Цивилизация Майя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время на территории Мексики (п-ов Юкатан) и в Белизе проживает современный индейский народ майя. Несмотря на то, что со дня гибели их древних предков прошли тысячи лет в общих чертах описание современных майя сильно не изменилось. Для того, чтобы понять причину того, что позволило майя вопреки всем трудностям успешно развиваться и дожить до наших дней, я считаю необходимым дать характеристику данной цивилизации, а также выяснить причину ее гибели.

Файлы: 1 файл

Майя.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Изучение  керамики во времени выявляет логическое развитие от самых простых форм и  элементарных декоративных приемов раннего доклассического периода до наибольшего разнообразия в рисунках, отделке и орнаментальных мотивах позднего классического периода. На протяжении доклассического периода(1500г. до н.э.-150г. н.э.) обычные формы таковы: шаровидные горшки с шейкой или без нее, простые или на трех ножках; миски с отогнутыми наружу стенками; глубокие тарелки с отогнутыми стенками или венчиком, обращенным наружу. Изделия покрыты слоем ангоба, полученного из той же разведенной глины, они одноцветны, - серые, кремовые, черные, оранжевые, красные. В протоклассическое время(150-300гг.) появляются такие усложненные формы, как четырехногие тарелки с подставками в виде женской груди и с двуцветной раскраской, с простыми геометрическими мотивами(меандры) или стилизованными изображениями животных.  

     В течение раннего классического  периода(300-600гг.) керамика подверглась  сильному теотиуканскому влиянию. Оно  выразилось в появлении цилиндрических треногих кубков и ваз с плоскими подставками, часто снабженных круглой  крышкой. Очень характерен для этого периода такой элемент, как утолщение стенок сосудов в их нижней части в виде выступа. Орнамент может быть гравирован или нарисован перед обжигом или после него; предпочтение отдавалось красному и черному цветам по оранжевому, использовались также кремовый, кофе, бежевый, розовый, серый и зеленый цвета. 

     Поздний классический период характеризуется  в керамике, как и в других художественных формах, необычайным техническим  и стилистическим разнообразием. Среди  главных форм сосудов присутствуют следующие: миска с ручками, кувшины, тарелки без поддона или на трех ножках; блюда с вертикальными, отогнутыми или сужающимися стенками; цилиндрические кубки с высокими стенками, слегка выгнутыми, яйцевидной формы, с подставкой; жаровни или урны с пышной моделированной орнаментацией. К цветам добавились следующие: пурпурный, синий, желтый, бледно-розовый. 

     Первая  фаза постклассического периода(1000-1250гг.н.э.) отмечена влияниями, привнесенными  на Юкатан захватчиками- тольтеками. Появляется несколько видов керамики, очень распространенной в ту эпоху: так называемая тонкая ”Х” и “свинцовая” или с металлическим отливом. Формы оранжевой керамики - это в основном высокий цилиндрический кубок с поддоном, грушевидный бокал на трех ножках или на поддоне; трехногие тарелки, блюда и горшки. Наиболее общие формы ”свинцовой” керамики - чаши и блюда на трех ножках и сосуды в виде животных.  

     Гончарные изделия последнего этапа постклассического  периода демонстрируют технический  и стилистический упадок, тольтекское влияние и возвращение к некоторым традиционным формам посуды майя. Помимо некоторых классических форм(тарелка, блюдо или бокал без подставки или на трех ножках) и других, относящихся к периоду тольтекского влияния( чаша или грушевидный бокал, цилиндрический или яйцеобразный), основные формы следующие: высокие цилиндрические или шаровидные кубки с высоким поддоном, глубокие миски и высокие кружки с ручками; сосуды с ручками в виде фигурок животных, курильницы, цилиндрические или шаровидные на высоком колоколовидном основании, в форме песочных часов. Орнамент может быть одноцветным(черный по сероватой или белесой глине с нанесением точек или вертикальных полос), но наиболее часто встречавшейся техникой была аппликация из глиняных полос со следами пальцев или вдавливаний от концов трубочек, а также небольших дисков, шариков или конусов. Изображенные мотивы - в основном божества, как майяские, так и мексиканские. Паста грубая, крупнозернистая, плохого обжига; поверхность мало или плохо лощенная, стиль фигур реалистичен, хотя их исполнение часто грубое и никогда не достигает того совершенства, которое известно, например, по сосудам с налепными украшениями позднего классического периода.

