Экологическое образование учащихся на уроках химиии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование преемственности экологического образования учащихся на уроках химии.
Достижение поставленной цели в ходе решения следующих задач:
Доказать, что материал по охране природы в курсе химии имеет большое значение не только образовательное, но и воспитательное.
Выявить, как же данные знания применяются на практике.
Определить научную базу для принятия экологически целесообразных решений и их реализации на уроках химии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. с.3

Реализация экологического аспекта школьных
программ …………………………………………………………с.5-6

2. Школьный экологический мониторинг как форма непрерывной экологической практики………………….с.7-10

2.1.Экологический практикум на уроках химии …………………с.11-12

Организация коллективной поисково-исследовательской деятельности химико-экологической
направленности ………………………………………………с.13-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..с.17
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………с.18

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая по экологии.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

                                                                   КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ОСНОВ

                                                                   МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ НА УРОКАХ ХИМИИ

      
 
 
 
 

                                                               Студентки 5 курса 2 группы 

                                                               факультета физической культуры 

                                                                КОВАЛЬЧУК ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ 
 
 

                                                               Научный руководитель – преподаватель  

                                                               Ковальчук М.В. 
 
 
 
 
 

Мозырь 2006 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………. с.3 
 

  1. Реализация  экологического аспекта  школьных

    программ …………………………………………………………с.5-6 
     

    2. Школьный экологический мониторинг как форма непрерывной экологической практики………………….с.7-10 
     

     2.1.Экологический практикум на уроках химии …………………с.11-12 
 

  1. Организация коллективной поисково-исследовательской  деятельности химико-экологической 

    направленности ………………………………………………с.13-17 
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..с.17 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………с.18 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

          В решении проблем окружающей  среды важнейшая роль принадлежит  образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Он должен знать о заболеваниях, вызываемых загрязнением среды, о генетических отклонениях, о гибели животных и растений, об уменьшении плодородия почв, об исчерпании запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.

            Самые незначительные бытовые  «мелочи» - сорванный редкий цветок, спиленное дерево, разбитая на пляже бутылка, слитое в водоем отработанное машинное масло – наносят большой, а часто и непоправимый вред природе. Производственная деятельность человека увеличивает масштабы его влияния на природу в сотни и тысячи раз. И каждый участник производственного процесса обладает определенной самостоятельностью в выборе линии поведения, от которой зависит, будет ли его влияние на окружающую среду благотворным или пагубным. Именно поэтому в сознании каждого человека должен быть заложен некий набор моральных принципов, не позволяющих наносить вред окружающей среде, стимулирующих стремление к оптимальному взаимодействию с природой.

            Чтобы суметь сделать экологически  разумный выбор и действовать  оперативно в сложной ситуации, избежать нежелательных последствий, нужно обладать определенными знаниями. Поэтому, крайне важно, чтобы экологическое воспитание начиналось с младших классов школы и даже в детском саду на доступном для этого возраста уровне, чтобы затем оно тесно переплеталось с общеобразовательной и профессиональной подготовкой.

              При освоении каждого предмета  или специальности, обучающиеся  должны получать, по возможности,  полное представление о той  роли, какую этот предмет или  специальность играют в решении  конкретных проблем окружающей среды. Такого рода знания являются основой для воспитания активного, сознательного отношения  к окружающей среде. Существует мнение, что проблема экологического воспитания и образования может быть решена введением дополнительной учебной дисциплины. К сожалению, столь простым способом желаемого результата получить нельзя. Эффективное экологическое образование требует радикального пересмотра всей системы обучения.

              Настала необходимость, преподавая  химические дисциплины, обратить внимание на то, как ведет себя то или иное вещество не только в колбе или химическом реакторе, но и в атмосфере, океане, почве, какое воздействие оказывает оно само и продукты его превращения на  

биологические системы (растения и животные организмы). Такой подход дает не только практические знания, но и воспитывает привычку задумываться над этими вопросами, привычку, которая пока еще не вошла глубоко в практику современных химиков.

           Освещение проблем окружающей  среды в литературе, средствами массовой информации, учебных дисциплинах необходимо подкреплять разнообразными общественно-государственными программами, предусматривающими широкое участие всех членов общества в их практическом осуществлении.

      Итак, данная курсовая работа посвящена экологическому образованию учащихся на уроках химии.

                     Целью данной работы является исследование преемственности экологического образования учащихся на уроках химии.

                      Достижение поставленной цели  в ходе решения следующих задач:

      1. Доказать, что материал по охране природы в курсе химии имеет большое значение не только образовательное, но и воспитательное.
      2. Выявить, как же данные знания применяются на практике.
      3. Определить научную базу для принятия экологически целесообразных решений и их реализации на уроках химии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  АСПЕКТА ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММ. 
 

