Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:28, контрольная работа
В настоящее время на территории Мексики (п-ов Юкатан) и в Белизе проживает современный индейский народ майя. Несмотря на то, что со дня гибели их древних предков прошли тысячи лет в общих чертах описание современных майя сильно не изменилось. Для того, чтобы понять причину того, что позволило майя вопреки всем трудностям успешно развиваться и дожить до наших дней, я считаю необходимым дать характеристику данной цивилизации, а также выяснить причину ее гибели.
Изучение керамики во времени выявляет логическое развитие от самых простых форм и элементарных декоративных приемов раннего доклассического периода до наибольшего разнообразия в рисунках, отделке и орнаментальных мотивах позднего классического периода. На протяжении доклассического периода(1500г. до н.э.-150г. н.э.) обычные формы таковы: шаровидные горшки с шейкой или без нее, простые или на трех ножках; миски с отогнутыми наружу стенками; глубокие тарелки с отогнутыми стенками или венчиком, обращенным наружу. Изделия покрыты слоем ангоба, полученного из той же разведенной глины, они одноцветны, - серые, кремовые, черные, оранжевые, красные. В протоклассическое время(150-300гг.) появляются такие усложненные формы, как четырехногие тарелки с подставками в виде женской груди и с двуцветной раскраской, с простыми геометрическими мотивами(меандры) или стилизованными изображениями животных.
В течение раннего классического периода(300-600гг.) керамика подверглась сильному теотиуканскому влиянию. Оно выразилось в появлении цилиндрических треногих кубков и ваз с плоскими подставками, часто снабженных круглой крышкой. Очень характерен для этого периода такой элемент, как утолщение стенок сосудов в их нижней части в виде выступа. Орнамент может быть гравирован или нарисован перед обжигом или после него; предпочтение отдавалось красному и черному цветам по оранжевому, использовались также кремовый, кофе, бежевый, розовый, серый и зеленый цвета.
Поздний классический период характеризуется в керамике, как и в других художественных формах, необычайным техническим и стилистическим разнообразием. Среди главных форм сосудов присутствуют следующие: миска с ручками, кувшины, тарелки без поддона или на трех ножках; блюда с вертикальными, отогнутыми или сужающимися стенками; цилиндрические кубки с высокими стенками, слегка выгнутыми, яйцевидной формы, с подставкой; жаровни или урны с пышной моделированной орнаментацией. К цветам добавились следующие: пурпурный, синий, желтый, бледно-розовый.
Первая
фаза постклассического периода(
Гончарные
изделия последнего этапа постклассического
периода демонстрируют
Помимо сообщений
хронистов о присутствии
Среди ударных инструментов можно назвать тункуль, горизонтальный барабан из полого дерева; был еще один барабан, паш, который нигде не описан; известен также большой вертикальный барабан, майяское название которого не сохранилось. Были также глиняные тамбурины шарообразной или цилиндрической формы, маленькие или средних размеров, простые или сдвоенные, переносные или устанавливавшиеся на земле.
У всех этих барабанов или тамбуринов мембрана изготавливалась из кожи обезьяны. Как погремушки использовались большие тыквы, к которым приделывалась деревянная ручка или пустые глиняные фигурки, внутрь которых насыпались мелкие семена, глиняные шарики или камешки; в позднюю эпоху были известны золотые и медные бубенцы. Были также панцири черепах, по которым ударяли оленьими рогами. В барабаны били ладонями или пользовались длинной палочкой, на конце которой крепился шарик из каучука.
Среди духовых инструментов известны большие трубы, которые изготовлялись из каких-то непрочных материалов и на конце иногда имели тыкву для усиления резонанса; флейты из тростника, кости или глины, простые и с несколькими отверстиями, из двух или более трубочек.
Пение с музыкальным сопровождением или без него, было частью многих религиозных церемоний. До нас дошли песни, хотя и без музыки, солнцу, “черным” дням, богу Кукулькану, катунам и тунам календаря, цветку как символу женского целомудрия и др.