     Музыка, пение, театр.

 

 Помимо сообщений  хронистов о присутствии музыкантов в церемониях и на празднествах и указания инструментов, на которых они играли, ученые находят в рисунках реальное подтверждение этой информации. Археологи обнаружили многие из инструментов, хотя, естественно, не хватает тех, которые были сделаны из непрочных материалов. 

     Среди ударных инструментов можно назвать  тункуль, горизонтальный барабан из полого дерева; был еще один барабан, паш, который нигде не описан; известен также большой вертикальный барабан, майяское название которого не сохранилось. Были также глиняные тамбурины шарообразной или цилиндрической формы, маленькие или средних размеров, простые или сдвоенные, переносные или устанавливавшиеся на земле. 

     У всех этих барабанов или тамбуринов мембрана изготавливалась из кожи обезьяны. Как погремушки использовались большие тыквы, к которым приделывалась деревянная ручка или пустые глиняные фигурки, внутрь которых насыпались мелкие семена, глиняные шарики или камешки; в позднюю эпоху были известны золотые и медные бубенцы. Были также панцири черепах, по которым ударяли оленьими рогами. В барабаны били ладонями или пользовались длинной палочкой, на конце которой крепился шарик из каучука.  

     Среди духовых инструментов известны большие  трубы, которые изготовлялись из каких-то непрочных материалов и  на конце иногда имели тыкву для усиления резонанса; флейты из тростника, кости или глины, простые и с несколькими отверстиями, из двух или более трубочек. 

     Пение с музыкальным сопровождением или  без него, было частью многих религиозных  церемоний. До нас дошли песни, хотя и без музыки, солнцу, “черным” дням, богу Кукулькану, катунам и тунам  календаря, цветку как символу женского целомудрия и др. 

     В каждой общине был человек, ах-хольпоп, - главный певец, который обучал музыке и пению; в его обязанности входил уход за музыкальными инструментами, он управлял также пополь-на - общинным домом, в котором давались представления для развлечения народа. 

     Обычно  музыка и пение сопровождались танцами. Наиболее важными на Юкатане считались 4 дня: Кан, Мулук, Иш и Кавак, как дни, отмечавшие начало солнечного года, состоявшего из 365 дней. В зависимости от дня менялся характер танцев и богиня - покровительница этого дня, но сам ритуал заметно не изменялся. Среди танцев, связанных с этими церемониями, были: танец воинов холан окот, в котором участвовали более 800 человек и который длился целый день; танец, исполнительницами которого были старые женщины, танец демона, во время которого сжигали большое количество дров, а затем по углям проходили танцоры; танец, в котором участники неподвижно стояли на высоких ходулях. В месяце Сип охотники отмечали праздник, посвященный их профессии, и танцевали танец окотуиль; танцем также сопровождалось жертвенное расстреливание человека из луков. Была известна танцевальная игра, сопровождавшаяся музыкой, коломче, когда один танцор бросал палки в другого, а тот старался отклонить их также при помощи палки.  

     Помимо  танцевальных представлений ритуального характера существовали и другие, носившие лишь развлекательный характер, хотя, вероятно, они имели определенное этическое значение. Словари ХVIIв. дают различные наименования актерам в зависимости от их роли: “благородные”, “кавалеры”, “шуты”, и “маги”. Инсценировались также легенды и древние истории, были и настоящие фарсы, в которых майя блистали остроумием, рассказывая забавные истории. Мирской характер этих комедий подтверждается хрониками, где говорится, что они ставились “для удовольствия народа”. 

     В общинном доме пополь-на вместе с мастером пения ах-хольпопом трудился театральный  “директор” ах-куч-цублаль, который  готовил представления и руководил  ими.

     Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о важности науки и искусства  в жизни майя. Эти сферы были неотъемлемой их частью и имели непосредственную связь с другими сферами жизни майя.

