Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа
Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют утверждать, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования банковского дела.
Целью данной работы является исследовать банковскую систему Республики Казахстан и дать оценку роли Национального Банка в макроэкономической стабилизации, на основе исследований сделать собственный вывод о проведенной работе Национального Банка в обеспечении стабильной денежной, кредитной и банковской системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ…………………………………………...3
1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3
1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков……………...5
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………….………………….8
2.1 Анализ работы Национального Банка Казахстана…………………………8
2.2 Новые направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан…………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3
1.2 Зарубежный
опыт функционирования
ГЛАВА
2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН………………………………………………….…
2.1 Анализ
работы Национального Банка
2.2 Новые
направления деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…27
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в средствах массовой информации и экономических изданиях часто встречаются материалы с положительными отзывами о банковском секторе Казахстана. Действительно, на постсоветском пространстве банковская система Республики Казахстан заслуживает самых высоких оценок. Это признают и многие международные финансовые организации, независимые экономические эксперты.
Однако, достигнутые результаты - это только начальный этап успешного функционирования всей финансовой системы.
Актуальность
темы исследования заключается в
том, что в перспективе все
зависит от того, какие меры будут
приняты со стороны государства
и Национального Банка
Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют утверждать, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования банковского дела.
Целью
данной работы является исследовать банковскую
систему Республики Казахстан и дать оценку
роли Национального Банка в макроэкономической
стабилизации, на основе исследований
сделать собственный вывод о проведенной
работе Национального Банка в обеспечении
стабильной денежной, кредитной и банковской
системы.
1.1
Формы организации, функции,
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными.
Государство,
издавая соответствующие
В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на1:
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).
Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаше всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства.
Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов.
Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
В
то же время независимость
В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.
Можно выделить основные цели Центральных банков:
В
конечном счете, любой центральный
банк в той или иной степени
сочетает черты банка и государственного
органа.
1.2 Зарубежный
опыт функционирования
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.
Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики — регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка2.
Центральный
банк не имеет дела непосредственно
с предпринимателями и населением.
Его главной клиентурой являются коммерческие
банки, выступающие как бы посредниками
между экономикой и центральным банком.
Последний хранит свободную денежную
наличность коммерческих банков, т.е. их
кассовые резервы. Исторически эти резервы
помещались коммерческими банками в центральный
банк в качестве гарантийного фонда для
погашения депозитов.
В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы3.
Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например, в США, большая часть бюджетных средств помешается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
От
имени правительства
Все
функции центрального банка тесно
взаимосвязаны. Кредитуя государство
и банки, центральный банк одновременно
создает кредитные орудия обращения, осуществляя
выпуск и погашение правительственных
обязательств, воздействует на уровень
ссудного процента. Названные функции
центрального банка создают объективные
предпосылки для выполнения им функции
регулирования всей денежно-кредитной
системы страны и, следовательно, регулирования
экономики. Функция денежно-кредитного
регулирования и банковского надзора
на современном этапе является важнейшей
функцией центрального банка.
ГЛАВА
2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1
Анализ работы Национального
Банка Казахстана