Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:07, курсовая работа
Изучение истории белого движения в отечественной и зарубежной историографии прошло ряд этапов. Первый пришелся на время гражданской войны 1917-1922 годов и носил скорее политический, чем научный характер. Период 20-х— 30-х годов стал временем осмысления итогов гражданской войны и места в нем противоборствовавших лагерей, в том числе и белого движения. Годы второй мировой войны и десятилетие спустя не отмечены ничем примечательным в историографии белого движения.
Введение 3
Глава I. Северо-Западное правительство
1.1. Русский Политический комитет - прообраз Северо-Западного
правительства. 6
1.2.Специфика политической модели Северо-Западного
правительства. Основная его деятельность и расформирование. 11
Глава II. Деятельность правительства Колчака
2.1 .Решение первоочередных финансовых проблем 19
2.2.Долгосрочные проекты по оздоровлению экономики 23
3.3 .Кооперация - успешный проект Колчаковского правительства 26
Заключение 28
Список использованной литературы
В
1918 году в Сибири обращалось около
тридцати денежных
единиц. Еще в 1918 году был утвержден статус
Центрального управления Государственного
банка Сибири и Центрального управления
Государственными сберегательными кассами
Сибири. Правда, ресурсы которыми располагал
Госбанк в Сибири, составляли немногим
более 167 пудов золота, 500
пудов серебра и запасов валюты на сумму
917.000.000 рублей. Расходные
статьи бюджета включали в себя и содержание
армии, и затраты
Министерство
финансов пошло старым,
испытанным способом - увеличило
и прямые и особенно косвенные
налоги. С июля 1919 года выросли акцизы
на чай, табак, дрожжи
и спички. Одновременно
вводилась государственная монополия
на производство и
продажу спирта (это составило
основной источник доходной части бюджета),
а также на сахар и вино. На втором
месте стояли доходы от эксплуатации железных
дорог. В случае
высокой собираемости налогов правительство
рассчитывало на более
или менее сбалансированный
бюджет уже к лету
1919 года. Однако ожидаемой
стабилизации не произошло.
Весеннее наступление, последовавшие
за ним ожесточенные бои за Урал окончательно
подорвали все
финансовые расчеты. Теперь
«Российская армия» ежемесячно
съедала
19
Будберг А. П. Дневник//Архив
русской революции. М,: Политиздат,
Т.ХШ - XIV, 1991. Т. XIV
700 миллионов рублей вместо 150 миллионов весной. Совокупный доход правительства за первое полугодие 1919 года в размере около 800 миллионов рублей уходил исключительно на военные нужды. В подобной ситуации ни о каком «реальном бюджете» не могло быть и речи.
Единственным источником стабилизации бюджета «белой» Сибири мог стать золотой запас России - осенью 1918 года перевезенный в Омск. Под залог золотого стандарта можно было бы выпустить полновесные дензнаки. Но Колчак не считал, что он вправе распоряжаться им. Поэтому намерения омского Минфина использовать хотя бы часть золотых резерв для стабилизации бюджета встречали неизменный отказ со стороны адмирала. Главе министерства А.М. Михайлову указывалось необходимость расширения золотодобычи в Восточной Сибири. Еще в 1918 году владельцам приисков разрешалось сдавать золото казне по ценам мирового рынка. Однако получать за золото «бумажки» Омского правительства никто не хотел. Темпы золотодобычи резко упали и не смогли покрыть огромный бюджетный дефицит, преодолеть который решили с помощью денежной эмиссии. К концу 1919 года станки Омской денежной экспедиции выбросили на рынки Сибири, Урала и Дальнего Востока 150 миллиардов рублей. Рынок моментально отреагировал на эту ситуацию. Деньги Сибирского правительства - «сибирки» - быстро обесценивались.20
В
Забайкалье и на Дальнем Востоке
в качестве основной денежной единицы
стала использоваться японская йена.
Последним шансом для спасения бюджета
мог стать валютный кредит под обеспечение
выпуска новых дензнаков или ценных бумаг,
однако никто из «союзников» не решился
на это. Огромная зависимость от импорта
и слабый экспорт позволяли добиться активного
внешнеторгового баланса. Финансовая
база «белой» Сибири оказалась окончательно
подорванной.
