Цивилизация Майя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время на территории Мексики (п-ов Юкатан) и в Белизе проживает современный индейский народ майя. Несмотря на то, что со дня гибели их древних предков прошли тысячи лет в общих чертах описание современных майя сильно не изменилось. Для того, чтобы понять причину того, что позволило майя вопреки всем трудностям успешно развиваться и дожить до наших дней, я считаю необходимым дать характеристику данной цивилизации, а также выяснить причину ее гибели.

Файлы: 1 файл

Майя.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

              До  открытий Колумба жители Старого  света вряд ли вообще подозревали  о том, что за просторами океанов  в Западном полушарии обитает  значительная часть рода человеческого.

                               Гуляев В.И.1

     Американская  историография обычно начинает историю  своего народа с момента высадки на территории Северной Америки первых переселенцев из Европы. Тем самым обосновывается европейское происхождение, а индейское, коренное население объявляется чуждым и не имеющим к американской истории якобы никакого отношения. Это, на мой взгляд, принципиально неправильно. Америка не являлась безлюдным континентом, с давних времен ее населяли многочисленные жители, хозяйственный строй и быт которых отличался своеобразием. К моменту европейской колонизации в Америке существовало множество индейских культур.

     Больше  всего мое внимание привлекла  цивилизация древних майя. Просмотрев имеющийся в литературе материал о ней, я к своему удивлению  обнаружила, что в работах ученых и исследователей таких, как Рус, Ламберг-Карловски, Саблов, Галленкамп, Гуляев, рассмотревших множество проблем, касающихся данной цивилизации, присутствует в некоторой степени неоднородность и множественность излагаемых сведений. И это дает в общем плане расплывчатую картину с яркими, выразительными чертами, характерными майя.

     В настоящее время на территории Мексики (п-ов Юкатан) и в Белизе проживает  современный индейский народ  майя. Несмотря на то, что со дня гибели их древних предков прошли тысячи лет в общих чертах описание современных  майя сильно не изменилось. Для того, чтобы понять причину того, что позволило майя вопреки всем трудностям успешно развиваться и дожить до наших дней, я считаю необходимым дать характеристику данной цивилизации, а также выяснить причину ее гибели.

       Моей главной целью стало выяснение  того, что по-настоящему убило майяскую цивилизацию. Я думаю, что ответить на этот вопрос можно только после анализа основных характеристик древней цивилизации.

     При написании контрольной работы были использованы труды таких ученых – историков как Ч. Галленкамп , В.И. Гуляева,  К. Керама, К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. История майя 

     Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать  южные земли, известные теперь под  названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная Мексика, Гондурас, Сальвадор. В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки. Примерно в 1500 году до н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя.2 Всю историю цивилизации майя принято разделять на четыре периода: «Доклассический», ранний «классический», поздний «классический» и «постклассический».

     I.1. «Доклассический» период (1500 год до н. э.–250 год н. э)

     Люди  приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились повышать урожайность полей. По всей области майя возникают густонаселенные поселки сельского типа. Около 1000 года до н. э. сельские жители Куэльо (на территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших. Соблюдая положенный церемониал: в могилу клали кусочки зеленого камня и другие ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.

