Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы является исследование преемственности экологического образования учащихся на уроках химии.
Достижение поставленной цели в ходе решения следующих задач:
Доказать, что материал по охране природы в курсе химии имеет большое значение не только образовательное, но и воспитательное.
Выявить, как же данные знания применяются на практике.
Определить научную базу для принятия экологически целесообразных решений и их реализации на уроках химии.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. с.3
Реализация экологического аспекта школьных
программ …………………………………………………………с.5-6
2. Школьный экологический мониторинг как форма непрерывной экологической практики………………….с.7-10
2.1.Экологический практикум на уроках химии …………………с.11-12
Организация коллективной поисково-исследовательской деятельности химико-экологической
направленности ………………………………………………с.13-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..с.17
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………с.18
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проводимая с
По объектам наблюдений
По масштабам наблюдений
Эту роль потенциально ( при наличии
специалистов ) могут выполнять Дом
творчества детей и подростков,
станция юных натуралистов, эколого-образовательный
центр, ассоциация
Помимо этого участие
Человек – органическая часть природы ( принцип ЭКО – Я ).
Эволюция – это коэволюция всех форм жизни.
Мера вещей – уникальность жизни (принцип биоцентризма).
Согласование потребностей
Задачи школьного экологического мониторинга.
Основные задачи экологического мониторинга в школе можно сформулировать в общем виде:
При организации экологической практики в форме школьного мониторинга природа становится основной лабораторией для практических дел в учебно-познавательном и воспитательном процессе в период школьного обучения.
Типы программ школьного экологического мониторинга.
Программы
экологического мониторинга для
школы разработаны научно-
Можно предложить два типа
программ школьного
1.Общие программы. Они объединяют практическую часть по всем естественнонаучным учебным дисциплинам и предлагаются каак обязательные. Основа их выполнения – знания и умения по географии, биологии, химии, физике.
Таких программ три:
- мониторинг ланшафтов;
- эколого-фенологический мониторинг;
- мониторинг окружающего воздуха.
2.Конкретные программы. Эти программы предлагаются как элективные – на инициативный выбор школами. Они могут быть продолжением уже начатой экологической работой со школьниками и предназначены для исследовательской работы школьников по интересам в области экологии. Таких программ много. При их составлении должны быть учтены географическая специфика территории и особенности местной экологической обстановки.
Гидрологический мониторинг: наблюдения за малыми реками и озерами, родниками, ручьями.
Гидробиологический мониторинг качества вод.
Мониторинг
Мониторинг леса.
Популяционный мониторинг
Мониторинг гнезд рыжих лесных муравьев.
Мониторинг состояния популяций редких видов птиц и среды их обитания.
Мониторинг заказников и
Экологический мониторинг
Лихеноиндикация загрязнения
Мониторинг пахотного угодья.
Мониторинг луга.
Общий мониторинг населенного пункта.
Биомониторинг населенного
Эколого-демографический
Все программы составлены таким образом, что для самих школьников участие в их выполнении будет непрерывным: они могут наблюдать экологически благоприятные ил неблагоприятные ситуации, причины загрязнения окружающей среды и его реальные последствия, делать прогнозы, принимать решения и т.д.
Для этого при выполнении программ целесообразно создавать разновозрастные отряды для взаимного обучения, а более сложных программ – отряды старшеклассников. Многолетние наблюдения помогут собрать фактический материал для обобщения при выполнении различных мониторинговых программ, который станет основой для докладов и проектов на конкурсах и научно-практических конференциях.
Естественно, от участников
Почти во всех программах школьного экологического
мониторинга есть химическая часть: при
наблюдением за состоянием окружающего
воздуха, изучении почв, в гидрологическом
мониторинге, мониторинге нецентрализованного
водопотребления и др. Поэтому участие
в них юных химиков весьма желательно
и необходимо.
В условиях эпологизации
Кафедра естественнонаучных
Опыты не требуют специального оборудования и дефицитных реактивов. Все необходимые вещества можно приобрести в магазинах бытовой химии, аптеке или магазине для садоводов и огородников. К ним относятся хлориды натрия и калия, нитраты калия и аммония, ортофосфаты калия и аммония, медный купорос, хлороводородная кислота, раствор аммиака, мочевина, СМС и др. Доступность используемых в исследовании химических препаратов позволяет организовать индивидуальное выполнение эксперимента, а применение в эксперименте высоких концентраций веществ – завершить выполнение и обсуждение результатов эксперимента на уроке.
Все рассматриваемые опыты
Перед выполнением исследовательской работы важно сообщить учащимся, какие изменения могут произойти с растениями или животными при действии на них высоких концентраций веществ. При выполнении эксперимента с водными животными нужно обратить внимание на изменение их активности и гибель при добавлении в среду обитания химических соединений, с водными растениями – на изменение окраски листовой пластинки и стебля; с проростками высших растений – на изменение окраски корневой системы, стеблей, увядание и скручивание листьев.
В случае использования в эксперименте проростков высших растений, выращенных в грунте, необходимо отмыть корневую систему растений от остатков почвы. Прилипшие к вторичным корням кусочки почвы могут мешать проведению наблюдений за изменением окраски корневой системы. В данном практикуме приводятся результаты эксперимента для томатов (растение имеет один-три настоящих листа).
У каждого исследователя на столе имеются инструкция, содержащая задание и методику выполнения и оформления эксперимента, необходимое оборудование, реактивы и живые объекты, как для выполнения эксперимента, так и для контроля. Тематика исследования приближена к реальным экологическим катастрофам, приводящим к загрязнению почв и водных источников в условиях Удмуртии (засоление в связи с использованием хлорида натрия для борьбы с гололедом; закисление, защелачивание, загрязнение тяжелыми металлами и органическими соединениями в связи с работой металлургических и химических мероприятий, добычей нефти, неумеренным использованием минеральных удобрений, разливом рассолов на нефтеразработках).
Обобщенная рабочая карта
При необходимости можно
Информация о работе Экологическое образование учащихся на уроках химиии