Экологическое образование учащихся на уроках химиии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование преемственности экологического образования учащихся на уроках химии.
Достижение поставленной цели в ходе решения следующих задач:
Доказать, что материал по охране природы в курсе химии имеет большое значение не только образовательное, но и воспитательное.
Выявить, как же данные знания применяются на практике.
Определить научную базу для принятия экологически целесообразных решений и их реализации на уроках химии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. с.3

Реализация экологического аспекта школьных
программ …………………………………………………………с.5-6

2. Школьный экологический мониторинг как форма непрерывной экологической практики………………….с.7-10

2.1.Экологический практикум на уроках химии …………………с.11-12

Организация коллективной поисково-исследовательской деятельности химико-экологической
направленности ………………………………………………с.13-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..с.17
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………с.18

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая по экологии.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

           Как следует из полученных  данных, овладение учащимися исследовательскими  умениями способствует повышению  качества их знаний, т.е. чем  выше достигнутый уровень исследовательских  умений, тем прочнее и осознаннее знания школьников. Средний балл во всех дифференцированных группах повысился, и практически все учащиеся, за небольшим исключением (что согласуется с коэффициентом вариации), в процессе исследовательской деятельности приобрела более высокий уровень сформированности исследовательских умений (см.прилож. №4).

             Таки образом, эффективность коллективной  поисково-исследовательской работы  школьников химико-экологической  направленности во многом обусловлена педагогическими условиями ее организации, а именно: реализацией личностно-деятельностного, дифференциально-целостного подходов, интеграцией содержания учебной и внеклассной работы по химии, осуществлением принципа полипредметной интеграции знаний, стимулированием и обеспечением высокой мотивации исследовательской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заложенная  в содержании курса химии экологическая  направленность не реализуется сама по себе. Формирование этой направленности у учащихся должно быть методически  обеспечено средствами, соответствующей его природе. Сущность предлагаемого выше методического подхода заключается в более полном использовании воспитательных возможностей, методов и приемов обучения при условии их сочетания с методами воспитания, наиболее значимыми для обучения (убеждения, пример, упражнение и др.)

Цель  формирования экологической направленности на уроках химии может быть достигнута, если методическое обеспечение будет  направлено на достижение следующих  результатов:

- усвоение  учащимися системы обобщенных  научных знаний и выработку умения их применять;

- воспитания  положительного отношения к таким  знаниям, убежденности в их  методологической ценности, стремления  их пополнять и совершенствовать.

Так, экологическая  подготовка учащихся требует междисциплинарного подхода, изучения химии как составной части естествознания. Важной стороной подготовки учащихся является воспитание активной реакции на проблемы окружающей среды, умения сформировать свою точку зрения по тому или иному вопросу, убедить в правильности предлагаемого решения. Для этого необходимо больше уделить внимания практической части.

Освещение проблем  окружающей среды в литературе, средствами массовой информации, в учебных дисциплинах  необходимо подкреплять разнообразными общественно-государственными программами, предусматривающими широкое участие всех членов общества в их практическом осуществлении.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 
 

  1. Аранская  О.С., Бурая И.В. Организация поисково-исследовательской  деятельности школьников химико-экологической  направленности. – Новополоцк: Изд-во Полоцк. госуд. Ун-та, 2001 – 160 с.
 
 
  1. Бурая И.В., Аранская И.С. Дифференциально-целостный  подход к организации поисково-исследовательской  деятельности школьников как средство подготовки их к труду // Современные  тенденции трудового обучения и  воспитания молодежи: матер.респ. науч.-практ. конф. 1 декабря 1999 г. – Витебск, 2000г. – с. 63-71.
 
 
  1. Назаренко В.М., Лугинина Н.В. Школьный химический эксперимент в экологическом  образовании // Химия в школе. 1993 №6. с. 47-53.
 
 
  1. Сентемов  В.В. Использование биологических объектов на занятиях по химии // Химия в школе. 1996 №1, с.62-63.
 
 
  1. Севрюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием // Химия в школе. 1999 №2, с.40-44.
 

     6.  “Хімія: праблемы выкладання”.- М.: “Адукацыя і выхаванне” - №5, 2001 г., с.-126, С. 39-45.

  

    7.   Семенов И.Н. Химия и научно-технический прогресс: Кн.для учащихся 9-10 кл./ И.Н.Семенов, А.С.Максимов, А.А.Макареня.- М.:Просвещение, 1988.- 175 с.