     Власть  ольмеков кончилась. Начинается рост и  процветание южных торговых городов  майя. С 300 года до н. э. по 250 год н. э. возникают такие крупные центры, как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Майя достигли значительных успехов в области научных знаний. Используются ритуальный, солнечный и лунный календари. Они представляют собой сложную систему взаимосвязанных календарей. Эта система позволяла индейцам майя фиксировать важнейшие исторические даты, делать астрономические прогнозы и смело заглядывать в столь отдаленные времена, о которых даже современные специалисты в области космологии не берутся судить. Их вычисления и записи основывались на гибкой системе счета, включавшей в себя символ для обозначения ноля, неизвестный древним грекам и римлянам, а в точности астрономических расчетов они превосходили другие современные им цивилизации. Из всех древних культур, процветавших в Северной и Южной Америке, только майя обладали развитой системой письменности. И именно в это время и начинает развиваться иероглифическая письменность майя. Иероглифы майя похожи на миниатюрные рисунки, втиснутые в крошечные квадратики. В действительности же это единицы письменной речи - одной из пяти оригинальных систем письменности, созданных независимо одна от другой. Некоторые иероглифы – слоговые, но большая их часть – это идеограммы, обозначающие фразы, слова или части слов. Иероглифы вырезали на стелах, на притолоках, на вертикальных плоскостях каменных лестниц, на стенах гробниц, а также писали на страницах кодексов, на глиняной посуде. Около 800 иероглифов уже прочитаны, и ученые с неослабивающим интересом занимаются дешифровкой новых, а также дают новые истолкования уже известным символам.3

     В этот же период возводятся храмы, которые  украшаются скульптурными изображениями  богов, а затем и правителей майя. В гробницах правителей майя этого  периода находят богатые приношения.  
 

     I.2. Ранний «классический» период (250-600 годы н. э.)

     К 250 году н.э. Тикаль и соседний с ним  город Вашактун становятся главными городами в центральной низменной  зоне на территории майя. В Тикале было все: и гигантские храмы-пирамиды, и  дворцовый комплекс, и площадки для игры в мяч, и рынок, и паровая баня.

     Общество  разделилось на правящую элиту и  подчиненный ей трудящийся класс  земледельцев, ремесленников, торговцев. Благодаря раскопкам нам стало  известно, что социальное расслоение в Тикале касалось в первую очередь жилища. В то время как простые общинники жили в разбросанных тут и там среди лесов поселках, правящая элита получала в свое распоряжение более или менее четко очерченное жизненное пространство Центрального акрополя, который к концу классического периода превратился в настоящий лабиринт из зданий, построенных вокруг шести просторных внутренних дворов на площади около 2,5 квадратных километров. Здания состояли из одного-двух рядов длинных помещений, разделенных поперечными стенками на ряд комнат, каждая комната имела свой выход. «Дворцы» служили жилищем для важных персон, кроме того, здесь, вероятно, размещалась городская администрация.

     Начиная с III века правители, наделенные высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и  стелы с изображениями и надписями, призванными увековечить их правление; обряд посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датированная 292 годом) найдена в Тикале.

     I.3. Поздний «классический» период (600-900 годы н. Э.)

     Классическая  культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и  храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Появляются новые влиятельные центры. На западе области майя процветает Паленке. Правители Паленке отличались большим строительным рвением и создали большое количество храмов, дворцовых комплексов, царскую усыпальницу и другие постройки. Но что важнее всего – скульптурные изображения и иероглифические надписи, которыми изобилуют эти сооружения, дают нам представление о том, что правители и послушный им народ считали главным, что в этот период произошли некоторые изменения в роли, которая отводилась правителю, и эти-то изменения косвенно указывают на причину краха такой, казалось бы, благополучной цивилизации, какой была цивилизация майя в «классический период».

     В VII веке снискал себе славу и юго-восточный  город Копан. Многие надписи и  стелы Копана показывают, что городом  в течение 4-х столетий, с V века н. э., правила одна династия. Благодаря такой стабильности город приобрел вес и влияние.

     В то время войны между городами были обычным явлением. Несмотря на то, что правители городов приходились  друг другу родственниками вследствие междинастических браков, да и в культуре – искусстве и религии – этих городов было много общего.

     Продолжает  развиваться искусство, ремесленники снабжают знать различными изысканными  поделками. Продолжается строительство  церемониальных зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей. Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX веке, города центральных низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс Копан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.

     I.4. «Постклассический» период (900-1500 годы н. э.)

     Истощение природных ресурсов, упадок сельского  хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии, вторжения из вне, социальные потрясения и непрекращающиеся войны  – все это как вместе, так  и по отдельности могло послужить  причиной заката цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 году н. э. Строительство на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна в холмистой местности Пуук, существуют вплоть до 1000 года.

