Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа
Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют утверждать, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования банковского дела.
Целью данной работы является исследовать банковскую систему Республики Казахстан и дать оценку роли Национального Банка в макроэкономической стабилизации, на основе исследований сделать собственный вывод о проведенной работе Национального Банка в обеспечении стабильной денежной, кредитной и банковской системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ…………………………………………...3
1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3
1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков……………...5
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………….………………….8
2.1 Анализ работы Национального Банка Казахстана…………………………8
2.2 Новые направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан…………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…27
С
получением суверенитета в декабре
1990, Казахстан приступил к
30 марта 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан", определяющий задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Республики Казахстан, его роль и место в банковской системе государства. Со времени издания Закона в связи с принятием 30 августа 1995 года новой Конституции страны в него неоднократно вносились изменения и дополнения.
Принятая 30 августа 1995 года на референдуме Конституция Республики Казахстан установила полную подотчетность Национального Банка Казахстана Президенту страны, что Казахстан означает:
представление Национальным Банком Казахстана по вопросам его компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.
Нынешний 2004 год знаменует новый этап в развитии Национального Банка. Для того чтобы дать качественную оценку данного развития, обратимся немного к истории.
Как известно, в начале 90-х годов Национальный Банк был вынужден с целью поддержки производства осуществлять выдачу льготных кредитов. Кроме того, в условиях неразвитой банковской системы имело место прямое обращение предприятий за кредитами в Национальный Банк. Предоставлялись кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита. Все эти функции не соответствовали функциям центрального банка.
В этих условиях Национальный Банк начал проводить реформирование банковской системы с целью содействия их адаптации к рыночным условиям. Одновременно проводилась интенсивная работа по изменению механизма рефинансирования банков. В частности, кредитные ре сурсы стали размещаться посредством кредитных аукционов, были прекращены выдача директивных кредитов и прямое кредитование дефицита бюджета. Банки второго уровня стали формировать кредитные ресурсы за счет привлечения временно свободных средств населения и взяли на себя функции кредитования экономики.
Все это означало, что Национальный Банк стал выполнять специфические для центральных банков функции. Его основной задачей стало обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то есть обеспечение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса.
Вскоре опережающее развитие банковского сектора привело к тому, что через свои дочерние организации банки начали активно осваивать деятельность на других сегментах финансового рынка: на рынке ценных бумаг, страховом рынке, в пенсионной системе. В результате все чаще стали появляться разнопрофильные объединения, оперирующие одновременно в разных сегментах финансового рынка. Это создало определенные трудности регулирования деятельности банков, поскольку регулирование деятельности отдельных сегментов финансового рынка осуществлялось разными надзорными органами.Поэтому Национальному Банку были последовательно переданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комиссии по ценным бумагам, осуществлявшей регулирование деятельности компаний по управлению пенсионными активами и банков-кастодианов (2001г.).
Комитета по регулированию
Таким образом, уже с середины 2002 года Национальный Банк занимал ключевую позицию в регулировании финансовых рынков страны. Но такое положение изначально носило характер подготовительных мероприятий к созданию самостоятельного регуляторного органа, подотчетного Президенту страны, завершихся созданием с 1 января 2004 года Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций.
Данное Агентство осуществляет оперативный и комплексный надзор за всеми финансовыми институтамии защитуправиин-тересов инвесторов. Как показывает мировая практика, такая организация надзора и регулирования наиболее эффективна для развития финансового сектора. Не последнюю роль при этом играет улучшение качества и снижение стоимости финансовых услуг за счет конвергенции финансовых услуги создания условий добросовестной конкуренции.
С передачей всех надзорных функций новому органу. Национальный Банк переходит на следующую ступень качественного развития своей деятельности.
Теперь Национальной Банк будет концентрировать свои усилия на развитии собственно денежно-кредитной политики и валютного регулирования.
