Цивилизация Майя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:59, реферат

Краткое описание

Здесь рассмотрена история цивилизации майя на примере книги Хозе Аргуэльеса «Фактор Майя. Внетехнологический путь»

Оглавление

1. Введение
2. История Майя
3. 52-х летний «Календарный круг»
4. Грядущая солнечная эра
5. Майя сегодня
6. Хозе Аргуэльес. Об авторе
7. Используемая литература и интернет – источники
8. Приложение 1

Файлы: 1 файл

Реферат.Цивилизация майя.docx

— 43.28 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение     высшего профессионального образования

«Пермская государственная  сельскохозяйственная академия имени  академика Д.Н.Прянишникова»

Факультет агрохимии, почвоведения, экологии и товароведения.

Кафедра товароведения.

 

                             

                              РЕФЕРАТ по дисциплине: «Культурология»

на тему:

 «Цивилизация Майя»

                                                       

                                                   

                                                

                              

                               Выполнила:

                                                             Студентка I курса 12б группы

                                                          Ельцова Татьяна Сергеевна

                               Проверил:

                 

 

 

 

 

Пермь

2011

Содержание:

  1. Введение……………………………………………… 3
  2. История Майя………………………………………..4-6
  3. 52-х летний «Календарный круг»…………………. 7-8
  4. Грядущая солнечная эра……………………………9-10
  5. Майя сегодня………………………………………….11
  6. Хозе Аргуэльес. Об авторе…………………………..12
  7. Используемая литература и интернет – источники...13
  8. Приложение 1…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение:

Книга Хозе Аргуэльеса «Фактор  Майя. Внетехнологический путь» представляет собой новое слово в современной  науке. Она представляет  собой  первую попытку прорыва в новое  измерение сознания, в основе которого лежит концепция единства физики Материи и физики Духа.

Она заставляет задуматься о прошлом и будущем,  о тесной связи прошлого, настоящего и будущего, в основе которой лежит Единый закон эволюции двойственных отношений (монады). Пророческая книга доктора Аргуэльеса – космических масштабов вызов для привычных представлений.

Утверждения о «разумности» того или  иного видения Вселенной означают только то означают только то,  что  это описание  укладывается в  современное  научное мировоззрение, которое породило и поддерживает глобальные трагедии. Нам не нужна  благоразумная картина мира –  нам необходимо все самое невероятное  и возмутительное видение Вселенной, какое только можно вообразить.

 

Книга доктора Аргуэльеса вполне удовлетворяет  этому требованию. Впрочем, его видение  мира не просто невообразимо. С безошибочной точностью Х. Аргуэльес осознает, что единственной надеждой  на гармоничность западной науки   и всего современного общества является объединение с космологиями древних народов, одними из которых были как раз племена майя, о которых и пойдет речь в моей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                                             3

История майя.

 

  1. Ранний доклассический период (около 2000—900 годов до н. э.)

На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э.

  1. Средний доклассический период (около 899—400 годов до н. э.)

В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. 7 веком до н. э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н. э. К первым крупным городам майя относятся Эль-Мирадор (с самой большой известной пирамидоймайя, 72 м) и Накбе, находящиеся на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н. э. в Месоамерике появляется письменность. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Месоамерикой. Некоторые учёные считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 год до н. э.

  1. Поздний доклассический период (около 400 года до н. э. — 250 года н. э.)

Приблизительно 400 годом  датируется изображение самого раннего  солнечного календаря майя, высеченного  на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и  лицами королевской крови. Основание  города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Месоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы и всю цивилизацию майя.

  1. Ранний классический период (около 250—600 годов н. э.)

Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру

4

правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», граждане Теотиуакана поселяются в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.

  1. Поздний классический период (около 600—900 годов н. э.)

Цивилизация майя классического  периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых  имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают более 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.

  1. Упадок цивилизации майя

Уже в IX веке н. э. в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения. С середины X века н. э. больше не воздвигают каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения насчёт исчезновения цивилизации майя — экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.

Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки — тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха,

5

высказывает геолог Геральд Хауг, занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.

  1. Постклассический период (около 900 — 1521 год)

В 899 году жители покидают Тикаль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чичен-Ицы. В 1263 году был  основан Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году жители покидают его.

После этого Юкатан снова  представляет собой территорию городов, каждый из которых борется друг с  другом. Так, в Летописи какчикелей детально описана история горных майя — какчикелей, их легендарный приход в Гватемалу, политическое устройство, столкновения с соседними майяскими народами, а также описывается их столица Ишимче, повальный мор 1520 года и приход испанцев в 1524 году.

  1. Колониальный период (1521—1821 годы)

В 1517 году на Юкатане под  началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.

  1. Постколониальный период

В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание было подавлено лишь к 1901 году.

