Антибольшевистские правительства в России (1917-1920 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 04:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования анализ идейных представлений, основных аспектов монархической, демократической и либеральной государственно-правовой мысли 1917 - 1920 гг. и конкретной политики руководства Белого движения по всему комплексу проблем государственного строительства.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Вскрыть сущность политико-правовой идеологии антибольшевистского движения, его политической платформы и конституционной программы;
2. Подвергнуть анализу философские истоки государственно-правовых воззрений Белого дела;

Файлы: 1 файл

Антибольшевистские правительства в России.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Антибольшевистские  правительства в  России (1917-1920 гг.)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

      Тема  моей курсовой работы звучит так: «Антибольшевистские  правительства в России (1917-1920 гг.)».

Революционные события 1917 г., завершившиеся Октябрьским  переворотом и захватом власти большевиками, остановили процессы демократизации российского общества, происходившие в период конца XIX - начала XX в., в период, когда наряду с ростом и обострением социально-политических противоречий, поражений на фронтах первой мировой войны и ошибок государственной политики прогрессивные тенденции в развитии общества привели к заметным достижениям и на пути реформирования го-сударственного устройства, и в решении важнейших задач экономического развития и подъема культуры.

Разрушение российской государственности, рост политического радикализма, экономический хаос, "развал фронта" и гибельная в условиях войны "демократизация" армии - все эти катастрофические процессы встречали противодействие со стороны многих общественных кругов и, в первую очередь, военных. Белое движение создавало свои государственные структуры - правительства, парламенты, местные органы самоуправления, искало пути решения экономических, национальных и других проблем, поставленных как текущей борьбой с "большевизмом", так и определяющих будущее страны.

      Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня, Россия снова переживает смутное время с криминальным разгулом, безудержной коррупцией власти, угрозой вырождения нации, междоусобицами и стоит перед выбором: или позволить снова управлять действительностью от имени какой-нибудь устаревшей догмы, претендующей на универсальное применение во всех сферах, или подчинить ее демократическому механизму сдерживания и контроля, который убедительно доказал свою эффективность в наиболее развитых и процветающих государствах.

Степень разработанности  темы Анализ специальной литературы показал, что проблема организации и правовых основ государственной власти Белого движения не получила ни специального монографического, ни диссертационного исследования. Литература, посвященная проблемам государственного строительства в период Гражданской войны, в основном имеет общеисторический характер. Подходы исследователей к данной проблеме зачастую конъюнктурны, зависят от идейно-политической позиции авторов. Правовые идеи, вдохновившие лидеров антибольшевистских сил, рассматривались лишь как аспекты, но находились в фокусе внимания многих историков Гражданской войны.

Объект  исследования – антибольшивистские правительства в России 1917 – 1920 г.г.

Предмет исследования – политико правовая идеология антибольшивистскх правительств в России 1917 – 1920 г.г.

Цель  исследования анализ идейных представлений, основных аспектов монархической, демократической и либеральной государственно-правовой мысли 1917 - 1920 гг. и конкретной политики руководства Белого движения по всему комплексу проблем государственного строительства.

Для достижения главной цели исследования  необходимо решить ряд задач:

1. Вскрыть  сущность политико-правовой идеологии  антибольшевистского движения, его политической платформы и конституционной программы;

2. Подвергнуть  анализу философские истоки государственно-правовых  воззрений Белого дела;

3. Выявить  связь между государствоведением  и политической идеологией антибольшевизма;

4. Проследить эволюцию содержательных элементов идеологии Белого движения, касающихся принципов государственного устройства;

5. Выявить  механизм влияния общественно-политических  групп на формирование стратегии  государственного строительства  и степени их участия во  властных структурах;

6. Установить  степень воздействия внешних,  по отношению к руководству  Белого движения, факторов (внешнеполитических, активности внутренней оппозиции)  на концептуальное обоснование  и ход государственного строительства  Белого дела.

Структура работы  определяется последовательностью решения основных задач.  Данная работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка использованных источников и литературы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в углублении и расширении традиционных исторических представлений об антибольшевистском сопротивлении 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Зарождение антибольшевистского движения на территории России

1.1. Российская Социал-демократическая  рабочая партия

Российская социал-демократическая рабочая партия (объединенная) 
(РСДРП (о)). Фракция Российской социал-демократической рабочей партии 
(РСДРП), организационно оформившаяся после II съезда партии и получившая название по результатам выборов в центральные органы партии. Наиболее видными деятелями меньшевизма были Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Ф.И. Дан, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Н.Н. Жордания, И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе, однако их тактические и организационные взгляды на различных этапах революционного движения часто не совпадали. Во фракции отсутствовало жесткое организационное единство и единоличное лидерство: меньшевики постоянно распадались на группы, занимавшие различные политические позиции и ведшие между собой острую борьбу.

