Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:46, реферат
Человек строит свой дом так, как видит себя, вечность, окружающую его природу. Задача школы состоит в создании условий для гармонического развития личности, формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения ее целостности.
Введение
Человек строит
свой дом так, как видит себя, вечность,
окружающую его природу. Задача школы
состоит в создании условий для
гармонического развития личности, формирования
таких жизненных идеалов и
принципов, которые вывели бы человека
на путь сотрудничества с природой
и сохранения ее целостности.
Чем раньше ученик будет введен в сферу экологических проблем, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания у него ответственного отношения к природе.
Задачи
Роль химии
в решении экологических
а) изучая состав,
строение и свойства веществ, химия
может ответить, как ведет себя
то или иное вещество в атмосфере,
почве, водной среде, какие воздействия
оказывает оно и продукты его
превращений на биологические системы;
б) раскрывая
механизмы биогеохимических процессов
в природном круговороте
в) используя
разнообразные методики химико-аналитического
контроля состояния объектов окружающей
среды или качества готовой продукции
ряда отраслей промышленности (химической,
нефтехимической, микробиологической,
фармацевтической), химия позволяет
получить информацию, необходимую для
последующего принятия решений о
предотвращении поступления вредных
веществ в контролируемые объекты,
очистке этих объектов, способах их
защиты и т.д.
Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности” химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.
VIII класс
Тема “Первоначальные
химические понятия”
При изучение темы
“Первоначальные химические понятия”,
учащиеся должны получить начальные представления
о химическом элементе и связанных с ним
понятиях. Помимо теоретических знаний
учащиеся приобретают практические умения
по проведению химического эксперимента,
например при очистке веществ и разделении
смесей. В связи с этим представляется
возможным ознакомить учащихся с рядом
понятий природоохраняемого характера:
загрязнители, источники загрязнений,
современные способы очистки веществ
(отходов) в промышленности.
Коротко о проблеме
отходов. По некоторым оценкам, человечество
использует примерно 11 млрд. тонн различных
веществ и природных
В мире ежегодно
добывают более 4 млрд. нефти и природного
газа, более 2 млрд. тонн горной массы
в виде руд и сопровождающих горных
пород. Горючие ископаемые, руды, горные
породы, подвергаясь переработке, попадают
в воздух, почву, воду.
Не все вещества,
попадающие в окружающую среду загрязнители:
к ним относятся только те, которые
вызывают нарушение ее качества.
К числу химических
загрязнителей, которые, например, попадают
в организм человека с пищей, относятся:
нитраты и нитриты, радионуклиды,
пестициды и продукты их разложения,
тяжелые металлы, стимуляторы роста
животных и др. Их источники –
промышленность, сельское хозяйство, энергетика.
Остро стоит
вопрос об очистке отходов любого
производства, поскольку идеальная
модель безотходной технологии еще
не создана. К современным методам очистки
можно отнести: фильтрацию, пыле-, газоулавливание,
обезвреживание (нейтрализация, окисление,
восстановление, поглощение газов жидкими
и твердыми поглотителями), биологическую
очистку (очистку при помощи микроорганизмов),
обеззараживание сточных вод, осаждение
(в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые
или нерастворимые соединения.
С некоторыми методами
учащиеся знакомятся при выполнении
лабораторных и практических работ.
Учащимся можно порекомендовать ознакомиться с дополнительной литературой по этим вопросам и выполнить творческую работу. Не все школьники примут участие в подобной работе, остальным можно предложить следующие задания:
Найдите в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию, прочитанного вами. Сформулируйте своё отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы ответственное лицо, и предложение свой вариант решения.
Прочтите предложенный вам текст (или посмотрите картинку). Перечислите неправильные действия, которые совершил человек (или группа людей) в отношении природы. Как поступили бы вы?
Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (её обитатели). Предложите всем товарищам проанализировать её. Оцените их ответы.
