Участие прокурора в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:27, научная работа

Краткое описание

Прокуратура в России была создана царём Петром I, и в течение первых почти полутора веков своей истории (до судебных реформ, проведенных в 60-х годах XIX в.) была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции указанного надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике»[1].

Оглавление

Введение
1. Формы участия прокурора в гражданском процессе
2. Основания участия прокурора в гражданском процессе
3. Процессуальные вопросы и противоречие норм правовых основ участия прокурора в гражданском судопроизводстве
4. Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе
5. Вопросы ограниченного участия прокурора в гражданском процессе
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая 3,5 ГПП.docx

— 46.11 Кб (Скачать)

 

Так, в соответствии со ст. ст. 31, 32 ГК РФ и законодательством  о браке и семье опекун (попечитель) не только вправе совершать от имени  своих подопечных гражданско-правовые сделки, но и обязан это делать, если того требуют их интересы.

 

Процессуальные права  суда являются вместе с тем и его  обязанностями. Судья, решая в арбитражном  процессе вопрос о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу, вправе по установленным в  законе основаниям возвратить исковое  заявление или оставить без движения. Но если исковое заявление (заявление) подано с соблюдением требований, предъявляемых процессуальным законом  к его форме и содержанию, судья  обязан принять его к производству (ст. ст. 127, 128, 129 АПК РФ). Аналогичные  нормы содержатся и в ГПК РФ.

 

При выявлении нарушения  законности принятие мер по их устранению является не только правом, но и обязанностью прокурора, за ним и выбор соответствующих  средств реагирования. По существу, на прокурора возложено выполнение правозащитной и надзорной функций.

 

 

Прокурор является самостоятельным  участником как гражданского, так  и арбитражного процесса, его участие  не зависит от других лиц, участвующих  в деле. Вопрос о принятии участия  в конкретном гражданском деле в  судах общей юрисдикции прокурор решает по своей инициативе исходя из актуальности, сложности, общественного  и социального значения дела, состояния  законности в регионе, руководствуясь требованиями ст. 45 ГПК РФ. Однако в  рассмотрении и разрешении некоторых  категорий гражданских дел участие  прокурора обязательно в силу закона (ст. ст. 259, 278, 284, 273, 288, 304 ГПК РФ, ст. ст. 73, 74 СК РФ, а также в иные случаи, предусмотренные ГК РФ и  другими федеральными законами).

 

4. Процессуальное положение  прокурора в гражданском процессе

 

Процессуальное положение  прокурора не может быть сведено  к положению стороны или третьего лица. Прокурору может быть отказано судом в приеме искового заявления  только в случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется  иск, нет права на обращение в  суд. На прокурора не распространяются материально-правовые последствия  решения, с него нельзя ничего взыскать, даже если суд не удовлетворит его  иск. Отказ от иска не связывает заинтересованное лицо, которое и является истцом по делу. Понятие же «истец в процессуальном смысле», употребляемое некоторыми авторами для характеристики процессуального  положения прокурора, неудачно. Термин «истец» (в отличие от понятия  иска и права на иск) материальному  праву неизвестен, поэтому говорить «истец в процессуальном смысле»  тавтологично. Для выделения понятий  «истец» и «ответчик» процессуальная наука использует материально-правовой критерий, т.е. их участие в предполагаемом материально-правовом отношении, которое  будет предметом судебного рассмотрения. Коль скоро прокурор не является их участником, он не будет истцом и  ответчиком по делу, даже, если его процессуальные права и обязанности аналогичны стороне по делу.

 

Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса, для характеристики которого уместнее всего употребить выработанный русской  процессуальной наукой термин «правозаступник». Правозаступник в отличие от представителя, поверенного, слуги частного интереса стороны – его клиента защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного  блага.

 

Прокурор не связан в своей  правовой позиции и процессуальной деятельности интересами лица, на стороне  которого он выступает. Его задача защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе, правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного  лица постольку, поскольку в этом выражается общественный интерес в  той мере, в какой дело имеет  общественное значение

 

Особое внимание обращается на исполнение судебных решений, вынесенных по заявлениям и искам прокуроров. Однако в задачу прокурора не входит проведение сплошных проверок исполнения всех решений по гражданским делам, вынесенных судом. Прокурор обычно проверяет  исполнение судебных решений в связи  с жалобами граждан и других заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 441 ГПК  РФ прокурор вправе принести жалобу в  суд на действия судебного пристава.