20 Виноградов С.П. Денежные
2.2.Долгосрочные проекты по оздоровлению экономики
Транссибирская железнодорожная магистраль стала фактически единственным стержнем, на котором держалась не только экономическая, но и политическая жизнь «белой» Сибири. На состоявшемся в Екатеринбурге в мае 1919 года Экономическом совещании Колчак отмечал, что железная дорога является частью военной организации страны и ей необходимо уделять не меньше внимания, чем армии. Прокладка новых линий велась в продолжение начатых еще в 1914 году Троицкой и Южно- Сибирской магистралей, в марте 1919 года Совет министров утвердил смету строительства. Эффективность казенных субсидий оказалась довольно высокой, и уже к лету 1919 года общая протяженность уложенных рельс составила 160 верст. С февраля возобновилась достройка хлебо- и лесовозных веток на Южно-Сибирской и Казань-Екатеринбургской дорогах. Летом вошли в эксплуатацию ветки в Кузбассе, до Прокопьевских шахт. Параллельно с этим казна выделяла концессии на освоение прилегающих территорий. Железнодорожное строительство оставалось одним из наиболее перспективных направлений в развитии хозяйства Сибири, даже в тяжелых условиях воины и экономической разрухи.21
Что же касается Транссиба, то движение по нему, несмотря на неоднократные подрывные действия партизан, было относительно стабильным. Охрану магистрали осуществляли снятые с фронта части Чехословацкого корпуса. Самой сложной проблемой было обеспечение дороги подвижным составом. И если в течение весны - лета 1919 года графики движения поездов и режим перевозки грузов соблюдались, то после эвакуации Омска и особенно зимой 1919/20 года с началом отступлений белой армии через всю Сибирь в Забайкалье ( легендарный Сибирский
«Ледяной поход») вереницы остановившихся «мертвых» паровозов и вагонов полностью парализовали движение, Транссиб стал «кладбищем Российской армии», и в трагическом водовороте последних дней «белой» Сибири погиб и эшелон самого Верховного Правителя.22
Но в начале 1919 года Транссиб считался весьма перспективной магистралью. Не обошли его вниманием и представители «союзников». Еще в 1917 году Временное правительство одобрило проект реконструкции Транссиба, предложенный американским инженером Дж. Стивеном, создателем Панамского канала. В январе 1919-го намерение совместной эксплуатации дороги воплотилось в соглашение о создании «межсоюзнического железнодорожного комитета». В него должны были войти представители России, США, Японии, Китая, Великобритании, Франции, Италии и Чехословакии. Председателем комитета стал Л. Устругов - министр путей сообщения омского правительства. Дорога сохраняла российских управляющих, однако внедрение нового оборудования, новых правил обслуживания находилось в ведении американских и японских инженеров. В течение 1919 года на Транссибе начался переход к централизованной системе управления грузопотоками, единой от Владивостока до Омска. Современников восхищала четкость работы Транссиба, особенно на участке от Владивостока до Иркутска, который управлялся 1АRС. Американский конгресс заявил о выделении техническому управлению союза, возглавляемому Стивеном, 4 миллионов долларов (столько же выделили комитету японцы). Однако очень скоро издержки финансово-экономического кризиса «белой» Сибири и военные неудачи свели на нет наметившиеся перспективы железнодорожного строительства.
Еще одним проектом, реализация которого началась в «белой» Сибири в 1919 году, стало освоение Северного морского пути. Морская трасса от
22 Протоколы допроса адмирала Колчака чрезвычайной следственной комиссией в Иркутске в январе — феврале 1920 г. // Архив русской революции. М., 1991. Т. IX - X. т. X. с.307
Архангельска до устья Оби позволяла объединить северный и восточный белые фронты, обеспечить бедный в продовольственном отношении Север товарами сибирских кооперативов, наладить прямой товарообмен с Англией через Северное море. Сам Колчак участвовал в разработке этого маршрута в составе полярных экспедиций еще в начале XX века.23
Следует
отметить, что сама возможность навигации
из Архангельска через Карское море
и далее вверх по Оби ограничивалась
августом-октябрем. Наладить стабильное
сообщение через Северный Ледовитый океан
поручалось специальной экспедиции во
главе с капитаном Б. Вилькицким. В подготовке
флотилии из 7 пароходов и 19 барж принимали
участие как омские министерства
путей сообщения,
земледелия, торговли и промышленности,
продовольствия, так
и представители сибирской
кооперации, норвежских и английских торговых
компаний. В начале августа 1919 года суда
покинули Омск и Новониколаевск (вниз
по Енисею).В Архангельск отправлялось
540 тысяч пудов зерна, 70 тысяч пудов масла,30
тысяч пудов жиров и даже такие специфические
сибирские товары, как мед (28 тысяч пудов)
и валенки (4,5 тысячи пудов). В сентябре
1919 года в Омск доставили около 100 тысяч
пудов военных товаров (английского вооружения
и обмундирования), 6 тысяч пудов бумаги,
8 тысяч пудов медикаментов. В ноябре в
Новониколаевск прибыли последние суда.