Национальный Банк определил на ближайшие годы в качестве приоритетного направления максимальное приближение денежно-кредитной политики к стандартам Европейского союза.
Согласно последним изменениям в Законе Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан», вступившим в силу с 1 января 2004 года, основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для выполнения основной цели на Национальный Банк возложены следующие задачи:
Такая формулировка основной цели и задач Национального Банка более точно отражают объявленный Национальным Банком переход к стандартам Евросоюза и к принципам инфляционного таргетирования.
В частности, новая формулировка основной цели Национального Банка фактически означает смещение акцентов от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен, что является необходимой предпосылкой для введения принципов инфляционного таргетирования.
Главной особенностью принципов инфляционного таргетирования является его «направленность в будущее». Это означает, что основные параметры денежно-кредитной политики на ближайшие годы принимаются с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне-и долгосрочном периоде.
Это, конечно, усиливает ответственность Национального Банка за целевые показатели по инфляции.
Многие страны, использующие принцип инфляционного таргетирования, в условиях усиления ответственности за достижение поставленных целей по инфляции отходят от индексов потребительских цен, как ориентировано инфляции. Взамен рассматриваются такие индексы цен, которые отражают основные направления инфляционных тенденций и нивелируют влияние различного рода токов немонетарного происхождения существует много модификаций индексов, измерящих основные направления инфляционных тенденций. Совокупность таких индексов носит общее название "базовые индексы". Разные страны выбирают разные базовые индексы, исходя из критериев их приемлемости к специфике экономических ситуации в стране.
Национальный Банк с 2004 года также устанавливает ориентиры по инфляции исходя из индекса "базовая инфляция». В настоящее время Национальный Банк вместе с Правительством и Агентством по статистике работает над методикой расчетов базовой инфляции.
На 2004 год основная цель денежно-кредитной политики сформулирована, какудержэние среднегодовой "базовой инфляции- в пределах 4%-6%. Данные ориентиры еще будут скорректированы после утверждения методики расчетов базовой инфляции и проведения по ней уточняющих расчетов.
В число подготовительных мер по введению инфляционного таргетирования входит усиление регулирующей роли официальных ставок. Начиная с текущего года, переучет векселей будет производиться в соответствии с официальной ставкой рефинансирования, что несомненно будет способствовать повышению ее экономической роли.
Для успешности реализации новых правил денежно-кредитной политики необходимо также принять меры по повышению регулирующих возможностей Национального Банка. Это: расширение регулирования банковской ликвидности операциями открытого рынка, увеличение портфеля ценных бумаг Национального Банка и развитие новых финансовых инструментов.
Для
поддержания ценовой
В
области валютного
Ожидается достижение к 2007 году полной либерализацией валютных отношений. Меры по ослаблению валютных ограничений будут способствовать росту отечественного финансового рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных финансовых ресурсов для реального сектора.
Золотовалютные резервы Национального Банка будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта товаров и услуг.
Годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение высоких темпов экономического роста.
Будет продолжена работа по совершенствованию денежно-кредитной статистики и бухгалтерского учета. Планируется составление обзора финансового сектора на консолидированной основе с включением счетов кредитных товариществ и ипотечных компаний.
Особое внимание будет уделено созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек путем внедрения и развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорной технологии.
Дальнейшее развитие финансового рынка будет проводиться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам.
Содействие обеспечению стабильности финансовой системы по-прежнему остается в компетенции Национального Банка. При решении данной задачи Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по надзору и регулированию финансовых рынков и финансовых организаций.
В число важных задач развития финансовых рынков входят: дальнейшее совершенствование трехуровневой системы кредитования, ипотечного кредитования, системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц, системы государственного регулирования и надзора страховой деятельности. Кроме того, Национальный Банк будет содействовать работе Правительства по развитию системы жилищных строительных сбережений.
Одной из главных задач развития рынка ценных бумаг остается совершенствование механизмов привлечения сбережений населения через коллективные формы инвестирования.