Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:47, реферат
Узбекистан имеет богатую историю, уходящую своими корнями в глубь тысячелетий. Это, как свидетельствуют археологи, - одно из древнейших мест обитания человека. Только за последние полвека ученые обнаружили здесь несколько стоянок людей каменного века. Из них особенно известны Тешикташ и Аманкутан.
Достижение Узбекистаном национальной независимости.
Узбекистан имеет богатую историю, уходящую своими корнями в глубь тысячелетий. Это, как свидетельствуют археологи, - одно из древнейших мест обитания человека. Только за последние полвека ученые обнаружили здесь несколько стоянок людей каменного века. Из них особенно известны Тешикташ и Аманкутан.
Но все же, самой
важной страницей в истории
Сущность идеи национальной независимости
Суть национальной идеи и идеологии независимости глубоко раскрыта Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым во многих выступлениях, в докладах на сессиях Олий Мажлиса, где он подчеркивал их особую важность в современных условиях.В ходе разъяснения этих положений в учебном процессе обнаружилось, что некоторые студенты смутно представляют подлинную сущность этих вопросов. Часть молодежи слово "национальное" понимает в чисто этническом плане, что является односторонним представлением существа термина.
Речь идет о достоянии не одного этноса, а многих народов. В этих контекстах смысловая нагрузка падает не на обособленность, а, наоборот, на общенародное, общегосударственное достояние.
В Национальной энциклопедии Узбекистана, первый том которой увидел свет в конце 2000 года, излагаются в сжатом виде сведения о важнейших достижениях человеческой цивилизации, а не только нашей страны. В словах "национальный доход" подразумевается доход общегосударственного масштаба.
Вместе с тем, слово "национальный" имеет и этническое значение. Ведь оно — производное от латинского "нация" (народ). слово "национальное" имеет четыре смысловых оттенка:
1) Относящийся к общественно-политической жизни наций, связанных с их интересами;
2) Принадлежащий,
свойственный данной нации,
3) Государственный. Например, национальный флаг Германии(а не просто немцев), или Узбекистана (не просто узбеков);
4) Принадлежащий
отдельной, малой или меньшей
национальности (скажем, национальный
округ, район).
Ещё один аспект указанного слова. Общечеловеческое не может возникнуть вдруг и неожиданно. Оно зарождается в лоне национального, формируется в его недрах, проходит "апробацию" в сравнении с достижениями и ценностями других народов. В результате всего этого складываются те общие черты и признаки в образе жизни наций и народностей, которые определяют понятие "общечеловеческое".
В Узбекистане проживают 30 млн. человек. Это — люди разных социальных групп, представляющих свыше ста национальностей. Они принадлежат почти к двум десяткам концессий. Это — люди с различными взглядами и жизненным кредо- Такая социальная, национальная и религиозная пестрота в составе населения требует вдумчивого, серьезного подхода. Перед руководством обретшей независимость республики встаёт вопрос — как объединить этих людей под общим лозунгом так, чтобы они оставаясь представителями разных национальностей и народностей, со своими особенностями, привычками, воззрениями осознали, что Родина, Узбекистан, у них одна. Таким уникальным инструментом объединения многонационального народа Узбекистана с многоукладной экономикой может быть национальная идеология.
Национальная идея - это идея, призывающая людей страны к достижению общей цели. Суть её сформулирована так:
"Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа". В этом значении она аккумулирует в себе интересы всех граждан республики.
Национальная идеология — это духовно—нравственный фундамент, на котором объединяются все здоровые силы общества во имя достижения общего прогресса, следовательно, и национальная идея, и идеология ориентируют людей на совместные действия всех граждан во имя социально-экономического развития, обеспечения всем достойной жизни. В то же время такое стремление гармонично связывается с достижением политической стабильности и межнационального согласия в Узбекистане. В нем, в частности, указывается, что национальная идея призвана органически связывать наше прошлое и будущее, и вместе с тем открывать нам широкую возможность овладением достижениями мировой культуры.
"Самый важный источник в формировании национальной идеологии, — указывает И.А.Каримов, — это объективно освещенная история". Следовательно, не зная историю, невозможно понять философские корни идеологии. В изучении исторического наследия, духовной культуры народов Узбекистана, в разъяснении сути национальной идеологии независимости, в превращении её в убеждения молодежи большую роль играют социально—гуманитарные науки.Поэтому не случайно, что в учебных заведениях введена новая учебная дисциплина — "Идея национальной независимости: основные понятия и принципы". А в передачах по телевидению и радио, в печати появляются новые и новые материалы с разъяснениями отдельных положений данного курса.
Узбекистан —
многонациональная страна. Сегодня
здесь вместе с узбеками проживают
около семи миллионов представителей
других национальностей. В их числе
свыше 1,2 миллиона русских, более миллиона
таджиков, почти столько же казахов,
- около 480 тысяч каракалпаков, примерно
470 тысяч татар. Здесь также проживают
немало киргизов, туркмен, yйгур, корейцев,
украинцев, армян, азербайджанцев,
башкир, белорусов, немцев, турков и др.