В каждой общине был человек, ах-хольпоп, - главный певец, который обучал музыке и пению; в его обязанности входил уход за музыкальными инструментами, он управлял также пополь-на - общинным домом, в котором давались представления для развлечения народа.
Обычно музыка и пение сопровождались танцами. Наиболее важными на Юкатане считались 4 дня: Кан, Мулук, Иш и Кавак, как дни, отмечавшие начало солнечного года, состоявшего из 365 дней. В зависимости от дня менялся характер танцев и богиня - покровительница этого дня, но сам ритуал заметно не изменялся. Среди танцев, связанных с этими церемониями, были: танец воинов холан окот, в котором участвовали более 800 человек и который длился целый день; танец, исполнительницами которого были старые женщины, танец демона, во время которого сжигали большое количество дров, а затем по углям проходили танцоры; танец, в котором участники неподвижно стояли на высоких ходулях. В месяце Сип охотники отмечали праздник, посвященный их профессии, и танцевали танец окотуиль; танцем также сопровождалось жертвенное расстреливание человека из луков. Была известна танцевальная игра, сопровождавшаяся музыкой, коломче, когда один танцор бросал палки в другого, а тот старался отклонить их также при помощи палки.
Помимо танцевальных представлений ритуального характера существовали и другие, носившие лишь развлекательный характер, хотя, вероятно, они имели определенное этическое значение. Словари ХVIIв. дают различные наименования актерам в зависимости от их роли: “благородные”, “кавалеры”, “шуты”, и “маги”. Инсценировались также легенды и древние истории, были и настоящие фарсы, в которых майя блистали остроумием, рассказывая забавные истории. Мирской характер этих комедий подтверждается хрониками, где говорится, что они ставились “для удовольствия народа”.
В
общинном доме пополь-на вместе с мастером
пения ах-хольпопом трудился театральный
“директор” ах-куч-цублаль, который
готовил представления и
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о важности науки и искусства в жизни майя. Эти сферы были неотъемлемой их частью и имели непосредственную связь с другими сферами жизни майя.
Вкратце рассмотрев основные черты цивилизации майя, можно сделать вывод о том, что в целом майяское общество, несмотря на столь развитую экономику, оставалось по-прежнему в зависимости от религии. Может быть, именно религия стала тормозом в дальнейшем развитии цивилизации.
Вообще, по поводу такой необычной гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, крах земледелия, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие. Просматривая литературу, я столкнулась с неоднородностью мнений на этот счет. Так К. Ламберг-Карловски и Дж. Сабов пишут, что «даже находящаяся в самом расцвете цивилизация, если она неправильно использует окружающую среду и вовремя не осуществляет организационные и технологические перемены, сеет семена собственной гибели».16 По мнению Гуляева «ближе всего к истине гипотеза, связывающая упадок городов Древнего царства с нашествием чужеземных племен".17 Керрам считает, что майя погибли от голода, а также из-за существующего общественного строя.
На мой взгляд, гибель майя произошла в результате воздействия не одного, а нескольких взаимосвязанных факторов экономического и социального порядка. При этом вполне возможен принцип «домино», т.е. начало действия одного фактора вызвало в жизни новые кризисы и потрясения, а это в совокупности не смогла вынести даже столь высокоразвитая древнейшая цивилизация майя.
Несомненно, майя были заметной
отметкой на исторической
Индейцы,
принадлежащие к
Таким
образом, главной целью исследования было
выяснение того, что по-настоящему убило
майяскую цивилизацию: экономика или общество?
Задачами исследования являлось изучение:
- истории майя;
- цивилизации древних майя.
Решение задач привело к достижению цели контрольной работы.
Список использованной литературы
8.
Затерянный мир майя, М.,1997 г.
роли, как, например, у египтян и греков»18.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mesoamerica.narod.ru/