6

                                     52-х ЛЕТНИЙ "КАЛЕНДАРНЫЙ КРУГ"  

 Цолькин как 260-элементный Священный Календарь в сочетании с 365-дневным неполным земным годом - Хаабом - образует 52-летний цикл синхронизации. Это означает, что совпадение дня Священного Календаря и дня обычного календарного года происходит один раз в 18980 дней, или в 52 года. В то время, как 260-дневные циклы неизменно сменяют друг друга, 365-дневный Хааб состоит из 18 виналей по 20 дней в каждом и добавочным 5-дневным периодом ВАЙЕБ, фазой очищения и подготовки к наступлению следующего года. Таким образом, традиционная Майянская форма записи дат включает и дату 260-дневного цикла, и дату Хааба, например: 2 ИК 13 СОЦ, 13 AXAУ 1 ПОП.  

 Число 52 (13 ґ4, 26 ґ2),составляющее 1/5 260-элементного Гармонического Модуля, очевидно, является одним из ключевых чисел системы Майя; интересно, что оно входит в Большую печать Соединенных Штатов Америки (13 стрел, 13 звезд, 13 полос, 13 оливковых ветвей). 52-летний цикл представляет собой фрактал - примерно, одну сотую - 5200-тунового Великого Цикла. В поздних Майя, и в особенности у ацтеков, 52-летние циклы приобрели огромнейшее значение. Во времена испанского завоевания эти 52-летние циклы отсчитывались от дня Се Акатль (1 Тростник) года Се Акатль (1 Тростник), один из которых совпал с днем прибытия в Мексику Кортеса. Эта дата завершила тринадцать 52-летних циклов, так называемый "период Небес", и ознаменовала начало периода в девять 52-летних циклов - "период Ада", который закончится 16 августа 1987 года. Одна из сторон изящества 52-летнего цикла, согласовывающего 260-дневный Цолькин с 365-дневным Хаабом, заключается в том, что начальный день каждого из 52 неполных земных лет этого цикла может относиться лишь к одному из четырех Священных Знаков, причем смена этих Знаков подчи-няется вращению направлений, или сторон света против часовой стрелки: МУЛУК (Восток); ИШ (Север); КАВАК (Запад) и KAH (Юг). В текущем цикле   

 Одна из сторон изящества  52-летнего цикла, согласовывающего 260-дневный Цолькин с 365-дневным Хаабом, заключается в том, что начальный день каждого из 52 неполных земных лет этого цикла может относиться лишь к одному из четырех Священных Знаков, причем смена этих Знаков подчиняется вращению направлений, или сторон света против часовой стрелки: МУЛУК (Восток); ИШ (Север); КАВАК (Запад) и KAH (Юг). В текущем цикле майянский год начинается с одной и той же даты: 26 июля. 26 июля 1986 года является датой 7 МУЛУК; 26 июля 1987 года - 8 ИШ; 26 июля 1988 года - 9 КАВАК и так далее. В високосные годы период ВАЙЕБ состоит из шести, а не пяти дней, и за этим периодом следует дата 0 ПОП - это Новый Год Хааба, то есть в текущем цикле 26 июля всегда соответствует дате 0 ПОП (первый день Виналя имеет порядковый номер 0, а последний - 19).

7  

 Символы 18 виналей и периода ВАЙЕБ приведены выше . Используя эти данные, информацию четвертой главы, а также описанную далее схему совпадения дней-планет, нетрудно построить еженедневный календарь и использовать его для практических занятий "астрологией" Майя.

(смотри приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

                                                                                                          

 

ГРЯДУЩАЯ СОЛНЕЧНАЯ  ЭРА  

 С помощью нынешнего  5200-тунового Луча галактической синхронизации, Великого Цикла, Земля приближается к вершине эволюционной фазы - периода, в течение которого наша планета развивается средствами технологической цепи, порождаемой ее сам опознающим сознанием, проявленным в форме животного вида, именуемого человечеством. Однако по майянским меркам, 5200-туновый Цикл является относительно кратким временным промежутком. Кроме того, центральное положение человека в текущем акте развивающегося сценария может заслонить от внимания тот факт, что наша точка зрения не является единственно возможной и наиболее подходящей для оценки современной ситуации.

Учение Майя признает существование  различных уровней бытия, множества  соприкасающихся измерений сознания, которые одновременно и во взаимодействии проходят фазы развития, связанные  с определенными эволюционными  периодами. Эти измерения сознания включают в себя: ЧИКЧАН - мозг рептилии, или автономную двигательную систему - метаболический, вегетативный физический покров; OK - эмоционально-концептуальный, стратегический, горизонтальный разум; МЕН - высший, аналоговый, вертикальный разум, согласованный с эволюционным предназначением планеты; AXAУ - Разум Солнца, разум света, мир эволюционных руководителей планеты, которых майянцы называли AXAУ КИНАМИ, Властелинами Солнца.  

Информация о работе Цивилизация Майя