После февраля 1917 г. меньшевизм стал одной из наиболее влиятельных сил в стране, его представители играли ведущую роль в Советах рабочих депутатов, занимали министерские посты во Временном правительстве; значительно увеличилась численность меньшевистской организации. С февраля по декабрь 1917 г. меньшевистскую политику определяли лидеры центристского направления (Дан, М.И. Либер, Церетели, Чхеидзе), которые после свержения самодержавия провозгласили себя «революционными оборонцами». Главным условием достижения демократического мира без аннексий и контрибуций они считали демократизацию политического строя страны.

Меньшевики-нтернационалисты во главе с Мартовым имели сильные  позиции в петроградской организации  меньшевиков. Считая буржуазию союзником  пролетариата только в борьбе против самодержавия, интернационалисты подчеркивали ее контрреволюционную роль в послефевральский период и призывали пролетариат к самостоятельной классовой позиции.

Кардинальной  проблемой, перед которой стоял  меньшевизм в 1917 г., была проблема союзников  пролетариата в революции. Ответ на этот вопрос диктовал тактику по отношению к различным политическим движениям, Советам, Временному правительству. Меньшевики по прежнему считали, что в России отсутствуют предпосылки для социалистической революции. Поэтому они резко критиковали ленинский лозунг перехода власти в руки Советов, что, по их мнению, неизбежно привело бы к развязыванию «стихии классовой ненависти и борьбы». Меньшевики видели в Советах форму классовой пролетарской организации и орган давления на буржуазию. Они приняли активное участие в создании Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (Чхеидзе был избран его председателем), Советов рабочих депутатов в ряде др. городов; Дан возглавил ЦИК, избранный на I Всероссийском съезде Советов. «В первые два месяца нашей революции, - писал Мартынов, - тактика пролетариата была как раз такой, какую мы, революционеры меньшевики, с самого начала защищали. Это была тактика крайней революционной оппозиции: пролетариат, которому принадлежала инициатива революции и который играл роль ее главной движущей силы, создал в лице Совета рабочих и солдатских депутатов открытый, властный, революционный центр, диктовавший свою волю буржуазному Временному правительству». После первого кризиса Временного правительства (апрель 1917 г.) меньшевики сменили тактику. Оборонческие лидеры, считавшие необходимым «вести дело освобождения России вместе с либеральной буржуазией», вступили в правительственную коалицию. В первом коалиционном правительстве участвовали меньшевики: Церетели (министр почт и телеграфов), М.И. Скобелев (министр труда), во втором – Скобелев и А.М. Никитин (министр почт и телеграфов), в третьем – Никитин (министр почт и телеграфов и министр внутренних дел), Гвоздев (министр труда), П.Н. Малянтович (министр юстиции). Проблема коалиции с либералами была в центре дискуссий, шедших в меньшевистской среде. Несмотря на противодействие интернационалистов, до октября 1917 г. курс на соглашение с либералами неизменно получал большинство голосов на меньшевистских собраниях. Церетели считал, что «это крупнейшая победа той релистическо-революционной пролетарской тактики, выразителем которой в России всегда являлся меньшевизм». Однако, по мнению Мартова, в России основной движущей силой революции стала «городская и сельская мелкая буржуазия – то, что у нас принято называть революционной демократией в ее непролетарской части». Он считал, что после 
Государственного совещания (август 1917 г., Москва) возникла основа для создания «однородного социалистического правительства» без участия буржуазии.1

Кризис  коалиционной политики, неэффективность  Предпарламента, где меньшевики пытались играть одну из главных ролей, внутрипартийная  борьба подорвали авторитет меньшевиков  среди населения страны. Количество членов партии стало уменьшаться. На выборах в Учредительное собрание меньшевики получили 1158 тыс. голосов (2,3%). Кризис меньшевизма совпал с кризисом в стране. Октябрьская революция нанесла меньшевикам политическое поражение.

Она характеризовалась  меньшевиками как военно-политический переворот, приведший к установлению большевистской диктатуры. ЦК РСДРП(о) решил отказаться от участия в работе II съезда Советов и вступить в переговоры с Временным правительством о создании коалиционной демократической власти.