   

     8.    Ягодин Г.А. Химия и химическая технология в решении глобальных проблем / Г.А. Ягодин, Э.Г.Раков, Л.Г.Третьякова.- М.: Химия, 1988.-176 с.

    

     9.     Экологическое образование школьников/ Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, - М.: Педагогика, 1983. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      Приложение № 1 

Тема: «Проблемы разрушения озонового слоя Земли. Химические реакции в атмосфере и условия их протекания». 

Цель: Совершенствовать знания учащихся АО теме «Химические реакции», навыки работы с компьютером; расширить представления о проблеме разрушения озонового слоя Земли; учить работать с различными источниками информации, делать обобщения; формировать экологическую культуру, информационную грамотность.

Оборудование: фильм «Спасем озон без промедления», статьи, печатные издания, компьютерная энциклопедия, исследовательские карты, карточки с заданиями, тесты.

Форма проведения урока – урок-исследование.

Продолжительность урока – 90 мин.

Организация учащихся – групповая работа.

1 гр. –  «химики» («сильные» учащиеся).

2 гр. –  «экологи» («средние» учащиеся).

3 гр. –  «метеорологи» («более слабые»  учащиеся).

Главный консультант – учащийся, занимавшийся разработкой данной темы.

Консультанты  по работе с компьютером.   

Ход урока

    Действия учителя     Действия  учащихся    примечания
1. Организационный  момент    
Объясняет организацию работы учащимся, определяет группы Занимают места  по группам. Просматривают фрагмент видеофильма и определяют тему и  задачи урока Фильм «Спасем  озон без промедления»
2. Входной контроль    
Предлагает схемы превращений по 4 вариантам разного уровня сложности. Пишут уравнения  по схемам. Обсуждают влияние конечных продуктов на озоновый слой. Конечными продуктами в каждой схеме являются вещества, загрязняющие атмосферу.
 
 
 
 
 
 
 
 

Гипотезы  образования озоновых дыр

 
   

 

Обобщающая  таблица-конспект 
 

Реакции в стратосфере        условия механизм пример
Образование

Озона 
 
 
 

Разрушение озона

Коротковолновое УФ-излучение, фотохимические реакции  и катализатор 

Коротковолновое

УФ-излучение,

Фотохимические

реакции

Радикальный  
 
 
 

Радикальный 
 

Цепные реакции

      hv

О2       О+О;

O + O2       O3. 
 

     hv

O3      O2 + O

O + O3       2O2 
 

             hv

CF2Cl2      CF2 + 2Cl

Естественное  разрушение

          hv

Cl+O3     ClO +O2

Антропогенное

разрушение

                 hv

ClO + O3        Cl + 2O2

 

 
 
 
      В природе образование О3           разрушение О3
 
 
 
 

                                        
 
 
 

                               Пути разрушения озонового слоя 
 

                          Пути разрушения озонового слоя
Естественное  разрушение                     !      антропогенное разрушение

                                                                                                              
 
 
 
 
 

Гипотезы  образования озоновых дыр 

Особые  метеорологические условия в  Антарктиде и северных областях Антропогенные факторы(оксид азота IV). фторхлоруглероды
 
 
 

Тестовый  контроль

Химические  реакции

Вариант 1

1.суммарная  масса вещества  после химической  реакции:

а)увеличивается;                                 в) не изменяется;

б)уменьшается;                                   г) изменяется

2.к  какому типу относится  следующая реакция  SO3 + H2O = H2SO4:

а)соединения                                       в)разложения

б)замещения                                        г)обмена       

                                                                                                t

3.к какому типу относится следующая реакция 2AgNO3=2Ag + 2NO2 + O2

 а)соединения                                       в)разложения

б)замещения                                        г)обмена       

4.в каком из приведенных уравнений реакций степени окисления атомов не изменяются:

а)2KI + Cl2 = 2KCl + I2                     в)FeCl3 + 3NaOH = Fe/OH/3 +3NaCl

б)2HgO = 2Hg + O2                            г)Zn + 2HCl = ZnCl2 +H2

5.по термохимическому уравнению 1/2H2 +1/2 Cl2= HCl+92,3 кДж рассчитайте, какое количество теплоты выделяется при образовании 44,8дм3 хлороводорода (н.у.):

а)9,23 кДж                                            в)46,15 кДж

б)184,6 кДж                                          г)369,2 кДж

6.какая  из указанных ниже  реакций является  практически необратимой:

а) NаОН(р-р) + КС1(р-р) - Nа С1(р-р) + КОН(р-р)

б) Н2(г) + I2(г) – 2Н I(г)

Информация о работе Экологическое образование учащихся на уроках химиии