Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:07, курсовая работа
Изучение истории белого движения в отечественной и зарубежной историографии прошло ряд этапов. Первый пришелся на время гражданской войны 1917-1922 годов и носил скорее политический, чем научный характер. Период 20-х— 30-х годов стал временем осмысления итогов гражданской войны и места в нем противоборствовавших лагерей, в том числе и белого движения. Годы второй мировой войны и десятилетие спустя не отмечены ничем примечательным в историографии белого движения.
Введение 3
Глава I. Северо-Западное правительство
1.1. Русский Политический комитет - прообраз Северо-Западного
правительства. 6
1.2.Специфика политической модели Северо-Западного
правительства. Основная его деятельность и расформирование. 11
Глава II. Деятельность правительства Колчака
2.1 .Решение первоочередных финансовых проблем 19
2.2.Долгосрочные проекты по оздоровлению экономики 23
3.3 .Кооперация - успешный проект Колчаковского правительства 26
Заключение 28
Список использованной литературы
Выступавшие гласные-министры Горн и Эйшинский торжественно декларировали, что их работа в правительстве есть выражение «союза с общественностью», и «если со стороны общества им не будет доверия, то они уйдут» с министерских постов. В итоге Псковская дума «согласилась» на вхождение ее депутатов в состав Совета министров, пожелав, при первой же возможности, созвать съезд представителей земств, городов, общественных и кооперативных организаций для окончательного санкционирования действий правительства.
В политических сферах белого
Северо-Запада очень часто
13 Текст договора предложенного генералом Маршем 10 августа 1919 года в Ревеле// Архив русской революции. М,: Политиздат, Т.1 - II, 1991//Т.1.С.299
В то время как
Возможно,
именно поэтому реакция Колчака
на образование правительства была
более чем сдержанной. В телеграмме
в Париж, отправленной 20 ноября
1919 года он писал министру иностранных
14 Протоколы допроса адмирала Колчака чрезвычайной следственной комиссией в Иркутске январе — феврале 1920 г. //Архив русской революции. М., 1991. Т. IX-X . Т. X. с. 210
полномочий и для содействия ему по организации гражданской власти. Карташева считаю подходящим помощником Юденичу по гражданской части...».15 Но, при этом, если даже предположить, что правительство не было бы распущено после «освобождения Петрограда», его компетенция, скорее всего, сводилась бы к уровню «делового аппарата» при Юдениче, или не выходила бы за рамки городского самоуправления Петрограда. Подобную перспективу не исключал Карташев в своей переписке с южным Всероссийским Национальным Центром. Созыв же Областного Народного Собрания, при всей его важности, вряд ли санкционировал бы Омск.
Таким
образом, анализ военно-политического
статуса Северо-Западного фронта доказывает
его особую важность в общей политической
картине
Белого движения, как фронта, непосредственно
нацеленного на важнейший
центр советской власти. Политическое
«лицо» региона выражали три
группы, каждая из которых имела свои планы
не только по отношению
Следует отметить и казавшийся весной 1919 года, достаточно перспективный план объединения Северо-Западного и Северного фронтов. Глава Временного Правительства Северной Области и член Русского Политического Совещания Н.В. Чайковский всячески стремился к воспроизводству на Северо-Западе политической модели, апробированной им на Севере. Народный социалист Чайковский считал ее основным преимуществом, отсутствие конфликта военной и гражданской властей, опору на структуры самоуправления. 27 мая 1919 года из Парижа Колчаку и Юденичу была отправлена телеграмма о возможности объединения Северного и Северо-Западного правительств.
Но все эти политические проекты зависели только от успеха на фронте. 30 октября 1919 года, началось наступление красной. 3 ноября измученные боями отряды белогвардейцев начали отходить на ямбургские и гдовские позиции, но удержаться на них белым не удалось. Пришлось отступать дальше, к эстонской границе. Правительство Эстонии вовсе не стремилось размещать на своей территории крупные вооруженные формирования русских белогвардейцев, в которые, несмотря на недавний союз,представлялись таллиннским политикам угрозой суверенитету молодой державы. После неудачи осенью 1919 года «похода на Петроград» и отхода белой армии на территорию Эстонии, деятельность Северо-Западного правительства теряла смысл, и 5 декабря 1919 года оно объявило с самороспуске, назначив дипломатическим представителем в Эстонской республик и председателем Ликвидационной Комиссии В.Л. Горна.16 Последней акцией деятельности правительства стала публикация на страницах ревельской «Свободной России» кратких отчетов о работе министерства земледелия (П.А. Богданова) и министерства продовольствие (Ф.Г. Эйшинского).
. 16 Архив русской революции,
изданный И.В.Гессеном. М., 1990. Т.З. с. 275.
Глава II . Деятельность правительства Колчака
2.1.Решение первоочередных финансовых проблем
После того как 18 ноября 1918 года политическая власть в Сибири перешла к адмиралу Колчаку, а Омский Совет министров в первом же свое официальном обращении заявил о продолжении «непримиримой борьбы большевизмом»,17 многим казалось, что дни советской власти сочтены. Действительно, имея в своих руках Урал, Сибирь и Дальний Восток, составлявшие две трети территории бывшей Российской империи, белые могли бы, наверное, без особого труда, победить большевистский центр России. Однако, экономический потенциал «белой Сибири» оказался недостаточным для того, чтобы одержать победу в гражданской войне. К началу 1914 года в Сибири располагалось лишь 10,5 процента всех российских фабрик, на которых работало 4,3 процента от общего числа российских рабочих, треть из них (82 тысячи) обслуживали Транссиб. В экономике России Сибирь рассматривалась лишь как источник древесины, зерна, угля, мехов, золота. Тем не менее, правительство Колчака не пугал такое наследие. Две трети его членов в той или иной степени имели отношение к Сибири, треть из них были коренными сибиряками. Их профессиональные качества не подвергались сомнению.
Позднее
состав правительства существенно
изменился, и на смену «коренным»
сибирякам пришли люди с «общероссийскими»
именами - С.Н. Третьяков, А.А. Червен-Водали,
В.Н.Пепеляев, Д.А. Лебедев, И.И. Сукин
и другие. А осенью 1917 года, управляющим
Министерством народного просвещения
стал профессор В.В. Сапожников, управляющим
делами
Совета министров - профессор Г.К. Гинс,
профессор П.П. Гудков занимал
должность министра
торговли и промышленности,
директор Омского
. 17 Акт об образовании Всероссийской Верховной власти 26 (8) - 10 (23) сентября 1918 г.//Архив русской революции. М., 1991. Т.Х1-XII Т. XII. с. 189
отделения Русско-Азиатского банка, Н. Д. Буяновский - товарища министра финансов, доцент Н.И. Петров возглавил Министерство земледелия, на пост министра труда пригласили известного сибирского социал-демократа, лидера профсоюзного движения - Л.И. Шумиловского. Наконец, сам председатель Омского Совмина, видный деятель кадетской партии П.В.Вологодский еще в 1918 году получил звание Почетного Гражданина Сибири.
Одной из самых серьезных
Интерес к Кузбассу проявляли
и представители французских
августе
1919 года работа на многих шахтах прекратилась.
Это было вызвано экономическим
кризисом, происшедшим, прежде всего, из-за
просчетов финансовой политики. В
условиях, когда отсутствовала
Информация о работе Антибольшевистске правтельства 1917-1920 гг