Это решение  определялось проводимой меньшевиками тактикой изоляции большевиков от общественности страны и противопоставления их единому демократическому фронту политической оппозиции. Решение ЦК РСДРП(о) было поддержано правыми меньшевиками, покинувшими съезд после оглашения антибольшевистской декларации. Левые меньшевики (мартовцы, «новожизненцы»), более склонные к компромиссу с большевиками, вскоре также ушли со съезда, отклонившего их предложение о приостановке работы с целью проведения переговоров со «всеми социалистическими партиями».2

После поражения выступления Керенского – Краснова (26 – 31.10.1917) ЦК меньшевиков высказался за соглашение с большевиками на основе признания равноправия всей «революционной демократии» и отказа от создания Республики Советов. Представители оборонческого правого крыла партии, считавшие недопустимым любое соглашение с большевиками «до полной ликвидации большевистской авантюры», вышли из состава ЦК, принявшего твердое решение об отказе от вооруженной борьбы за власть. Если первоначально ЦК не препятствовал вступлению членов меньшевистской партии в комитет спасения Родины и революции, то 10.11 1917 г. представители меньшевиков были отозваны из него. 30.11 – 7.12 1917 г. в Петрограде работал Чрезвычайный съезд партии меньшевиков. Его делегаты представляли свыше 143 тыс. членов партии (отсутствовали грузинские меньшевики, представители организаций Сибири, Дальнего Востока). Съезд обсуждал тактическую линию партии и проблему ее организационного единства. Компромисс, достигнутый на съезде между мартовцами и центристами во главе с Даном, привел к тому, что в политике «официального меньшевизма» с этого времени стала определяющей левоцентристская ориентация, которую проводил ЦК, избранный на Чрезвычайном съезде. Меньшевики остались приверженцами лозунга демократической республики, однако отказались от насильственных методов ее установления, так как, по их мнению, это могло привести к началу гражданской войны с стране.3

После разгона Учредительного собрания (5.01 1918 г.), с которым меньшевики связывали  надежды на установление демократического строя, их основная деятельность сосредоточилась в Советах и самодеятельных рабочих организациях. В ряде городов и регионов (Петроград, Тула, Сормово, Юг Украины и др.) численность меньшевиков возросла. На перевыборах Советов в Ярославле, Костроме, Туле, Брянске, Златоусте, Ижевске, Ташкенте, Баку и др. городах меньшевики сохранили, а в ряде случаев даже увеличили число депутатов, выступали серьезными политическими конкурентами большевиков.

Вместе  с эсерами они составили политическое ядро движения «уполномоченных фабрик и заводов» (март – июнь 1918 г.). На рабочих митингах и собраниях первой половины 1918 г. часто принимались меньшевистские резолюции, выдвигались как экономические так и политические требования (созыв Учредительного собрания, восстановление городских дум) звучали призывы к всеобщей стачке. В 1918 – 20 гг. меньшевики играли значительную роль во многих профсоюзах и кооперативах, однако постепенно вытеснялись оттуда большевиками. С конца 1917 г. начались репрессии против членов РСДРП. Тем не менее всероссийское совещание РСДРП (май 1918) высказалось против любого вмешательства союзных держав в российские дела. Постановлением ВЦИК РСФСР от 14.06 1918 г. представители меньшевиков, также как и правых эсеров, были исключены из состава ВЦИК и Советов всех уровней. Удаление меньшевиков из Советов, лишение их органов печати, аресты ослабили возможности влияния РСДРП. После массовых репрессий против меньшевиков в июле-августе 1918 г. они фактически оказались на полулегальном положении, однако ЦК партии и в этих условиях отказывался от поддержки антибольшевистских восстаний и движений, иностранной интервенции. Считалось, что социал-демократы «не должны примыкать к такого рода восстаниям или быть орудием в руках руководящих ими групп».

1.2. Конституционно-демократическая партия.

Одна  из наиболее влиятельных политических партий, представлявшая левое крыло  российского либерализма. Первые наброски ее программы вырабатывались на страницах  нелегального журнала «Освобождение», издававшегося с июля 1902 г. по октябрь 1905 г. в Штуттгарте под редакцией П.Б. Струве. Ядро партии сложилось из числа участников двух либеральных организаций «Союза Освобождения» и Союза земцев-конституционалистов». В марте 1905 г. III съезд «Союза Освобождения» выдвинул программу будущей партии, которая затем получила поддержку земско-городского съезда в сентябре 1905г. Организационно партия оформилась на своем I съезде, проходившем в Москве 12- 18 октября 1905 г.4

Информация о работе Антибольшевистские правительства в России (1917-1920 гг.)