 

                                             Заключение

     Вкратце рассмотрев основные черты цивилизации  майя, можно сделать вывод о  том, что в целом майяское общество, несмотря на столь развитую экономику, оставалось по-прежнему в зависимости от религии. Может быть, именно религия стала тормозом в дальнейшем развитии цивилизации.

     Вообще, по поводу такой необычной гибели майя, учеными выдвигается множество  гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, крах земледелия, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие. Просматривая литературу, я столкнулась с неоднородностью мнений на этот счет. Так К. Ламберг-Карловски и Дж. Сабов пишут, что «даже находящаяся в самом расцвете  цивилизация, если она неправильно использует окружающую среду и вовремя не осуществляет организационные и технологические перемены, сеет семена собственной гибели».16 По мнению Гуляева «ближе всего к истине гипотеза, связывающая упадок городов Древнего царства с нашествием чужеземных племен".17 Керрам считает, что майя погибли от голода, а также из-за  существующего общественного строя.

     На  мой взгляд, гибель майя произошла  в результате воздействия не одного, а нескольких взаимосвязанных факторов экономического и социального порядка. При этом вполне возможен принцип «домино», т.е. начало действия одного фактора вызвало в жизни новые кризисы и потрясения, а это в совокупности не смогла вынести даже столь высокоразвитая древнейшая цивилизация майя.         

       Несомненно, майя были заметной  отметкой на исторической карте  мира, мало кто сейчас сомневается  в этом. О цивилизации майя  известно далеко не все, но  и этот известный материал  трудно уместить в рамках этой  работы, т.к. жизнь майя чрезвычайно интересна и увлекательна во всех ее проявлениях, удивительна схема ее развития, перепады в развитии, периоды и, наверное, еще более завораживает таинственный конец. Надеюсь, что понимание всего этого у нас еще впереди. И говоря о великой исчезнувшей цивилизации нельзя не отметить тот факт, что цивилизация то не совсем исчезнувшая, ведь существуют майя и по сей день…

     Индейцы, принадлежащие к лингвистической  группе майя, разделились на три  основных ветви: майя, киче, хуастеки. Потомки индейцев майя все еще обитают в этом обширном районе. В наши дни ареал обитания майя распространяется на 5 стран – Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, Гондурас, Сальвадор и его наследие составляет примерно 6 миллионов человек. Конечно, они больше не живут в могущественной империи, но преисполнены решимости не забывать традиции своих предков. Они сохранили традиционную культуру. Занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на плантациях кофе. Некоторые женщины нанимаются прислугой в городах. У современных майя развито пчеловодство, птицеводство, животноводство (коровы, свиньи, лошади, козы, ослы, в горах – овцы). Сохраняются ремесла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах – узорное ткачество, производство украшений, музыкальных инструментов, черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, часто беленое изнутри и снаружи. Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят узорные пояса, женщины – запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев, креста, аграрная и поминальная обрядности, шаманство, колдовство, знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранилась мифология, песни, легенды, сказки, танцы.

     Таким образом, главной целью исследования было выяснение того, что по-настоящему убило майяскую цивилизацию: экономика или общество?   
 

     Задачами  исследования являлось  изучение:

     -  истории майя;

     - цивилизации древних майя.

     Решение задач привело к достижению цели контрольной работы.

 

                            Список использованной литературы

  1. Галленкамп Ч.,”Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации”. М: Наука,1966.
  2. Гуляев В.И., “Древнейшие цивилизации Мезоамерики.”, М: Наука, 1972.
  3. Гуляев В.И., “Древние майя: загадки погибшей цивилизации”, М: Наука, 1983.
  4. Гуляев В.И., “Загадки погибших цивилизаций”, М: Просвещение, 1992.
  5. Керам К., “Боги, гробницы, ученые”, М: Республика,1994.
  6. К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов., "Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика.”, М: Наук
  7. Рус А., “Народ майя", М: Мысль,1986.а, 1992.

     8.   Затерянный мир майя, М.,1997 г.  
 

     роли, как, например, у египтян и греков»18.

     Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mesoamerica.narod.ru/

Информация о работе Цивилизация Майя