 

В соответствии с п. 7 Приказа  Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 г. № 1 «Об участии прокурора в  гражданском судопроизводстве»  на прокурора возложена обязанность:

 

«7. Обеспечить надзор за законностью  исполнения судебных постановлений, опротестовывая в необходимых случаях действия судебных исполнителей и судебные определения  по вопросам исполнения…».

 

Обеспечивая надзор за законностью  исполнения судебных постановлений  необходимо руководствоваться Федеральным  Законом «Об исполнительном производстве», вступившем в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры прокурорского реагирования на нарушения закона судебными приставами-исполнителями  в настоящее время чаще имеют  форму представлений. Это объясняется  тем, что нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» принесение протеста на действия судебного пристава-исполнителя  не предусмотрено. В то же время опротестование действий пристава в суд не исключается  в соответствии со ст. 441 ГПК РФ.

 

Выбор формы прокурорского  реагирования принадлежит прокурору, но здесь следует иметь в виду, что протест на действия судебного  пристава-исполнителя подается в  суд, а не руководителю подразделения  судебных приставов округа. В адрес  должностного лица может быть внесено  представление об устранении нарушений  закона, которое оформляется в  порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ».

 

В соответствии с указанием  Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам поставлена задача обеспечить эффективный  надзор за исполнением законов при  осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией  важнейших конституционных прав и законных интересов граждан  и организаций, а также при  применении ими мер принуждения.

 

С учетом специфики работы судебных приставов организация  надзора распределена между структурными подразделениями прокуратуры, осуществляющими  надзор за:

 

исполнением законов и  законностью правовых актов –  в части соблюдения закона при  осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении  установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнения законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства. Надзор за соответствием федеральным  законам нормативных актов, издаваемых Главным судебным приставом РФ, управлением  по надзору за исполнением законов  и законностью правовых актов  Генеральной прокуратуры РФ;

 

законностью постановлений  судов по гражданским делам –  в части соответствия законам  постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства.

 

Участие прокурора в гражданском  процессе — один из важнейших методов  охранения законности. От его успешного  проведения во многом зависит процесс  построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной, его атрибут.

 

5. Вопросы ограниченного  участия прокурора в гражданском 

 

процессе

 

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов  граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию  здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

 

Изменение принципов правового  регулирования, расширение диспозитивных  начал гражданского процесса, становление  принципа состязательности и равноправия  сторон вызывает необходимость изменения  статуса прокуратуры в системе  органов государственной власти в целом и правового положения  прокурора в гражданском процессе в частности.

 

До принятия ГПК РФ 2002 г. прокурор имел возможность обращения  в суд в защиту интересов граждан  без каких-либо ограничений.

 

В литературе существуют различные  мнения по вопросу участия прокурора  в рассмотрении судом гражданских  дел. Одни полагают, что прокурор должен обращаться в суд в защиту прав граждан без каких-либо ограничений. Другие, напротив, им возражают и  приводят свои, как представляется, справедливые доводы об ограниченном праве на предъявление иска прокурором в защиту интересов гражданина.

 

В связи с этим представляется актуальным рассмотреть вопросы, как  говорится, "за" и "против" участия  прокурора в гражданском процессе. Так, по мнению Г.А. Жилина, "приоритет  частноправового интереса требует  ликвидировать участие прокурора  в гражданском процессе"[13].

 

Зададимся в таком случае вопросом: что следует понимать под  частноправовым интересом? Если под  частноправовым интересом следует  понимать невмешательство прокурора  в частные дела гражданина, то это  одно. Ведь при подаче прокурором иска в суд может возникнуть конфликт частного и публичного интереса. Получается, что прокурор берет на себя обязанность защищать интересы гражданина, по сути, лишая его права самостоятельно начинать гражданский процесс по своему усмотрению, т.е. выразить свое волеизъявление. Кроме того, гражданин может быть и вовсе не заинтересован в государственной опеке прокурора, а прокурор, выходит, может действовать вопреки его волеизъявлению, более того, он нарушает неприкосновенность частной жизни гражданина. Можно рассмотреть и другую ситуацию, когда гражданин самостоятельно может обратиться в суд, минуя прокурора, и для этого у него есть все предпосылки (например, он может оплатить услуги представителя и т.д.). Однако указанный гражданин по тем или иным причинам желает, чтобы в суд в его интересах обратился прокурор, т.е. хочет заручиться поддержкой прокурора, авторитет которого, по его мнению, не вызывает сомнений ни у суда, ни у ответчика, а также имеет меркантильный интерес, пытаясь сэкономить денежные средства на оплату услуг представителя. Думается, однозначно, что защита такого гражданина не прибавит прокурору авторитета, а вот работы прокурору, которой у него и без того достаточно, добавит. Другое дело если гражданин не может самостоятельно осуществить право на судебную защиту, то здесь помощь прокурора ему просто необходима.