Заметим, что около четырех миллионов
узбекистанцев между собой общаются через
русский язык. Сегодня это — реальность
нашей общественной жизни.
Таким образом, здесь формируется сообщество, объединяющее представителей различных наций и концессий. Оно называется "народ Узбекистана". Жизненность и прочность такого сообщества зависит от мудрости каждого из нас. Понятие "народ Узбекистана" — это, скорее всего не этническое, а духовно - нравственное братство, выпестованное судьбой, окружающей атмосферой. По всей вероятности это — совокупность всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, сплоченных единой созидательной идеей, для которых Узбекистан является Родиной, интересы которой они готовы защищать.
Итак, национальная
идея, идеология независимости
отвечают интересам всех жителей
Узбекистана, И, как нам кажется,
они реальны, оптимальны и справедливы
в условиях многонациональной республики.
Достижение Узбекистаном государственной независимости и его историческое значение.
Узбекистан из-за
тоталитарной политики центра при огромных
природных богатствах, трудовых
ресурсах оказался обречен
на деформированное, однобокое развитие
народного хозяйства. К концу 80х
годов промышленный потенциал республики
выражался в наличии около 1500
предприятий, более 100 отраслей; Узбекистан
производил 1/4 часть золота, 2/3 хлопка,
1/3 каракуля, 60% шелка в СССР и вместе
с тем — гипертрофированно—
23 июня 1989 года первым
секретарем Узбекистана был
Годы перестройки
заложили тенденции - перемен в политической
и духовной сферах, способствовали
росту национального
В этот период начинается процесс зарождения общественных движений и партий. Предпосылки для возникновения разных политических течений назревали давно. В обществе к концу 80х годов ощущалась потребность в идеологии, на которую могло бы опереться негативное отношение к центральной власти и ее официальной идеологии.
1989 год — образовано народное движение "Бирлик" ("Единство"), объединение "Интерсоюз" (Интернациональный союз народов Узбекистана), народное движение "Эрк" ("Воля"), а с лета 1990 г. — демократическая партия "Эрк", Союз свободной молодежи, "Тумарис".
21 октября 1989 года
был принят закон "О
Определенное влияние на политическую жизнь республики оказали проведенные в феврале—марте 1990 года выборы в Верховный Совет Узбекистана на альтернативной основе.
В марте 1990 года 1 сессия
Верховного Совета 12 созыва приняла
решение об учреждении в Узбекистане
института президентства, тем самым,
заявив, что республика хочет жить
самостоятельно без указаний из центра.
Учреждение поста Президента
диктовалось необходимостью
усиления исполнительной власти, способной
оперативно и эффективно обеспечивать
осуществление экономических и
политических реформ, мер по социальной
и государственно—правовой
24 марта 1990 года
сессией Верховного Совета
20 июня 1990 года
была принята "Декларация о
суверенитете" Узбекистана. Руководство
республики взяло курс на
экономическую самостоятельность
и национальную независимость
— как единственного пути
Был принят ряд постановлений, отражающих курс республики на самостоятельно экономическое и политическое развитие. Например, Постановление Президиума Верховного Совета "О предприятиях, государственных объединениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Узбекистана".
Принятие "Декларации о суверенитете" диктовало необходимость разработки новой Конституции в соответствии с основными принципами "Декларации".
Была образована
конституционная комиссия в количестве
64 человек под председательством
Президента республики И.А.Каримова. Реорганизована
система местных органов власти
(хокимы). 1 ноября 1990 года был
принят закон о совершенствовании органов
власти и внесении изменений и дополнений
в Конституцию Узбекской ССР. Основным
направлением политики руководства
республики стало стабилизация
ситуации в республике,
обеспечение национального согласия и
гражданского мира.
Духовная жизнь Узбекистана. Возрождение морально — нравственных и культурных ценностей.
С первых же дней обретения Узбекистаном государственной независимости перед нами встала задача возрождения бесценного духовного и культурного наследия, создававшегося: на протяжении многих веков. Важное место в этом процессе занимают историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа. Благодаря усилиям ученых были заново открыты многие важнейшие страницы нашего прошлого. Факты свидетельствуют о том, что наш регион был одним из древнейших очагов цивилизации. Период XI—XII веков является периодом восточного ренессанса, давшего миру выдающихся личностей, таких как имам аль — Бухари, ат — Термези, ученых аль - Хорезми, аль Фергани, Абу Райхон Беруни и многих других. В эпоху Темуридов происходит новый интеллектуальный взлёт, отмеченный деятельностью Мирзо Улугбека и его сподвижников; Алишера Навои, Камалетдина Бехзода.
Объективность исторического анализа привела к восстановлению во всём его величии имени Амира Темура, как создателя мощного централизованного государства и покровителя науки и культуры. В 1996 году при поддержке международной общественности прошли торжества, посвященные 660-летнему юбилею Амира Темура, в рамках которых проведена Международная научная конференция. Также был открыт Государственный музей истории Темуридов в Ташкенте и Установлены памятник Амиру Темуру в Самарканде и Шахрисабзе. (Памятник Амиру Темуру в Ташкенте был открыт в 1993 г.).
Информация о работе Достижение Узбекистаном национальной независимости