Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:59, реферат
Здесь рассмотрена история цивилизации майя на примере книги Хозе Аргуэльеса «Фактор Майя. Внетехнологический путь»
1. Введение
2. История Майя
3. 52-х летний «Календарный круг»
4. Грядущая солнечная эра
5. Майя сегодня
6. Хозе Аргуэльес. Об авторе
7. Используемая литература и интернет – источники
8. Приложение 1
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н.Прянишникова»
Факультет агрохимии, почвоведения, экологии и товароведения.
Кафедра товароведения.
РЕФЕРАТ по дисциплине: «Культурология»
на тему:
«Цивилизация Майя»
Выполнила:
Проверил:
Пермь
2011
Содержание:
2
Введение:
Книга Хозе Аргуэльеса «Фактор
Майя. Внетехнологический путь» представляет
собой новое слово в
Она заставляет задуматься о прошлом и будущем, о тесной связи прошлого, настоящего и будущего, в основе которой лежит Единый закон эволюции двойственных отношений (монады). Пророческая книга доктора Аргуэльеса – космических масштабов вызов для привычных представлений.
Утверждения о «разумности» того или
иного видения Вселенной
Книга доктора Аргуэльеса вполне удовлетворяет этому требованию. Впрочем, его видение мира не просто невообразимо. С безошибочной точностью Х. Аргуэльес осознает, что единственной надеждой на гармоничность западной науки и всего современного общества является объединение с космологиями древних народов, одними из которых были как раз племена майя, о которых и пойдет речь в моей работе.
История майя.
На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э.
В среднем доклассическом
периоде развития происходит дальнейшее
расселение майя, развивается торговля
между городами. 7 веком до н. э. датируются
следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского
залива первые поселения и храмы появляются
около 500 года до н. э. К первым крупным городам
майя относятся Эль-Мирадор (с самой большой известной пирамидоймайя, 72 м) и Накбе, находящиеся на территории
современной Гватемалы. Около 700 года до н. э.
в Месоамерике появляется письменность.
В искусстве майя этого периода заметно
влияние ольмекской цивилизации
Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Месоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы и всю цивилизацию майя.
Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру
4
правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», граждане Теотиуакана поселяются в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.
Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают более 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.
Уже в IX веке н. э. в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения. С середины X века н. э. больше не воздвигают каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения насчёт исчезновения цивилизации майя — экологическая и неэкологическая гипотезы.
Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.
Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки — тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха,
5
высказывает геолог Геральд Хауг, занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.
В 899 году жители покидают Тикаль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чичен-Ицы. В 1263 году был основан Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году жители покидают его.
После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов, каждый из которых борется друг с другом. Так, в Летописи какчикелей детально описана история горных майя — какчикелей, их легендарный приход в Гватемалу, политическое устройство, столкновения с соседними майяскими народами, а также описывается их столица Ишимче, повальный мор 1520 года и приход испанцев в 1524 году.
В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.
В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание было подавлено лишь к 1901 году.
6
Цолькин как 260-элементный Священный Календарь в сочетании с 365-дневным неполным земным годом - Хаабом - образует 52-летний цикл синхронизации. Это означает, что совпадение дня Священного Календаря и дня обычного календарного года происходит один раз в 18980 дней, или в 52 года. В то время, как 260-дневные циклы неизменно сменяют друг друга, 365-дневный Хааб состоит из 18 виналей по 20 дней в каждом и добавочным 5-дневным периодом ВАЙЕБ, фазой очищения и подготовки к наступлению следующего года. Таким образом, традиционная Майянская форма записи дат включает и дату 260-дневного цикла, и дату Хааба, например: 2 ИК 13 СОЦ, 13 AXAУ 1 ПОП.
Число 52 (13 ґ4, 26 ґ2),составляющее 1/5 260-элементного Гармонического Модуля, очевидно, является одним из ключевых чисел системы Майя; интересно, что оно входит в Большую печать Соединенных Штатов Америки (13 стрел, 13 звезд, 13 полос, 13 оливковых ветвей). 52-летний цикл представляет собой фрактал - примерно, одну сотую - 5200-тунового Великого Цикла. В поздних Майя, и в особенности у ацтеков, 52-летние циклы приобрели огромнейшее значение. Во времена испанского завоевания эти 52-летние циклы отсчитывались от дня Се Акатль (1 Тростник) года Се Акатль (1 Тростник), один из которых совпал с днем прибытия в Мексику Кортеса. Эта дата завершила тринадцать 52-летних циклов, так называемый "период Небес", и ознаменовала начало периода в девять 52-летних циклов - "период Ада", который закончится 16 августа 1987 года. Одна из сторон изящества 52-летнего цикла, согласовывающего 260-дневный Цолькин с 365-дневным Хаабом, заключается в том, что начальный день каждого из 52 неполных земных лет этого цикла может относиться лишь к одному из четырех Священных Знаков, причем смена этих Знаков подчи-няется вращению направлений, или сторон света против часовой стрелки: МУЛУК (Восток); ИШ (Север); КАВАК (Запад) и KAH (Юг). В текущем цикле
Одна из сторон изящества
52-летнего цикла,
7
Символы 18 виналей и периода ВАЙЕБ приведены выше . Используя эти данные, информацию четвертой главы, а также описанную далее схему совпадения дней-планет, нетрудно построить еженедневный календарь и использовать его для практических занятий "астрологией" Майя.
(смотри приложение 1)
8
ГРЯДУЩАЯ СОЛНЕЧНАЯ ЭРА
С помощью нынешнего 5200-тунового Луча галактической синхронизации, Великого Цикла, Земля приближается к вершине эволюционной фазы - периода, в течение которого наша планета развивается средствами технологической цепи, порождаемой ее сам опознающим сознанием, проявленным в форме животного вида, именуемого человечеством. Однако по майянским меркам, 5200-туновый Цикл является относительно кратким временным промежутком. Кроме того, центральное положение человека в текущем акте развивающегося сценария может заслонить от внимания тот факт, что наша точка зрения не является единственно возможной и наиболее подходящей для оценки современной ситуации.
Учение Майя признает существование
различных уровней бытия, множества
соприкасающихся измерений