     Исторические  хроники и данные археологии свидетельствуют  о том, что в X веке н.э. На Юкатан вторглись  воинственные центрально мексиканские племена – тольтеки. Но, не смотря на все это в центральной области полуострова население уцелело и быстро приспособилось к новым условиям жизни. И спустя короткое время появилась своеобразная синкретическая культура, соединяющая в себе майянские и тольтекские черты. В истории Юкатана начался новый период, получивший в научной литературе название «мексиканский». Хронологически его рамки приходятся на X – XIII века н.э.

     Центром этой новой культуры становится город  Чичен-Ица. Именно в это время  для города наступает пора процветания, продолжающаяся 200 лет. Уже к 1200 году огромна площадь застройки (28 квадратных километров), величественная архитектура и великолепная скульптура говорит о том, что этот город был главным культурным центром майя последнего периода. Новые скульптурные мотивы и архитектурные детали отражают возросшее влияние мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развившейся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан. Юкатанские майя, по-видимому, вели между собой более жестокие войны по сравнению с теми, что велись их собратьями на юге.

     По  мнения ученых, на поведении северян  сказалось влияние других народов, вторгшихся на территорию майя. Не исключено  что вторжение происходило мирным путем, хотя это и мало вероятно. Так главным городом на Юкатане становится Майяпан. Майяпан, обнесенный стеной, был городом хаотичной застройки. Численность населения в городе достигала 12 тысяч человек. Ученые предполагают, что в Майяпане был достаточно высокий уровень экономики, и что общество майя постепенно переходило на деловые отношения, уделяя все меньше внимания древним богам.

     250 лет в Майяпане правила династия  Кокомов. Они сохраняли за собой  власть, удерживая своих потенциальных врагов в заложниках за высокими стенами города. Повседневная жизнь династии большей своей частью была занята увеселениями, танцами, пирами и охотами.

     В 1441 году Майяпан пал в результате кровавого восстания, поднятого  вождями соседних городов, город был разграблен и сожжен. Падение Майяпана прозвучало похоронным звоном над всей цивилизацией майя, поднявшейся из джунглей Центральной Америки до небывалой высоты и канувшей в бездну забвения. Майяпан был последним городом на Юкатане, которому удавалось подчинить себе другие города. После его падения конфедерация распалась на 16 соперничающих между собой мини-государств, каждое из которых боролось за территориальные преимущества силами собственной армии. В постоянно разгоравшихся войнах города подвергались набегам: захватывали в основном молодых мужчин, чтобы пополнить ими войско или принести их в жертву, поля поджигали, чтобы заставить земледельцев подчиниться. В непрерывных войнах архитектура и искусство были оставлены за ненадобностью.

     Вскоре  после падения Майяпана, всего через несколько десятилетий, на полуострове высадились испанцы, и участь майя была решена.

     I.5. Встреча Нового и Старого Света

     Первый  контакт двух культур происходил при участии самого Христофора Колумба: во время своего четвертого плавания в предполагаемую Индию (а он верил, что открытая им земля – Индия) его корабль проходил мимо берегов северной части современного Гондураса и у острова Гуанайя встретил каноэ, сделанное из целого ствола дерева, шириной в 1,5 м. Это была торговая лодка, и европейцам были предложены медные пластины, каменные топоры, керамические изделия, какао-бобы, одежды из хлопка.

     В 1517 г. три испанских корабля, шедшие на поимку рабов, пристали к неизвестному острову. Отбив атаку воинов майя, испанские солдаты при дележе добычи нашли украшения из золота, а золото должно было принадлежать испанской короне. К 1547 г. покорение майя завершилось, хотя некоторые племена укрылись в густых лесах центральной части полуострова Юкатан, где им и их потомкам еще 150 лет удавалось оставаться непокоренными.

Информация о работе Цивилизация Майя