Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы является исследование преемственности экологического образования учащихся на уроках химии.
Достижение поставленной цели в ходе решения следующих задач:
Доказать, что материал по охране природы в курсе химии имеет большое значение не только образовательное, но и воспитательное.
Выявить, как же данные знания применяются на практике.
Определить научную базу для принятия экологически целесообразных решений и их реализации на уроках химии.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. с.3
Реализация экологического аспекта школьных
программ …………………………………………………………с.5-6
2. Школьный экологический мониторинг как форма непрерывной экологической практики………………….с.7-10
2.1.Экологический практикум на уроках химии …………………с.11-12
Организация коллективной поисково-исследовательской деятельности химико-экологической
направленности ………………………………………………с.13-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..с.17
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………с.18
ПРИЛОЖЕНИЕ
Исследовательский практикум
3.
Организация коллективной
поисково-исследовательской
деятельности химико-экологической
направленности
Формирование у школьников
Не менее важной проблемой является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности, но и всего ученического коллектива в целом (класса, кружка, группы). Поисково-исследовательская работа способствует развитию навыков сотрудничества в творческой деятельности школьников, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения исследовательских задач, что, несомненно, влияет на рост творческого потенциала каждого ученика.
Под поисково-
На основе анализа литературы
по проблеме организации
Первое. Реализация личностно-деятельностного подхода к организации поисково-исследовательской работы экологической направленности. Она предусматривает личностное участие каждого учащегося в поисково-исследовательской деятельности, при организации которой учитываются интересы, склонности, характер, особенности мыслительной деятельности каждой личности. Это особенно необходимо для прогнозирования дальнейшего развития творческого потенциала каждого школьника. Концепция этого подхода предусматривает вариативность и дифференциацию не только творческих заданий, но и видов деятельности, достаточный выбор которых должен быть у каждого учащегося.
Второе. Осуществление дифференциально-целостного подхода к организации поисково-исследовательской деятельности. Под целостностью в данном случае понимается непрерывная подготовка учащихся к самостоятельному исследованию, которая протекает как процесс решения постоянно усложняющихся учебных задач от начального этапа усвоения элементарных исследовательских умений до такого уровня их сформированности, когда учащиеся могут самостоятельно провести поисково-исследовательскую работу с выходом на выводы и рекомендации.
Кроме того, в контексте данной
проблемы в понятие
Такой подход предусматривает
реализацию метода
Содержание исследовательских заданий для всех групп построено по принципу непрерывного усложнения и в них обязательно прослеживается общая экологическая направленность. Такой подход к организации поисково-исследовательской работы учащихся предусматривает коллективное обобщение результатов, формулировку общих выводов и разработку рекомендаций.
Наш опыт организации
Координированное обучение
Таким образом, третьим условием повышения познавательной активности учащихся в процессе поисково-исследовательской деятельности является реализация принципа полипредметной интеграции знаний, которая обеспечивается специально разработанными творческими заданиями как в учебной, так и во внеклассной работе по химии.
Это достигается в том случае, когда инвариантное ядро содержания урока по определенной теме является вариативной оболочкой содержания внеклассного задания и наоборот, когда инвариантное ядро содержания внеклассного занятия является вариативной оболочкой содержания урока. Теоретические занятия кружка должны соответствовать как по содержанию, так и по временному параметру учебной программе по химии. Например, на уроке химии учащиеся изучают свойства оксида и гидроксида алюминия, на внеклассном занятии они узнают, что эти свойства обусловливают использование оксида алюминия в качестве сорбента для хроматографии в тонком слое, которая широко применяется в экспериментальных исследованиях школьников.
При этом говоря о
В этом случае можно
- по горизонтали – преемственность от урока к уроку;
- по вертикали – от одного учебного предмета к другому, то есть осуществление межпредметной (полипредметной) связи содержания и видов деятельности;
- по диагонали – непосредственная преемственность, взаимопроникновение и взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности при изучение определенных программных тем курса химии.
Кроме того, необходимо выделить педагогические условия, которые стимулируют творческую деятельность учащихся и способствуют четкой самоорганизации умственного труда школьников. Следовательно, четвертым условием является стимулирование и обеспечение высокой мотивации исследовательской деятельности, которое достигается гибким содержанием деятельности дифференцированных групп сменного состава.
В течение учебного года предусматривается сменный состав т подвижный график работы групп, т.е. каждый ученик может попробовать свои силы в различных видах исследовательской деятельности. Такая система добровольного выбора позволяет учащемуся мобильно перестраиваться, быстро адаптироваться и решать поставленные задачи. В то же время у школьников появляются и стабилизируются интересы к содержанию и видам определенной познавательной деятельности. При этом предлагаемая методика предусматривает как четкую дифференциацию учащихся на группы на начальных этапах, так и постепенное «слияние» деятельности всех учащихся класса на этапе оценки результатов.
Высокая мотивация
С целью проверки
По результатам академической успеваемости по всем изучаемым школьным дисциплинам для экспериментального класса был определен коэффициент академической успеваемости (КАУ). Мы считаем обоснованным применение для определения эффективности педагогического эксперимента именно этого показателя, так как предлагаемая методика организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по химии экологической направленности предполагает использование и оперирование знаниями из других школьных дисциплин, консультации и помощь в проведении исследовательской работы учащихся учителями-предметниками, что безусловно должно повысить интерес к этим предметам и, следовательно, улучшить успеваемость.
КАУ учащихся может быть
an + bm + cr + dp
КАУ=-------------------------
N
где a, b, c, d – оценки по предметам; n, m, r, p – количество предметов, по которым стоят эти оценки; N – общее количество предметов.
Экспериментальная проверка
В процессе дифференциации по
интересам с учетом
Изначально четыре школьника, не имеющие постоянных (стержневых) интересов, не смогли определиться с выбором группы и не проявили заинтересованности в проведении исследовательской работы (КАУ = 3,15). Однако для активизации самостоятельной деятельности этих учащихся им предлагалось вначале совместно выполнить задания или просто понаблюдать за деятельностью своих друзей или учеников, с которыми у них налажен контакт. Это позволило постепенно в различных видах деятельности, выбор которых предоставлялся каждому, определить всем учащимся собственные задатки и способности и далее целенаправленно развивать их в процессе поисково-исследовательской деятельности по химии. Это указывает на правильность предположения, что организация поисково-исследовательской деятельности с учетом выявленных педагогических условий обеспечивает вовлечение в эту работу практически всех учащихся класса.
Информация о работе Экологическое образование учащихся на уроках химиии