Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:28, контрольная работа
В настоящее время на территории Мексики (п-ов Юкатан) и в Белизе проживает современный индейский народ майя. Несмотря на то, что со дня гибели их древних предков прошли тысячи лет в общих чертах описание современных майя сильно не изменилось. Для того, чтобы понять причину того, что позволило майя вопреки всем трудностям успешно развиваться и дожить до наших дней, я считаю необходимым дать характеристику данной цивилизации, а также выяснить причину ее гибели.
Эпидемии оспы, кори и гриппа, к которым у коренного населения не было иммунитета, унесли жизни миллионов майя. Испанцы жестоко искореняли их религию: рушили храмы, разбивали святыни, грабили, а тех, кто был замечен в идолопоклонстве, монахи-миссионеры растягивали на дыбе, ошпаривали кипятком, наказывали плетьми. Во время трехмесячной инквизиции в 1562 году пыткам было подвергнуто около 5 000 индейцев, из них 158 человек погибли.
Индейская
культура уничтожалась всеми возможными
способами. И всего сто лет спустя после
прихода европейцев о славном прошлом
майя не осталось и воспоминаний.
II. Цивилизация древних майя
II.1. Экономика
Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек.4
Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Америки? Почему майя обосновались в столь непригодном для жизни месте? Точного ответа на эти и другие вопросы у нас нет. В разные времена ученые высказывали иногда и совсем противоположные версии. А на сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.5
Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.
Майя создали необыкновенные сами по себе города. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными (например: «Тикаль» придумали археологи, а «Паленке» по-испански – крепость).
Много чего приходиться археологам домысливать и придумывать самим. Вряд ли когда-нибудь мы будем точно знать, что тогда происходило, и как жили эти загадочные, экзотичные для нас индейцы. Но это не останавливает энтузиастов ученых. И с каждым годом мы хоть на чуть-чуть, но приближаемся к разгадкам тайн цивилизации майя.
Мне кажется, что судьба того или иного народа зависит от того, где он проживает, и какой род занятий ведет. Поэтому описание древних майя логичнее всего начинать с рассмотрения их области поселения. Территория древних майя охватывает юго-восточную часть Мексики, Гондурас и Гватемалу. По характеру природно-климатических и географических условий эту область можно разделить на три хорошо различимые зоны: южную, центральную и северную. Наиболее благоприятными районами для возникновения майяской культуры оказались центральная и северная зоны, т.к. характер их рельефного покрова – равнина, в отличие от южного, представленного в основном горными цепями. Это предопределило род основных занятий майя – земледелие.
Существует предположение, что “на протяжении всей истории майя их земледелие носило крайне примитивный характер”.6 Однако такое примитивное земледелие, а точнее подсечно-огневая система мильпа, было характерно только для ранних периодов развития майя. Исследования В.И.Гуляева в этой области свидетельствуют о том, что в 1-ом тыс. н.э. у майя имелись более интенсивные виды земледелия, а также возможно сама система мильпового земледелия носила более продуктивный характер. Однако одно земледелие не могло обеспечить полноценное существование майяского народа, поэтому нельзя сбрасывать со счетов и другие виды добычи пищи: собирательство; охоту; рыболовство; всестороннюю эксплуатацию морских, речных и озерных пищевых ресурсов; разведение собак; пчеловодство. Особенное внимание необходимо уделить одомашниванию и приручению животных. Керам пишет, что “цивилизация майя … не знала ни домашних, ни вьючных животных”. Эта точка зрения, как мне кажется, является ошибочной, т.к. древние майя разводили собак, причем не только для еды, но и для охоты. Майяские женщины приручали барсуков и оленей. Все это говорит о разносторонней деятельности майя.
Различие
природных условий между
Говоря об экономике майя в общем плане, можно сделать вывод, что она являлась совокупностью комплексных и разносторонних видов хозяйственной деятельности, направленных на максимально полное использование местных природных ресурсов. Несмотря на то, что родовой строй индейских племен, а, следовательно, и строй древних майя, по словам Ф. Энгельса, «предполагал крайне неразвитое производство»8, они сумели добиться определенных успехов в овладении стихийными силами природы. Развитая, на мой взгляд, экономика майя способствовала благоприятному существованию народа и процветанию цивилизации .