            Химия как наука играет важную  роль в формировании у школьников  ответственных отношений к природе.  Содержание химического образования в этом аспекте должно быть направлено, прежде всего, на выработку у ребят основы химико-экологического восприятия окружающего мира, а далее – на формирование знаний, которые понадобятся в условиях нового типа хозяйствования.

            Если учитель биологии на уроках освещает вопросы охраны растительного и животного мира, учитель географии – охраны недр, ландшафтов, то учитель химии должен акцентировать внимание учащихся на вопросах охраны воздуха, воды, почв и недр, в связи с рациональным использованием сырья и загрязнением окружающей среды.

            В настоящее время химия решает  новые задачи, которые ранее не относились к разряду первоочередных, хотя их значимость никем не отрицалась. Первая задача – создание условий для существенного ограничения и даже устранения загрязнения  окружающей среды. Из этого следует, что учащиеся, изучившие курс химии, должны хорошо представлять важную роль экологических ограничений в использовании многих веществ и химических реакций.

           Вторая задача – переход человечества от растительного использования природных ресурсов к разумному, с учетом того, что многие из них невосполнимы. В связи с этим необходимо ознакомить учащихся с вопросами рационального использования всех сырьевых природных и техногенных ресурсов, а также с ролью химии в поисках путей их сбережения.

            Экологическое образование и  воспитание в современных условиях  требуют поиска новых технологий  обучения, учитывающих как психолого-возрастные особенности учащихся, так и региональный компонент. Китайская мудрость гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – я запомню, дай мне действовать самому – я научусь». Из этих слов следует, что ребятам необходимо давать возможность работать самостоятельно с заданиями, имеющими практическую направленность. С этой целью в своей практике многие педагоги широко используют экологическое проектирование, которое невозможно без поисково-исследовательской работы и обладает большим потенциалом формирования неординарного мышления, рациональных приемов умственной деятельности, сообразительности, самостоятельности в принятии необходимых решений.

               Работа по экологическому проектированию, кроме познавательного имеет еще и межличностный аспект. Многочисленные опыты, эксперименты, совместные обсуждения позволяют учителю сформировать требуемый тип эмоциональных взаимоотношений со своими учениками, что образует основу психологического климата коллектива. Как утверждал Макаренко, «пережитые совместно потребности, опыт, напряжение, радость и улыбка – все это сближает людей так же, как и труд».

                Широко используются в практике  педагогов деловые и дидактические  игры. Например, пресс-конференция «Что мы оставим потомкам?», являющаяся ролевой игрой, позволяет каждому учащемуся проявит истинную организованность и творческий подход к делу. В процессе подготовки к игре ребята развивают умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, используя при этом региональный компонент.

                  Целесообразно проводить интегрированные уроки с другими предметами. Так, например, на уроке химии- биологии по теме «Техногенные загрязнения г. Гомеля. Виды загрязнения.» были рассмотрены главные техногенные загрязнения этого города. При подготовке к уроку ребята провели огромную исследовательскую работу: проанализировали состав атмосферных осадков на кислотность, определили влияния загрязненной воды на рост и развитие проростков фасоли, посетили фабрику мороженого с целью изучения биологического загрязнения [прилож. 1]. с. 35 – 40

                   Экологический брейн-ринг, экологический КВН, используемые на уроках, задачи с экологическим содержанием – все это концентрирует внимание учащихся на актуальных экологических проблемах, активизирует их учебно-познавательную деятельность, формирует целостную естественную картину мира.

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Школьный экологический  мониторинг как  форма непрерывной  экологической практики

             

               Экологическое образование – стратегическое направление в развитии средней общеобразовательной школы. Цели экологического образования для всех ее этапов включают следующее:

                Начальное образование: формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой и ценностных установок по отношению к явлениям и процессам, происходящим в биосфере.

                Основная школа: формирование экологической культуры, здорового образа жизни, приобретение навыков экологически целесообразной деятельности на основе понимания целостности человека и его единства со всеми формами жизни на Земле; понимание системной структуры природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.

                 Полная средняя школа: формирование нравственной и экологической ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем локального, регионального и глобального уровня, предпосылок и путей их решения, создание условий перехода к устойчивому развитию.

                 Экологические знания и умения  нуждаются в реальном закреплении  экологической практикой. Настало время включить ее в учебно-воспитательный процесс школы. Как показали конкурсы экологических проектов и исследований, выполненных школьниками под руководством учителей, экологическая тематика, в том числе и по программам мониторинга, широко представлена в инициативной работе школ. Это означает, что этап подготовки к выполнению программ мониторинга уже начался. Школьный экологический мониторинг поводится учащимися под руководством учителей биологии, географии, химии, физики. Основное его назначение – учебно-познавательное: изучать закономерности и изменения, протекающие в окружающей среде, анализировать их причины и следствия.

Информация о работе Экологическое образование учащихся на уроках химиии