеральнодемократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социальноэкономической и общественнополитической жизни края, журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи. 

Информация о работе Казахстан в начале 20 века