Предложите правила
поведения школьника в
Охарактеризуйте экологическую обстановку: а) на вашем пришкольном участке; б) около дома, подъездов, на лестничных площадках, в жилище; в) около ближайших предприятиях, учреждений, магазинов; г) в ближайшем парке, лесу, на речке, озере, пруду. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?
Тема “Кислород.
Оксиды. Горение”
Обсуждается роль
кислорода в жизни живых
При сравнении
влияния кислорода и озона
на организм человека следует подчеркнуть,
что небольшое содержание озона
в воздухе благотворно
В России на долю
автотранспорта в общем загрязнении
атмосферы приходятся на 15%, в США
- 60%. Выхлопные газы автомобилей
содержат вредные примеси. По данным
французского ученого Ж. Дерти, выхлопные
газы от бензиновых и дизельных двигателей
имеют соответственно примерно следующий
состав: углекислый газ - 9,0 и 0,9%; оксид
углерода(II) - 4,0 и 0,1%;оксид азота - 0,06
и 0,04 %;оксид серы (IV) - 0,006 и 0,02%; кислород
- 4,0 и 9,0 %; водород -2,0 и 0,03. От каждой тысячи
автомобилей за день в воздух поступает
более 300 кг оксида углерода (II), весьма
токсичного вещества.
ТЭС средней
мощности, работающее на угле, только за
1 час сжигают более 80 т угля и выбрасывают
в атмосферу примерно 5 т оксида серы (IV)
и 16-17 т золы.
Реактивные самолеты
в полете выделяют вредные примеси:
альдегиды — 0,7 мг/см3, СО - 6,5 мг/см3углеводы
— 1,7 мг/см3, оксиды азота - 4,3 мг/см3, твердые
частицы - 6,3 мг/см3.
Промышленность
выбрасывает в атмосферу
В 1 см3 городского
воздуха содержится 100 тыс пылинок.
Промышленность всех стран мира выбрасывает
в атмосферу 6 млрд. тонн СО2 ежегодно.
Внимание учащихся
следует обратить на то, что большинство
загрязнителей атмосферы - оксиды, образующиеся
в результате реакций горения
или неполного окисления.
Учащиеся могут
самостоятельно указать возможные
источники загрязнения
Далее рассматриваются
оксиды неметаллов как загрязнители
природной среды. Попадая в водоемы
(пруды, озера, водохранилища), в ряде
случаев они значительно
Обсуждается влияние
хозяйственной деятельности человека
на круговорот кислорода в природе:
уничтожение лесов, загрязнение
поверхности мирового океана, огромное
потребление кислорода на нужды
промышленности.
При обсуждении
мер борьбы с загрязнением атмосферы
развивается понятие о
Правильное сжигание топлива;
Строительство очистных сооружений;
Замена ископаемого топлива на альтернативные источники энергии;
Совершенствование технологии производства и модернизация автотранспорта;
Улучшение планировки
городов, сел и расширение площадей
зеленых насаждений.
В этой теме получают развитие идеи охраны природы. Вводится понятие о мониторинге (в плане ознакомления) и о международном сотрудничестве в области защиты атмосферы. Раскрывается содержание статей “Закона об охране атмосферного воздуха”.
IX КЛАСС
ТЕМА “Электролитическая
диссоциация”
Данная тема
позволяет познакомить учащихся
с ионообменными процессами, происходящими
в живой и неживой природе,
раскрыть их взаимосвязь, расширить
понятие о природном
Учащиеся знакомятся
с понятием “буферные системы”,
с действием таких систем в
живой природе. Повторно рассматривается
круговорот воды в природе (изучается
в 8 классе), однако внимание учащихся акцентируется
на его роли в поддержании природного
равновесия, на негативных последствиях
загрязнения морей и океанов
для климата на планете. В этой
же теме учащийся знакомится с химическими
методами очистки воды от загрязнения.
Достаточно подробно освещается проблема
кислотных осадков (дождя, снега, тумана).
Учащиеся самостоятельно составляют перечень
веществ, образующих во влажной среде
кислоты, а затем указывают источники
поступления этих веществ в биосферу.
В качестве примера
отрицательного воздействия кислотных
дождей на природные системы