Экологические аспекты на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:46, реферат

Краткое описание

Человек строит свой дом так, как видит себя, вечность, окружающую его природу. Задача школы состоит в создании условий для гармонического развития личности, формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения ее целостности.

Файлы: 1 файл

экологич на химии.docx

— 31.57 Кб (Скачать)

Из числа мер, направленных на сохранение чистоты  природных вод, подробно рассматривают  химические методы очистки стоков: процессы окисления, восстановления и  нейтрализации. Затем учащимся предлагается информация о других методах очистки  сточных вод, применяемых в настоящее  время: физических, физико-химических, биохимических и с помощью  термического окисления. Информация предлагается не для запоминания, а для выполнения учащимися самостоятельной работы по обобщению полученных сведений в  виде таблице “Современные методы очистки сточных вод”, в которой для каждого вида отходов они указывают соответствующие способы очистки.

Заключение 

Промышленность  и природа... Сколько горьких слов сказано и написано по этому поводу. Достижение гармонии здесь возможно лишь при тщательно указанной  технологии производства, когда каждый продукт, как на входе, так и на выходе не становится конечным, не выбрасывается  балластом, а продолжает свое движение на следующей стадии человеческой деятельности. Таким идеально гармоничным замкнутым  технологическим процессом является жизнь природы, в него-то и должна вписаться вся современная деятельность человека. И каждый из нас должен осознать необходимость этого. Все  проекты и планы, всё сегодняшняя  практическая деятельность не может  не учитывать этой необходимости. Давно  уже некоторые специалисты предлагают, например, так называемые отходы производства включать как сырьё в планы  снабжения предприятий. Во многих случаях  это явилось бы стимулом к перестройке  технологии и исключению потерь. 

Создание такого замкнутого технологического цикла  – чрезвычайно сложная и дорогая  задача, но она все-таки дешевле и  проще тех проблем, которые ставит перед человечеством чрезмерное накопление промышленных отходов в  природе при сегодняшних разомкнутых  технологиях. 
 
 
 
 

УЛЬЯНОВСК 2007 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Актуальность  темы. Биосфера - единственная естественная сфера существования человека. На современном этапе развития человеческой цивилизации она претерпевает столь  быстрые изменения, что они стали  заметны в течение жизни одного поколения. И изменения эти полезными  назвать вряд ли возможно. Ошибки современного человека по своей природе те же, что и тысячи лет назад. Однако по масштабам своих последствий  превышают ошибки предшественников на много порядков. Тем не менее, экологическое качество среды не включено в систему ценностных ориентаций нашего общества. К числу новых  явлений жизни относится формирование экологической культуры. Соединят в  себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств ориентации личности в системе "природа-общество". В относительно самостоятельное  направление выделяется и экологическое  образование, которое можно рассматривать  как элемент общего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и  общества.  

Направления экологического образования на уроках химии 
 

А потому одна из задач современной школы - воспитать  поколение людей, осознающих значимость экологических знаний для дальнейшего  выживания человечества. 

Лейтмотивом экологизации учебно-воспитательного процесса должна стать необходимость формирования экоцентрического сознания, для которого характерно: 

· понимание  «экологического императива» (правильно  то, что не нарушает экологического равновесия в природе); 

· осознание, что  все, созданное природой, имеет право  на существование; 

· отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как  это единая система. 

Но следует  помнить, что «образование столь  могущественно, что может ухудшить положение дел» (Дж. Бердвуд). Это относится и к образованию экологическому, если оно ведется непрофессионально, без учета возрастных особенностей учащихся, эпизодически и т.д. В связи с этим особенно возрастает роль учителей профессионалов естественного цикла. Именно на этих уроках можно и нужно не только предоставлять учащимся информацию о состоянии окружающей среды, но и учить ее воспринимать и интерпретировать, так как информация, порождающая тревогу, часто блокируется сознанием человека. Это блокирование имеет древние культурно-исторические корни. 

Как учитель  химии я вижу свою задачу в том, чтобы вооружить учащихся экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения  в трудовой деятельности и в быту. Практически к каждой теме школьного  курса химии можно подобрать  соответствующий экологический  материал. Проблема состоит в том, как его преподнести, чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал  «отторжения» как нечто надоевшее  и « приевшееся». Хочу привести некоторые  приемы, которые позволяют это  сделать. 

