Национальный банк Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют утверждать, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования банковского дела.

Целью данной работы является исследовать банковскую систему Республики Казахстан и дать оценку роли Национального Банка в макроэкономической стабилизации, на основе исследований сделать собственный вывод о проведенной работе Национального Банка в обеспечении стабильной денежной, кредитной и банковской системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2

ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ…………………………………………...3
1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3

1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков……………...5


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………….………………….8

2.1 Анализ работы Национального Банка Казахстана…………………………8

2.2 Новые направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан…………………………………………………………………………15


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…27

Файлы: 1 файл

К Национальный банк.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Для совершенствования системы защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг будет осуществляться переход к международным стандартам раскрытия информации.

     И, наконец, Национальный Банк намерен  активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). 

   2.2 Новые направления деятельности  Национального Банка Республики  Казахстан

   Переход на принципы инфляционного таргетирования

     На  период до 2006 года Национальный Банк ставит перед собой  задачу снижения среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом  потребительских цен, до 4-5 % годовых.

     Такая постановка задачи обуславливает необходимость  перехода Национальным Банком от инструментальных правил к принципам инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании в качестве целевого показателя рассматривается инфляция, а основным оперативным показателем служит одна из официальных краткосрочных  процентных ставок.

     При таргетировании денежно-кредитной политики для  возможности обязательного достижения поставленной цели необходимо знать, каким  образом изменяются действия оперативного показателя на целевой показатель.  Передача управляющих сигналов происходит по различным каналам. Среди них каналы  совокупного спроса, совокупного предложения, валютного и процентного паритетов  и другие. Совокупность данных каналов передачи и их взаимосвязей между собой  носит название трансмиссионного механизма. Таким образом, трансмиссионный  механизм - это механизм передачи воздействия управляющих сигналов на целевой  показатель.

     С переходом к таргетированию инфляции будет создан  механизм, обеспечивающий строгое соблюдение обязательств по достижению  поставленной цели, что  повысит доверие к проводимой денежно-кредитной политике.

     В настоящее время в Казахстане имеются некоторые  предпосылки  для начала подготовки к переходу на принципы инфляционного  таргетирования:

    • макроэкономическая стабильность и устойчивое состояние  бюджета;
    • устойчивость валютного курса;
    • устойчивое развитие финансовой системы;
    • независимость Национального Банка, отказ от  финансирования дефицита республиканского бюджета за счет средств Национального  Банка;
    • официальное закрепление за Национальным Банком функции  поддержания низкого уровня инфляции;
    • информационная открытость.

     Несмотря  на это, переход на принципы инфляционного  таргетирования сопряжен с некоторыми проблемами политического, экономического и  технического характера.

     Политические  проблемы включают определение и  формирование законодательной базы, степени ответственности уполномоченных органов за  выполнение достижения взятых обязательств и некоторые другие аспекты.

     Среди экономических проблем наиболее существенной является  недостаточность  портфеля ценных бумаг Национального Банка для проведения  полномасштабных операций репо в объеме достаточном для поддержки официальных  ставок, как основных инструментов регулирования ликвидности.

     Техническая проблема включает в себя разработку модели трансмиссионного механизма, объясняющего процесс воздействия денежно-кредитной  политики на экономику.

     В целях перехода на принципы инфляционного  таргетирования  предполагается принятие следующих мер:

    • по содействию развитию вторичного рынка ценных бумаг;
    • по значительному расширению портфеля ценных бумаг  Национального Банка;
    • по развитию новых финансовых инструментов, которые увеличат регулирующие возможности Национального Банка, повысят гибкость  финансового рынка и позволят снизить ряд присущих ему рисков;
    • по созданию условий для перехода от регулирования  ликвидности нотами Национального Банка к использованию операций репо и  официальных ставок как основных инструментов регулирования финансового рынка;
    • по разработке методики построения приемлемого в условиях  Казахстана вида "основной инфляции" (core inflation), которая бы  снижала шумовую волатильность ценовых индексов, обусловленную немонетарными  факторами, и могла быть использована как ориентир для денежно-кредитной  политики;
    • по разработке модели трансмиссионного механизма и  определению операционных процедур достижения целевых уровней;
    • по конкретизации общей схемы проведения монетарной  политики с использованием принципов инфляционного таргетирования и ее апробация  в течение определенного периода.
 

   Совершенствование денежно-кредитной статистики в  Республике Казахстан

     Денежно-кредитная  статистика состоит из комплексного набора данных о запасах (остатках) финансовых и нефинансовых активов  и пассивов  финансовых организаций  страны. С декабря 2001 года аналитическая  основа  денежно-кредитной статистики в Казахстане отражает концепции и определения,  которые в целом соответствуют рекомендациям руководства МВФ по составлению  денежно-кредитной и финансовой статистики.

     Данные  по денежно-кредитной статистике охватывают счета  Национального Банка и банков второго уровня, действующих в Казахстане, на основе которых составляются монетарные обзоры по Национальному Банку, банкам  второго уровня и банковской системе. Монетарный обзор Национального Банка  содержит данные по всем компонентам денежной базы, которая включает в себя  обязательства Национального Банка, лежащие в основе денежных агрегатов страны.  Монетарный обзор банков второго уровня включает в себя данные по обязательствам  банков, включаемых в национальный показатель денежной массы.