Навигация 1919 года закончилась. Это
совпало с отступлением
белой армии из Сибири и
эвакуацией Омска. Английские военные
товары стати трофеями Красной армии.
Несмотря на краткость существования,
северная экспедиция Вилькицкого
убедительно доказала свою эффективность.
Не случайно Советское
правительство, практически
сразу же после
установления советской власти в Сибири,
сделало «северный морской путь» одной
из главных морских (и не только) транспортных
артерий СССР.
23 Протоколы допроса
адмирала Колчака чрезвычайной следственной
комиссией в Иркутске январе — феврале
1920 г. // Архив русской революции. М., 1991.
Т. IX - X , Т. X. с. 186
2.З.Кооперация - успешный проект Колчаковского правительства
Не будет большим преувеличением считать, что единственной динамично развивающейся отраслью хозяйства в Сибири при Колчаке была кооперация. Еще до революции сибирские кооперативные союзы по объемам продаж и производственным возможностям считались одними из самых крупных в России. Такие «гиганты» кооперации, как «Сибкредсоюз», «Союз сибирских маслодельных артелей», и местные отделения общероссийских «Центросоюза», «Закупсбыта» контролировали весь процесс сельскохозяйственного производства: от посевов и сбора урожая до его переработки и реализации на рынках России и зарубежья. И, несмотря на войны и революции, работа сибирской кооперации оставалась практически неизменной. Конечно, политика советской власти, ориентированная на всеобщую национализацию и запрет частной торговли, не могла радовать сибирских кооператоров. Неудивительно, что они поддерживали многочисленные подпольные офицерские организации, многие члены которых работали в кооперативах под видом счетоводов, курьеров и секретарей. Во время выступления Чехословацкого корпуса в мае – июне 1918 года кооперативные союзы деятельно участвовали антибольшевистских выступлениях.24
Временное
Сибирское правительство
кооперативных всего 2 рубля
85 копеек; пальто у кооператоров
стоило 300
24 Виноградов С.П. Денежные
рублей, а у частных торговцев 900, фунт соли по 2 и 15 рублей соответственно. Денежные обороты наиболее крупных сибирских кооперативов только за первые три месяца 1919 года составили 200 миллионов рублей (то есть около четверти бюджета омского Совета министров за этот же период). Немалую роль сыграла торгово-закупочная кооперация в организации снабжения крестьянских хозяйств сельскохозяйственными машинами. И здесь также не обошлось без сотрудничества с иностранными компаниями. Канадская экономическая комиссия выделила миллион долларов на приобретение сельскохозяйственных машин. Закупленные трактора, сенокосилки и жнейки были проданы со значительными скидками хуторянам-переселенцам. Кооперативы продолжали выделять средства и на финансирование белой армии. Во время подготовки весеннего наступления только один «Сибкредсоюз» перечислил на «нужды фронта» 58 тысяч рублей, «Союз сибирских маслодельных артелей» - 50 тысяч, Сибирский кооперативный банк - 45 тысяч.
Однако излишняя увлеченность политикой многих сибирских кооператоров привела к тому, что белые власти стали их подозревать, и не без основания, в сотрудничестве с эсерами и большевиками. Последовали обыски, изъятия документов, уголовные наказания. Многие кооперативы отказывались от дальнейшей поддержки омского правительства, рассчитывали на скорую «смену власти».25 Правда, как показали дальнейшие события, эти надежды не оправдались. То, что при Колчаке активно разрабатывался Кузбасс, осваивался Северный морской путь, строились новые железные дороги, можно считать безусловным достижением омского правительства. Как развивалась бы Сибирь при белых дальше - трудно предположить, история исключает сослагательное
Информация о работе Антибольшевистске правтельства 1917-1920 гг