Например, использование  видеофильмов. Хорошо сделанный видеосюжет, учитывающий возрастные особенности, производит достаточно сильное впечатление, а его обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или  иной экологической проблемы. Для  учащихся 8 классов использую видеосюжеты  «Оксфордской видеоэнциклопедии» - непродолжительные, доступные для первичного восприятия, очень наглядные. Для старшеклассников - сюжеты более серьезные, научные, которые сегодня, я думаю, без труда можно подобрать в любой видеотеке.  

Подготовка учащимися  сообщений и рефератов. Стремлюсь  предлагать для работ интересные темы и рекомендую дополнительную литературу. Важно отработать с учеником подачу материала: кратко, динамично, с использованием наглядности в виде рисунков, таблиц, диаграмм. Увеличивает эффективность  восприятия преподаваемого материала  введение элементов беседы, постановки проблемных вопросов по материалу, отраженному  в реферате, ведь практически о  любой экологической проблеме у  учащихся есть какое-то представление, сложившееся под воздействием СМИ, других уроков. И им вполне посильна роль не только простых слушателей, но и собеседников, оппонентов. А итог, который подводит готовивший реферат ученик, воспринимается после этого более осознанно. 

Демонстрация  рисунков и плакатов, выполненных  учениками - это хороший прием  обратной связи. Объясняю учащимся, что  важно не столько качество исполнения, сколько правильность понимания  проблемы, оригинальность ее интерпретации. Работа эта творческая, и ее оценивание следует проводить очень тактично, чтобы не отбить желания творить  дальше, может быть в другом жанре. А содержание работ хорошо отражает уровень освоения и осмысления материала, ошибки восприятия, которые тут же можно исправить, уточнить. 

Даже при самом  скромном оснащении химического  кабинета существует возможность организовать для заинтересованных учеников небольшие  экологические исследования. Так, проделав опыты по изучению активности фермента амилазы в разных средах и установлению кислотности осадков (снега) в разных участках поселка, мои исследователи  пришли к выводу, что прорастание  семян на пришкольном участке  должно пройти нормально. А исследования ситуации по использованию табака, алкоголя, наркотиков вызвали немалый  интерес у учащихся, учителей и  родителей, побудили к переосмыслению этой проблемы. 

По ходу объяснения материала или во время опроса часто провожу «экологические минутки» и, чтобы усилить эмоциональное  воздействие, чтобы сказанное запало в душу, я использую стихотворные строки: 

Берегите эти  земли, эти воды, 

Даже малую  былиночку любя, 

Берегите всех зверей внутри природы, 

Убивайте лишь зверей внутри себя. 

(Е. Евтушенко) 

А если подходящих строк не нахожу, то порой сочиняю  и сама: 

К нам с неба падает вода,  

Она чудесный растворитель. 

Но растворится  в капле той,  

То, что зовем  мы - загрязнитель. 

И дождь кислотный  упадет на землю,  

Вред неся живому,  

Сброс предприятий  каждый год  

Буквально губит  водоемы. 

Так много  ль на Земле воды? 

Да, много, но и  очень мало. 

Так долго человечество ее  

В опасные растворы превращало. 

На бочке с  порохом, взрыватель где вода, 

Живем порой  мы очень уж беспечно. 

Так берегите воду, господа,  

Пусть жизнь  продлится на планете вечно! 

Все дети - артисты: и маленькие и большие с  огромным удовольствием играют на сцене. Постановка экологических спектаклей - это благодатная почва для  экологического воспитания при достаточно большом выборе экологических сценариев, публикуемых в предметных журналах и газетах. Воспринятое чувствами  экологическое знание остается в  уме и сердце на долгие годы, может  быть, на всю жизнь. 

Таковы основные приемы, которые мне удается использовать в работе по экологическому образованию  своих учеников. А результативность можно оценить с помощью экологических  анкет (приложение № 1,2), которые по окончании учебного года провожу  среди учащихся. Результаты анкетирования  последних 3-х лет выявили положительные  тенденции: снижение прагматической установки  по отношению к природе и увеличение количества учащихся с эстетической, когнитивной и этической установкой, смещение экологического сознания учеников из области антропоцентрической  в область экоцентрическую. Это вселяет надежду на то, что экологический кризис не уничтожит человеческую цивилизацию в наступившем тысячелетии.

Информация о работе Экологические аспекты на уроках химии