 

Принцип ограниченного участия  прокурора в гражданском процессе, установленный в ходе реформы  гражданского судопроизводства в целом, оправдан и установлен законодателем  верно. Тем более с учетом ст. 2 Конституции Российской Федерации, установившей, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 

Однако сторонники безусловного права прокурора на обращение  в суд в интересах гражданина в обоснование своей позиции  могут исходить из той же ст. 2 Конституции  Российской Федерации, поскольку все-таки обязанность защиты прав граждан  государство на себя приняло, а раз  так, то оно не должно отказываться от своих обязательств ни под какими условиями. "Ведь если гражданин  согласен на защиту его интересов  прокурором и настаивает на этом, то где тут нарушение приоритета частноправового интереса?" - спросят  они. "Почему прокурор как орган  государства, осуществляющий надзор от имени Российской Федерации за соблюдением  прав человека и гражданина, стеснен  на сегодняшний день в самом эффективном  способе защиты прав любого гражданина правом на обращение с иском в  суд?" - возразят они же. Здесь возникает  вопрос, не будет ли ч. 1 ст. 45 ГПК РФ специальным юридическим приемом  для отказа государства от своих  обязанностей по защите прав граждан? Не будет ли это по большому счету  переложением обязанности со стороны  государства на гражданина согласно известному правилу "vigilantibus jura scripta sunt (кто хочет осуществить право, тот должен заботиться об этом)"[14].

 

В этих возражениях не видится  какого-либо нарушения закона со стороны  государства. Главное предназначение судебной власти - обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2001 г. N 10-П подчеркивается: "Конституционный  принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию  обязанность признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную  защиту его прав и свобод"[15].

 

Вряд ли кто-то будет оспаривать утверждение, что принцип равенства  всех перед законом и судом  предполагает, что одни могут самостоятельно обратиться в суд без какой-либо поддержки со стороны государства, другие же - нет. Перед первыми государство  выполнило свои обязанности, заключенные  в ст. 2 Конституции Российской Федерации, а именно создало им все условия (социальные, экономические, правовые и др.) для реализации их права  на судебную защиту. Вторым - нет. В этом-то и заключается основная задача государства: наделить прокурора полномочием  по защите интересов определенной категории  субъектов, не равных перед законом  и судом, поскольку испытывают трудности  определенного характера, которые  препятствуют им без помощи государства  реализовать конституционное право  на судебную защиту.

 

Теперь рассмотрим мнения авторов, которые полагают, что прокурор должен обладать правом на обращение  в суд в защиту любого гражданина без каких-либо условий.

 

По мнению К. Амирбекова, "в  условиях действия ГПК РФ 2002 г. прокурор не может добиться восстановления через  суд нарушенного права непубличного характера. Его полномочия в этой области ограничиваются предостережением, представлением и протестом, в случае отклонения, которых он не может  дело передать в суд, хотя известно, что прокурорско-надзорная функция  без права на обращение в суд  является фикцией. Сила прокурорской власти всегда состояла в том, что в случае отклонения своего акта реагирования прокурор имел право обратиться в  суд по любому вопросу и, добившись  в суде удовлетворения своего требования, восстановить справедливость и законность"[16].

 

Довод автора о том, что "надзорная  функция прокурора без права  на обращение в суд является фикцией", представляется спорным, поскольку  право прокурора на обращение  в суд на противоречащий закону правовой акт должно рассматриваться системно с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Тем более  что согласно ч. 1 ст. 23 Закона на противоречащий закону правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления прокурором приносится протест в орган или  должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган  или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством  Российской Федерации. Статья 251 ГПК  РФ наделяет прокурора компетенцией только на обращение с заявлением в суд о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе