Цивилизация Майя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время на территории Мексики (п-ов Юкатан) и в Белизе проживает современный индейский народ майя. Несмотря на то, что со дня гибели их древних предков прошли тысячи лет в общих чертах описание современных майя сильно не изменилось. Для того, чтобы понять причину того, что позволило майя вопреки всем трудностям успешно развиваться и дожить до наших дней, я считаю необходимым дать характеристику данной цивилизации, а также выяснить причину ее гибели.

Файлы: 1 файл

Майя.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     «…в целом социальный строй майя имеет много общего с древневосточным обществом на ранних этапах его развития (Шумер, Индия, Египет и др.)»13

     С другой стороны власть жрецов подкреплялась научными знаниями, достигшими у майя наивысшего уровня. Этот народ успешно справлялся с такими тесно связанными между собой науками, как астрономия, математика, письменность, география и медицина. Во многом необходимость в знаниях такого рода обуславливалась основным родом занятий майя – земледелием.  Так, созданная календарная система майя обладала невероятной точностью и возможностью считать на тысячи и миллионы лет вперед. Именно благодаря календарю земледелие майя достигло столь успешных результатов. Говоря о заслугах в астрономии, можно сделать вывод, что майя проводили постоянные наблюдения, сделанные несколькими поколениями, причем все работы осуществлялись постепенно с чрезвычайной тщательностью и с высокой степенью самоотдачи и строгости. В целом у майя «аппарат астрономических сведений… слишком необычен для того, чтобы им обладали… какие-то индейцы…»14

           Насущные потребности  повседневной жизни заставляли майя обращаться к счету, т.е. к азам математики. В основе арифметики майя лежала двадцатиричная система счисления (умножение на 20). Эпоха отмерялась двадцатилетиями; месяц состоял из 20 дней. Существовала тринадцатидневная неделя и четырехгодичный цикл, а также пятьдесят двухлетний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцев и 5 дней без названия (у майя каждый день имел свое название). Четвертый год считался несчастливым (как у нас високосный). Год начинался с 26 декабря 9зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и день имел свое название. Летоисчисление велось, по подсчетам ученых, с 5041738 г. до н.э. Начальная дата хронологии – 3113 год н.э.

     Древние майя умели рассчитывать наступление  солнечных затмений, знали периоды  обращения Луны, Венеры, Марса, Сатарна, Меркурия и Юпитера. Астрономические  наблюдения производилисьс вершин пирамид храмов невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.

     У них существовала двадцатеричная система  исчисления, искусная в своей простоте. Числа майя писали при помощи точек и тире, либо путем изображения человеческих голов или фигур. Развитие математики способствовало существованию и развитию земледелия в частности и экономики в целом. Также решающую роль в развитии экономики играли и познания в области географии. Майя регистрировали все метеорологические явления, имеющие большое значение для прогнозов по сельскохозяйственным работам. Считается, что большинство народа майя хотя бы частично владела грамотой, 1/3 полностью умела читать. Умеющих же писать было очень мало – недаром писцы стояли на верхних ступенях общества. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

     Однако  все эти науки не получили бы столь широкого развития без письменности. В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические.

     Считается, что большинство народа майя хотя бы частично владела грамотой, 1/3 полностью  умела читать. Умеющих же писать было очень мало – недаром писцы стояли на верхних ступенях общества. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

     Исследователь Михаил Д. Сое считает, что майя имели и «бытовую» письменность, которая до нас не дошла. Он уверен в существовании персональной и дипломатической переписки, экономических документов. Другой исследователь Николай Грубе считает, что «шрифт для хозяйственных целей был разработан особо». Но ритуальная функция шрифта нередко была важнее, чем просто средство коммуникации. Что доказывают надписи, сделанные высоко на зданиях или стелах, которые невозможно прочесть.

     Для нас утеряны литературные произведения майя, их эпос, запечатлевший исторические и мифологические события, утеряны также экономические документы, акты о земле и т.д. Из сохранившихся рукописей известны три: «Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара») и «Пополь Вух» («Книга народов»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении.

     Существует  предположение, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Как и другие области науки, письменность являлась привилегией жречества и знати. Иероглифическая письменность майя до сих пор считается неразгаданной до конца. Русский исследователь Кнорозов долгое время занимался расшифровкой майяских иероглифов и достиг в этой области определенных результатов. В частности было выяснено, что письмо майя состояло из фонетических, идеографических и ключевых слов. Развитие письменности способствовало возникновению литературы и истории.

     Медицинские знания древних майя были достаточно обширными, но имели еще, как и  другие разновидности полезных знаний, большие иррациональные приемы и  связь с религией. В целом теоретические  положения медицины майя были значительно слабее, чем их чисто лечебные достижения.  Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если заболевания были вызваны “плохими ветрами”, или насланы врагами, или вызваны нарушениями религиозных предписаний, считалось, что излечить их может только колдовство. 

     Знахари установили настоящую симптоматологию болезней, согласно которой они предписывали средства растительного или животного происхождения, готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей, эффективность которых была доказана эмпирически. 

     Знахари применяли часто терапевтический  метод, основанный на элементарном принципе: лечить подобное подобным. Но сходство для майя было поверхностным, потому что на самом деле речь шла о попытке сравнить цвет, связываемый с симптомом с цветом растения, предназначенного для лечения. Например, желтые цветы использовались против желтухи или разлития желчи.  