     Для составления обзора финансового сектора, который является наиболее широким по институциональному охвату и содержит консолидированные данные по всем институциональным единицам финансового сектора  страны планируется расширить охват денежно-кредитной статистики за счет  включения счетов кредитных товариществ и счетов остальных финансовых институтов (ломбарды, страховые компании, пенсионные фонды и т. д.). Это необходимо для того, чтобы денежно-кредитная и финансовая статистика могла давать более адекватную картину финансовой деятельности в стране. При составлении обзора  финансового сектора денежно-кредитная и финансовая статистика в Казахстане  будет охватывать максимально широкий круг инструментов и учреждений для  отражения общей картины изменений на финансовом рынке страны.

Либерализация валютных отношений

     В настоящее время стабильный приток иностранного капитала в  республику, устойчивость платежного баланса и  обменного курса позволяют  переключить  акцент политики валютного регулирования  с жесткого контроля над оттоком капитала на задачу повышения эффективности использования финансовых  средств, а также развития внутреннего финансового рынка и появления новых  финансовых инструментов.

     Основные  направления и этапы валютной либерализации отражены в Концепции  либерализации валютного режима в Республике Казахстан, в соответствии с которой для реализации  первого этапа принята Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы, определяющая снятие отдельных  ограничений в отношении наиболее привлекательных и экономически оправданных  валютных операций. В рамках Программы предусмотрены совершенствование информационной базы по валютным операциям, создание эффективного механизма  предотвращения масштабных спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке и  контроля за краткосрочными потоками капитала, а также систематизация и  упрощение процедур валютного контроля. Реализация положений Программы создаст  предпосылки для перехода от ограничительного режима валютного регулирования к рыночным формам и методам мониторинга и контроля за масштабными и потенциально  дестабилизирующими потоками капитала.

     Полной  либерализации валютного режима, то есть перехода от  разрешительного  к регистрационному, уведомительному  порядку проведения валютных  операций и конвертируемости национальной валюты по текущим и капитальным  операциям (второй и третий этапы либерализации) предполагается достичь к 2007  году. Для реализации этой цели будет подготовлена соответствующая Программа  либерализации валютного режима на 2005-2007 годы, закладывающая принципы полной конвертируемости национальной валюты. При этом за Правительством и Национальным Банком сохранится право введения ограничений в случае возникновения кризисных  явлений.

Платежная система

     Важной  задачей государства в развитии платежной системы  являются полное приближение платежной системы Казахстана к стандартам  Европейского союза, внедрение и развитие новых видов платежных инструментов.

     Также необходимы создание и развитие Национальной системы  платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных  карточек в Казахстане.

     Кроме того, важным направлением являются построение общей  платежной системы стран  СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на  национальных валовых  системах расчета в режиме реального времени, а также  популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом.

     В настоящее время платежные системы  Казахстана отвечают  всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми  организациями к  платежным системам развитых стран. При этом, нормативная  база и технологии,  используемые в платежных системах, постоянно  совершенствуются и повышаются.

     Так, последние разработки в странах  Европейского союза  направлены на развитие систем платежных карточек на основе микропроцессорных  технологий. В этой связи, в рамках мероприятий  по приближению платежных систем  Казахстана к стандартам Европейского союза, Национальный Банк планирует сосредоточить свои усилия на внедрении и развитии платежных карточек на основе  микропроцессорных карточек в Казахстане.

     Первый  шаг в направлении внедрения  платежных карточек на основе микропроцессорных карточек уже сделан принята Программа развития  Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе  микропроцессорных карточек в Республике Казахстан. Предусмотренное Программой  использование платежных карточек на основе микропроцессорных карточек позволит  в будущем создать единое "платежное" пространство по обслуживанию  населения, торгово-сервисных предприятий, независимо от того в каком банке они  обслуживаются.

     Развитие  системы платежных карточек на территории  Республики Казахстан будет способствовать расширению безналичного денежного оборота, снижению расходов на эмиссию и обслуживание наличных денег, а также  перейти от менее эффективных платежных инструментов (как, например чеки) к  новым более эффективным видам платежных инструментов.

     Для этих целей по инициативе Национального  Банка создана  специальная организация  Национальной межбанковской системы  платежных карточек  акционерное  общество "Процессинговый центр" (далее - процессинговый  центр), на которую  возложены функции по обработке транзакций по платежным  карточкам, маршрутизации и клирингу платежей, осуществленных с использованием  платежных карточек, в том числе и платежных карт международных платежных систем.

     Деятельность  процессингового центра также предполагается  развивать в области создания и развития на базе микропроцессорных карт систем  электронной коммерции (E-Commerce), предоставления услуг по электронной коммерции коммерческим организациям, корпоративным и частным клиентам,  государственным учреждениям; оказания услуг по социальным вопросам:  страхование, идентификация граждан, выписки по остаткам в накопительных пенсионных фондах и т.д.

     Долгосрочные  стратегические цели внедрения Национальной  межбанковской системы платежных  карточек на основе микропроцессорных  карточек  заключаются в сохранении за Национальным Банком способности эффективно  управлять находящейся в обращении денежной массой, ограничении системного и  других рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков  или подорвать доверие к платежной системе, развитии новых эффективных, мало  рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг  потребителям.

     Для внедрения Национальной межбанковской  системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек необходима последовательная  реализация следующих мероприятий:

    • формирование правовых отношений, связанных с созданием  системы;
    • определение спроса потребителей, готовности торговых (обслуживающих)  организаций принимать к оплате платежные карточки;
    • определение методов предотвращения потенциальных  преступлений с использованием платежных карточек, а также последствия и  потенциальные риски для держателей платежных карточек.

Информация о работе Национальный банк Казахстана