II.2. Общество
В первую очередь обратим внимание на самих индейцев, на их вкусы, представления о красоте, их бытовую жизнь. Сейчас с помощью антропологических исследований и памятников майя, мы можем представить себе индейца майя. Средний рост индейцев был примерно 150 сантиметров. Бород майя не носили. Обычно и мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя часть головы оставалась безволосой. Бритье волос было наказанием – оно было отличительным признаком раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже считались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и украшения для одежды. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили в набедренных повязках. Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной убор – майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц. За убийство птицы с цветными перьями полагалась смерть. Священной птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в качестве «денег».
Раскрашивание тела и лица у индейцев также было не редкостью. Первоначально, видимо, расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых а позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет – пленника, красный – воина, черный – неженатого юноши. синий – жреца.
Позднее на основе этой традиции появляется более устойчивый тип окраски – татуировка. Не иметь татуировки считалось постыдным. Татуировка у женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней, чем у мужчин.
Представления о красоте у индейцев так же были довольно таки своеобразны. И что бы достичь ее майя шли на любые жертвы. Например, искусственная деформация черепа, для этого голову родившегося ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней, которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент. Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким образом, ребенок привыкал скашивать глаза.
По словам В.И. Гуляева «зловещие семена распада и гибели зрели внутри самого майяского общества»9. Так ли это? Ответ на этот вопрос лежит в рассмотрении структуры майяского общества, его культуры, науки и религии.
В
целом общество майя носило классовый
характер и сохранило пережитки
родовых отношений. Общественный строй
майя можно отнести к
Однако для регулирования и управления столь неоднородным обществом необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в древнемайяском обществе была государственная организация, состоящая из ряда подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Именно рычагами указанных структур урегулировались все важные проблемы и неурядицы майяского общества. Из классовой неоднороднородности общества, как правило, вытекает проблема богатства и бедности общества, т.е. неравноправие масс. А поскольку у майя власть находилась в руках меньшинства, а большинство находилось в состоянии постоянного давления сверху, то это нередко доходило до восстаний и мятежей последних, впрочем, подавляемых все той же силой первых. Для поддержания внутреннего порядка, в частности, в майяском обществе существовала военная организация. Конечно же, регулирование внутренних отношений было промежуточной функцией армии. Основной функцией была охрана и защита границ территории майя. Майя вели войны с иноземцами за свою свободу и земли. Однако «война никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например, у египтян и греков»12.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что у древних майя существовала государственная организация, соединившая в себе гражданскую, религиозную, судебную и военную власть. Эта организация функционировала через бюрократический аппарат и просуществовала довольно успешно, что, в конечном счете, отрицательно отразилось в последствии.
Как упоминалось выше, власть находилась, в частности, и в руках жречества. Это означает, что религия играла столь важную роль в жизни майя, что подняло жречество на столь высокий уровень. Главным феноменом майя является то, что религия достигла у них большего развития, чем экономика. Религия майя, как и религия любого другого народа, отражает не только окружающую его природную среду, но и ту социальную сферу, в которой зародился и развился этот народ. Классовый характер общества предопределил наличие многобожия в религии майя. Боги делились на божеств элиты и божеств простого народа. Майя, как правило, глубоко верили в своих богов, а именно в то, что от них зависит урожайность, дожди, движение солнца и луны (т.е. смена дня и ночи), успех торговых сделок и многое другое, играющее немаловажную роль в их жизни. Это позволяло, в свою очередь, жречеству, как единственному связующему с богами классу, при помощи религии регулировать не только все стороны социальной жизни общества, но и личную жизнь каждого его индивида. Религия постепенно проникала во все сферы жизни общества, а ее хранители, жрецы, сосредоточили в своих руках всю полноту власти.