Древнерусская вечевая демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:58, реферат

Краткое описание

Так что же такое "вече"? Первые ассоциации, возникающие при упоминании слова "вече" – народное собрание решающие какие-либо вопросы, связанные с жизнью общества. Но при более подробном рассмотрении становиться не совсем ясно насколько оно народное, какие именно вопросы могло решать вече, когда оно возникло и везде ли вече имело место?

Оглавление

Введение
Общие сведения
Вече в Новгороде
Городская община древней Руси
Архетип древнерусской государственности
Истоки российской демократии: вечевая традиция домонгольской Руси.
Заключение
Ссылки

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 

Изменение геополитических условий  сделало невозможным сколько-нибудь устойчивое воспроизведение политического  опыта домонгольских городов  в дальнейшем, но, как нам представляется, история становления и развития вечевых институтов важна для нас сегодня, поскольку она доказывает, что демократия в России, безусловно, имеет свои исторические корни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение.

 

 

 

История вече уходит своими корнями в глубокую древность. Но смысл слова "вече" мог расцениваться довольно различно в разных источниках. То, что вече существовало непрерывно вплоть до монголо-татарского нашествия (кроме Новгорода и Пскова, где вече функционировало до присоединения к Москве) не вызывает сомнений у большинства историков, хотя есть и исключения. Б. Д. Греков писал о молчании вече в Х – XII вв.

С переменами, происходившими в социальной структуре восточнославянского общества, менялась и сущность самого учреждения коллективной власти. Раннее, "племенное" вече эпохи первобытного строя или военной демократии серьезно отличалось от "волостного" вече второй половины XI – XII вв. Но именно проблема социального состава вече на разных этапах развития этого института вызывает у исследователей наибольшие разногласия.

Круг  вопросов решаемых вече довольно широк. Прежде всего, это вопросы войны  и мира, судьбы княжеского стола  и княжеской администрации. Кроме того, на вече рассматривались проблемы, связанные с денежными сборами среди горожан, распоряжением городскими финансами и земельными ресурсами.

Князь далеко не всегда мог действовать  по своему усмотрению. Часто ему  приходилось сталкиваться не только со своим ближайшем окружением, но и с горожанами.

Самым ярким примером является Новгородское вече, ставшее хрестоматийным примером. Фактически вече состояло из тех, кто  мог прийти на него, то есть в основном жителей Новгорода, так как о  созыве веча не сообщалось заранее. Но иногда на вече присутствовали делегаты от крупных пригородов Новгорода, таких как Псков, Ладога и другие.

Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшем важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых должностных лиц. Вече избирало и князя.

В основе системы новгородского управления лежал компромисс народа и знати, черни и боярства. Зримым символом и основным властным институтом этого  компромисса являлось вече.

                                          

 

 

 

 

                               

 

                             Ссылки:

 

 

 

 

http://xreferat.ru/35/2688-2-veche-drevneiy-rusi.html

 

http://stud24.ru/history/novgorodskoe-veche-oligarhiya-ili-demokratiya/12446-31211-page1.html

 

http://5ballov.qip.ru/referats/preview/25057

 

http://www.politvektor.ru/glavnaya-tema/5731/




Информация о работе Древнерусская вечевая демократия