Жилищный кодекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

Новый Жилищный кодекс устанавливает необходимость не только своевременного, но и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, причем распространяет данную обязанность не только на граждан, но и на юридических лиц, собственников - жилых и нежилых помещений. Кодекс определяет момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для физических и юридических лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3
1. Порядок уплаты за жилое помещение и коммунальные
услуги согласно новому жилищному кодексу …………………………..... 4
Сравнительный анализ старого и нового жилищного кодекса ……. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………. 18

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения наниматели, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.

Предоставить же гражданам другое благоустроенное жилое помещение  обязаны по договорам социального  найма, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, если жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение, жилое помещение признано непригодным для проживания и если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь изменится в сторону уменьшения либо увеличения.

В случае изменения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги наймодатель, управляющая организация обязаны известить в письменной форме нанимателей, собственников жилых помещений в многоквартирном доме не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в измененном размере.

Разумно было бы предположить, что внесение платы за жилое помещение предполагает использование гражданином соответствующих услуг и помещения в целом. Однако в соответствии с Жилищным кодексом неиспользование помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии пользователей помещений сохраняется обязанность внесения платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из средних нормативов потребления. По общему правилу плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Однако размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по найму жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Важной составляющей платы за жилое помещение является оплата коммунальных платежей. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, критерии определения качества предоставляемых услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за коммунальные услуги может включать в себя широкий перечень услуг, однако в соответствии с новым Жилищным кодексом плата за коммунальные услуги в обязательном порядке включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Необходимо отметить, что в отношении ряда коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливается фиксированный размер тарифов. К таким услугам относятся тарифы на услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления.

Законодатель в разделе Жилищного  кодекса, посвященном плате за жилое  помещение, еще раз подчеркивает, что нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество обязан собственник помещения в многоквартирном доме. Собственник выполняет обязанность по несению соответствующих расходов путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Сроки проведения мероприятий по ремонту многоквартирного дома и величина расходов на его проведение определяются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время если собственники не проявят надлежащей инициативы в проведении собрания или определении мер, необходимых для проведения ремонта, размер затрат устанавливается органом местного самоуправления.

Жилищным кодексом также предусмотрен механизм предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В целом субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаются субъектом Российской Федерации. Они устанавливаются, исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма. При расчете стандартов используется уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры, соответствующие средним условиям в муниципальном образовании (ст. 159 ч.6).

В аналогичном порядке рассчитываются и компенсации (льготы), предоставляемые  отдельным категориям граждан в  соответствии с действующим законодательством.

Право на субсидии имеют все категории  пользователей жилых помещений: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или уполномоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В ст. 159 совершенно правильно  разделены нормы предоставления и размер региональной нормативной  площади помещения, используемый для  расчета субсидий.

Субъект Федерации устанавливает  размеры региональных стандартов нормативной  площади жилого помещения, которая используется для расчета субсидий, стоимость жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Для семей, у которых  среднедушевой доход ниже установленного прожиточного минимума, максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидию имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники помещений. Практически все граждане, независимо от того, в помещениях какой формы собственности они живут, имеют право на субсидию. Критерий – совокупный среднедушевой доход. Предоставляются субсидии органом местного самоуправления по заявлению с учетом постоянно проживающих с гражданином членов семьи и при отсутствии задолженностей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и выполнении соглашений по ее погашению. Московский опыт, когда при задолженности не отказывали в субсидии, а заключали договор, подтвердил правильность такого решения.

Перечисляются субсидии до срока внесения платы (то есть до 10 числа) за жилое помещение и коммунальные услуги.

При определении прав граждан, проживающих в жилых  помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты  нормативной площади жилого помещения, стоимости услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в домах, уровень благоустройства, которых соответствует средним условиям в муниципальном образовании (часть 6).

Порядок, условия, перечень устанавливает правительство РФ исходя из сложившихся в регионе средних стандартов.

Финансирование расходов на субсидии из местных бюджетов. Субъекту РФ может передаваться на эти цели финансовая помощь, рассчитанная из федеральных  стандартов, которые устанавливает правительство РФ. Ежегодно в течение последних лет правительство России утверждает федеральные стандарты на оплату жилья и коммунальных услуг. В постановлении «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» добавляется, как видно из названия, еще и порядок возмещения расходов на капитальный ремонт. В зависимости от этих стандартов рассчитывается сумма финансовой помощи, которая оказывается бюджетам федерации (от 5% до 20%).

Порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных  городках, устанавливает правительство  РФ.

Орган местного самоуправления вправе применять при расчете  субсидий свои стандарты нормативной площади помещения, стоимость жилищно-коммунальных услуг. И максимально допустимой доли расходов граждан на оплату помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан. Дополнительные расходы за счет средств местного бюджета.

Иностранным гражданам  субсидии не предоставляются.

Из ст. 160 «Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» можно понять, что в будущем заменят натуральные льготы на денежную компенсацию.

Сказано, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату помещений и коммунальных услуг.

Компенсация расходов включается в совокупный доход семьи при  расчете субсидий.

В постановлении правительства  РФ от 30.08.2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» есть пункт, стимулирующий переход  от натуральных льгот к денежной компенсации. Если у человека есть льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, то есть скидки, то расходы уменьшаются на размер этих скидок. Жители, которые будут пользоваться льготой, получат меньшую субсидию, поскольку их расходы будут меньше. Но в следующем абзаце пункта 21 говорится: «В случае предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежной компенсации расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшению не подлежат». Получается, что выгоднее иметь денежную компенсацию, которая не включается в ваш доход при расчете субсидии, а не натуральную льготу. Однако это положение противоречит части 2 статьи 160 ЖК РФ.

В соответствии с тем  же постановлением поощрять будут тех, у кого субсидии перечисляются на персонифицированные социальные счета: субсидии не станут уменьшать, даже если уменьшатся реальные платежи из-за нарушения потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищных и коммунальных услуг. Например, если в доме долгое время не было горячей воды и всем жильцам уменьшили оплату, то субсидию не уменьшат тем, кому ее перечисляют на персонифицированный счет. Если субсидия не перечисляется на персонифицированный счет, то ее уменьшат, если вам был сделан перерасчет за то время, пока воды не было.

 

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАРОГО И НОВОГО ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА

 

1. Содержание  общего имущества в многоквартирном  доме 
Новый ЖК РФ: установление обязанности собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в доме (ст. 39). 
Установление обязанности собственника нести бремя содержания своего имущества является основой для иных обязанностей собственника. К сожалению, в этой статье не удалось добиться определения и разделения обязательных платежей и добровольных. Неясно, какие платежи обязательные, а какие добровольные. А это приводит к конфликтам между собственниками дома. 
Старый ЖК РСФСР: вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме не регулировал.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Новый ЖК РФ: устанавливается момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В частности у собственника жилого помещения такая обязанность возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ст. 153) 
Положение ЖК РФ является новым и вносит определенность в возникновение обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Старый ЖК РСФСР: эти вопросы не регулировал

3. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги 
До сих пор структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги описывалась в нормативных документах РФ по-разному, что приводило при правоприменении к неприятным последствиям. И чиновники иногда в суде доказывали, что поняли их неправильно, имелось в виду совсем другое. Теперь терминология будет использоваться в соответствии с кодексом.

Новый ЖК РФ: плата за жилое помещение и коммунальные услуги, включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст. 154).

Информация о работе Жилищный кодекс