Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:46, реферат
Человек строит свой дом так, как видит себя, вечность, окружающую его природу. Задача школы состоит в создании условий для гармонического развития личности, формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения ее целостности.
Из числа мер,
направленных на сохранение чистоты
природных вод, подробно рассматривают
химические методы очистки стоков:
процессы окисления, восстановления и
нейтрализации. Затем учащимся предлагается
информация о других методах очистки
сточных вод, применяемых в настоящее
время: физических, физико-химических,
биохимических и с помощью
термического окисления. Информация предлагается
не для запоминания, а для выполнения
учащимися самостоятельной
Заключение
Промышленность
и природа... Сколько горьких слов
сказано и написано по этому поводу.
Достижение гармонии здесь возможно
лишь при тщательно указанной
технологии производства, когда каждый
продукт, как на входе, так и на
выходе не становится конечным, не выбрасывается
балластом, а продолжает свое движение
на следующей стадии человеческой деятельности.
Таким идеально гармоничным замкнутым
технологическим процессом
Создание такого
замкнутого технологического цикла
– чрезвычайно сложная и
УЛЬЯНОВСК 2007
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы. Биосфера - единственная естественная
сфера существования человека. На
современном этапе развития человеческой
цивилизации она претерпевает столь
быстрые изменения, что они стали
заметны в течение жизни одного
поколения. И изменения эти полезными
назвать вряд ли возможно. Ошибки современного
человека по своей природе те же,
что и тысячи лет назад. Однако
по масштабам своих последствий
превышают ошибки предшественников
на много порядков. Тем не менее,
экологическое качество среды не
включено в систему ценностных ориентаций
нашего общества. К числу новых
явлений жизни относится
Направления экологического
образования на уроках химии
А потому одна из
задач современной школы - воспитать
поколение людей, осознающих значимость
экологических знаний для дальнейшего
выживания человечества.
Лейтмотивом экологизации
учебно-воспитательного процесса должна
стать необходимость формирования экоцентрического
сознания, для которого характерно:
· понимание
«экологического императива» (правильно
то, что не нарушает экологического
равновесия в природе);
· осознание, что
все, созданное природой, имеет право
на существование;
· отказ от противопоставления
мира людей миру природы, так как
это единая система.
Но следует
помнить, что «образование столь
могущественно, что может ухудшить
положение дел» (Дж. Бердвуд). Это относится
и к образованию экологическому, если
оно ведется непрофессионально, без учета
возрастных особенностей учащихся, эпизодически
и т.д. В связи с этим особенно возрастает
роль учителей профессионалов естественного
цикла. Именно на этих уроках можно и нужно
не только предоставлять учащимся информацию
о состоянии окружающей среды, но и учить
ее воспринимать и интерпретировать, так
как информация, порождающая тревогу,
часто блокируется сознанием человека.
Это блокирование имеет древние культурно-исторические
корни.
Как учитель
химии я вижу свою задачу в том,
чтобы вооружить учащихся экологическими
знаниями, привить им навыки осознанной
экологической культуры поведения
в трудовой деятельности и в быту.
Практически к каждой теме школьного
курса химии можно подобрать
соответствующий экологический
материал. Проблема состоит в том,
как его преподнести, чтобы учащимся
он был интересен, чтобы не вызывал
«отторжения» как нечто надоевшее
и « приевшееся». Хочу привести некоторые
приемы, которые позволяют это
сделать.
Например, использование
видеофильмов. Хорошо сделанный видеосюжет,
учитывающий возрастные особенности,
производит достаточно сильное впечатление,
а его обсуждение позволяет сформировать
правильное понимание той или
иной экологической проблемы. Для
учащихся 8 классов использую видеосюжеты
«Оксфордской видеоэнциклопедии» - непродолжительные,
доступные для первичного восприятия,
очень наглядные. Для старшеклассников
- сюжеты более серьезные, научные, которые
сегодня, я думаю, без труда можно подобрать
в любой видеотеке.
Подготовка учащимися
сообщений и рефератов. Стремлюсь
предлагать для работ интересные
темы и рекомендую дополнительную литературу.
Важно отработать с учеником подачу
материала: кратко, динамично, с использованием
наглядности в виде рисунков, таблиц,
диаграмм. Увеличивает эффективность
восприятия преподаваемого материала
введение элементов беседы, постановки
проблемных вопросов по материалу, отраженному
в реферате, ведь практически о
любой экологической проблеме у
учащихся есть какое-то представление,
сложившееся под воздействием СМИ,
других уроков. И им вполне посильна
роль не только простых слушателей,
но и собеседников, оппонентов. А итог,
который подводит готовивший реферат
ученик, воспринимается после этого более
осознанно.
Демонстрация
рисунков и плакатов, выполненных
учениками - это хороший прием
обратной связи. Объясняю учащимся, что
важно не столько качество исполнения,
сколько правильность понимания
проблемы, оригинальность ее интерпретации.
Работа эта творческая, и ее оценивание
следует проводить очень
Даже при самом
скромном оснащении химического
кабинета существует возможность организовать
для заинтересованных учеников небольшие
экологические исследования. Так, проделав
опыты по изучению активности фермента
амилазы в разных средах и установлению
кислотности осадков (снега) в разных
участках поселка, мои исследователи
пришли к выводу, что прорастание
семян на пришкольном участке
должно пройти нормально. А исследования
ситуации по использованию табака,
алкоголя, наркотиков вызвали немалый
интерес у учащихся, учителей и
родителей, побудили к переосмыслению
этой проблемы.
По ходу объяснения
материала или во время опроса
часто провожу «экологические минутки»
и, чтобы усилить эмоциональное
воздействие, чтобы сказанное запало
в душу, я использую стихотворные
строки:
Берегите эти
земли, эти воды,
Даже малую
былиночку любя,
Берегите всех
зверей внутри природы,
Убивайте лишь
зверей внутри себя.
(Е. Евтушенко)
А если подходящих
строк не нахожу, то порой сочиняю
и сама:
К нам с неба
падает вода,
Она чудесный растворитель.
Но растворится
в капле той,
То, что зовем
мы - загрязнитель.
И дождь кислотный
упадет на землю,
Вред неся живому,
Сброс предприятий
каждый год
Буквально губит
водоемы.
Так много
ль на Земле воды?
Да, много, но и
очень мало.
Так долго человечество
ее
В опасные растворы
превращало.
На бочке с
порохом, взрыватель где вода,
Живем порой
мы очень уж беспечно.
Так берегите воду,
господа,
Пусть жизнь
продлится на планете вечно!
Все дети - артисты:
и маленькие и большие с
огромным удовольствием играют на сцене.
Постановка экологических спектаклей
- это благодатная почва для
экологического воспитания при достаточно
большом выборе экологических сценариев,
публикуемых в предметных журналах
и газетах. Воспринятое чувствами
экологическое знание остается в
уме и сердце на долгие годы, может
быть, на всю жизнь.
Таковы основные
приемы, которые мне удается