     Среди знахарей имелась некоторая профессиональная дифференциация. Костоправы лечили все  виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги были способны осуществить, хотя и не всегда успешно, судя по археологическим свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.  

     Описывая  майяское общество, я считаю необходимым  рассматривать и его искусство. В целом оно также отражало социальные и политические условия, в которых существовала цивилизация. Надо сказать, что майя никогда не были кочевниками. По имеющимся данным, они жили на очень ограниченной территории, практически не выходя за ее пределы. Большая часть индейцев жила в городах, лишь крестьяне селились в хижинах около города.

     Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях (стилобатах), форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений – четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; иногда лестницы устраивались по всем четырем сторонам.

     Памятникам  архитектуры майя в различных  областях свойственна большая однотипность, что объясняется в первую очередь  одинаковыми техническими возможностями. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.

     Памятники архитектуры свидетельствуют о  том, что архитекторы обладали значительными  инженерными и математическими  познаниями. Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами, веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Особенностью архитектуры майя является привязанность к нефриту (наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской). Кроме того из него изготовляли статуэтки, маски, украшения, монеты, таблички с иероглифическими текстами.

     Архитектурные принципы проистекают из особенностей построения жилища крестьянина. По причине того, что религия играла решающую роль в жизни всего общества, разумно предполагать, что большинство архитектурных ценностей майя – это храмы. Майя строили их в виде ступенчатых пирамид, при этом, однако, никогда не достигался действительно пирамидальный геометрический объем, известный в Египте. Для знати и жрецов строились дворцы, представляющие собой сеть жилых помещений. Большая часть архитектурных памятников майя имела одну или две площадки для игры в мяч. Если архитектура в основном несет в себе информацию о структуре общества, то скульптура позволяет глубоко проникнуть в различные сферы жизни майяского общества. Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначально ее материалом было дерево, позднее в монументальных памятниках замененное известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготовлялись из разных пород дерева, а статуи богов только из кедра. Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов. Стелы с надписями устанавливались в честь каждого двадцатилетия, смены правителя и другого сколько-нибудь значимого события.

     В X веке наступает расцвет скульптуры майя, выделяются различные скульптурные школы: Пьедрас-Неграс, Паленке, Копана, Киригуа, Яшчилана. Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике – терракотовых статуэтках, изображавших божеств и людей, и изделиях из нефрита. Остров Хайна известен лучшими образцами терракот.

     В середине XVI века было уничтожено более 5 тысяч деревянных идолов. Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров.

     Очень развита у майя была керамика, обработка  камня и работа по металлу. Вообще можно сказать, что «майя добились всех своих поразительных технических и архитектурных достижений не прибегая к металлу; последний получил распространение только в период после 900 г. н.э.»15 

     Живопись  с ее богатством цветовой гаммы и  возможностью изображать сцены с  многочисленными участниками еще более, чем скульптура, позволяет нам увидеть жизнь народа майя. Она запечатлела сцены из жизни майя как бы в движении. 

     До  сих пор не удалось определить точно, какую технику применяли  майя для настенной живописи: фреска ли по слою еще влажной штукатурки или темпера по уже сухой поверхности. Возможно, что использовались оба эти метода. При анализе некоторых настенных росписей можно убедиться, что в начале какой-то светлой краской намечались контуры фигур и основные внутренние линии; затем накладывались различные цвета, каждый на определенном участке; обычно они покрывали внутренние линии, которые потом вновь прочерчивались разведенной черной краской, чтобы подчеркнуть дополнительные детали. Одни части тел закрашивались темнее, другие - светлее, но, видимо, различиями в тональности не стремились создать трехмерный эффект. Не заметно также попыток представить перспективу в тех сценах, которые имеют несколько планов. Интерес художника сосредоточен на линии, и действительно рисунок выявляет большое мастерство живописца. 

     Краски  применялись растительного и  минерального происхождения. Цвета  охватывают широкую гамму: красный, желтый, зеленый, голубой и синий, фиолетовый, сепия, кофе, помимо белого и черного. Смешивание цветов и их большая или меньшая концентрация давали богатейшую палитру. 

     Очень немногие настенные росписи устояли  перед непогодой и временем, и  только некоторые из них удалось  найти и скопировать. Вероятно, большинство  храмов имели росписи с историческими, религиозными и орнаментальными мотивами.

     Керамика.

     Когда какой-либо народ переходит к  земледелию, он начинает нуждаться  в емкостях для варки растительных продуктов. Кроме того , земледельческий  народ располагает свободным  временем, которое он может использовать для изготовления полезных предметов. Формы сосудов функциональны и сходны во всех частях света, т.к. они отвечают одинаковым потребностям и изготовляются из того же материала; они включают прежде всего горшки, вазы, миски, тарелки, разнообразные по формам , пропорциям и размерам. 

     Обычно  мастера майя использовали местную  глину, но если ее не хватало- привозили  из других районов. Чтобы уменьшить  избыточную пластичность глины и  избежать ее растрескивания при обжиге, добавлялись частицы обезжиривателя, которые могли быть минерального происхождения(песок, фрагменты вулканических пород, кварц, слюда), растительного(семена, волокна) или животного. Ремесленники майя не знали гончарного круга, известного в других культурах, хотя, вероятно, они использовали два блюда, соединенные выпуклыми донцами. При этом верхнее вращалось на нижнем, находившемся в перевернутом положении, - таким образом получался очень простой гончарный круг. 

Информация о работе Цивилизация Майя