Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование темы «Третейские суды в системе гражданской юрисдикции».
Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- проанализировать понятие третейского разбирательства, его основные принципы и цели, его преимущество перед государственными судами;
- рассмотреть процедуру третейского разбирательства, способы организации данного разрешения споров.
- исследовать современное правовое регулирование третейского разбирательства в Российской Федерации, современную правовую базу третейских судов;
- рассмотреть проблематику подведомственности споров в третейском суде;
- проанализировать проблематику исполнение решения третейского суда;
- в заключение исследования подвести итоги по проделанной работе, составить краткий анализ сложившийся в России альтернативной системе разрешения споров.
Введение 3
Глава 1. Третейский суд 6
1.1. Понятие третейского разбирательства 6
1.2. Общие положения о процедурах третейского разбирательства 8
1.3. Нормы, регулирующие порядок создания и производства в третейских судах 10
Глава 2. Подведомственность споров в третейском суде 22
2.1. Третейское разбирательство споров между гражданами 22
2.2. Предпринимательские споры в третейском суде 23
Глава 3. Исполнение решений третейских судов 28
3.1. Правовая природа решения третейского суда 28
3.2. Принудительное исполнение решения третейского суда 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Закон о третейских судах содержит лишь общие правила рассмотрения споров. К ним можно отнести, в частности, правила избрания третейского суда.
В соответствии со ст. 8 Закона о третейских судах третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, не заинтересованное в исходе дела ни прямо, ни косвенно, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. То же касается — в случае коллегиального разрешения спора — председателя состава третейского суда; остальные судьи могут не иметь такого образования. Как правило, это судьи, обладающие специальными знаниями (в области финансов, бухгалтерского учета, банковском, страховом деле и др.). Их привлечение позволяет по ряду дел, разрешаемых третейскими судами, обойтись без производства экспертиз и приглашения специалистов для дачи заключений или консультаций.
Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.
Третейским судьей не может быть лицо, не обладающее полной дееспособностью, состоящее под опекой или попечительством, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности. Третейским судьей не вправе быть лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были в установленном порядке прекращены за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью, а также гражданин, который в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избран (назначен) третейским судьей.
Согласно ст. 9 Закона о третейских судах стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей либо стороны не договорились об ином, избираются (назначаются) три судьи.
Состав третейского суда формируется путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). В постоянно действующем третейском суде формирование состава подчиняется порядку, установленному правилами этого суда. Для разрешения конкретного спора суд формируется по согласованию сторон.
Если стороны не договорились об ином, это происходит в следующем порядке:
1)
при формировании состава
Если одна из сторон не избирает третейского судью в пределах 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или избранные судьи в течение 15 дней не избирают третьего судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается;
2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением его избрать стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора также прекращается.
Статья 20 Закона о третейских судах особо регламентирует вопросы определения места третейского разбирательства.
В третейском суде, созданном для разрешения конкретного спора, стороны могут по своему усмотрению договориться о месте судебного разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то данное место определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.
В постоянно действующем третейском суде место разбирательства определяется в соответствии с его правилами. Но если в правилах нет указания на место третейского разбирательства (либо порядок его определения), то оно определяется составом третейского суда.
В соответствии со ст. 21 Закона о третейских судах, если стороны не договорились об ином, третейское разбирательство ведется на русском языке. Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке (языках), на котором ведется третейское разбирательство, обеспечивает их перевод. Третейский суд может потребовать от сторон перевод документов и иных материалов на язык (языки), на котором ведется третейское разбирательство.
Закон воспроизводит общий принцип доказательственного права, общее правило о бремени доказывания по гражданским делам, в соответствии с которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Непредставление документов и иных материалов, в том числе неявка сторон (или их представителей), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания, не являются препятствием для третейского разбирательства и принятия решения, если причину непредставления документов или неявки сторон суд признал неуважительной.
Третейскому судопроизводству знаком и институт экспертизы.
Согласно ст. 29 Закона о третейских судах, если стороны не договорились об ином, то:
третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих составления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов;
третейский суд может назначить одного или нескольких экспертов;
эксперт при условии, что об этом просит любая из сторон или третейский суд считает это необходимым, должен после представления экспертного заключения принять участие в заседании суда, на котором сторонам и третейским судьям предоставляется возможность задавать эксперту вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным заключением.
В заседании третейского суда ведется протокол, если стороны не договорились об ином (ст. 30 Закона о третейских судах).
После исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов принимает решение. 13
Подводя
итог по вопросу нормативных
Согласно Закону "О третейских судах в Российской Федерации" стороны могут по соглашению передать в третейский суд "любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом" (пункт 2 статьи 1). 14
Приведенная формулировка существенно отличается от содержавшейся в Положении о третейском суде (приложение N 3 к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР 1964 г.), рассчитанной только на гражданско-правовые споры между гражданами и исключавшей третейское разбирательство споров, возникающих из семейных и трудовых отношений.
Упомянутое Положение утратило силу с введением в действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ, который таких ограничений не предусматривает.
В
специальной литературе с полным
основанием отмечается, что предметом
третейского разбирательства
Закон о третейском суде предоставляет гражданам возможность передать любой возникший между ними спор на рассмотрение данного суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений. Он организуется по соглашению всех участников спора и компетентен рассматривать спор только при условии, если между сторонами был заключен договор о его передаче на разрешение этого суда. Такое соглашение называют третейской записью. Рассмотрение дел происходит бесплатно. Договор составляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, участвующими в споре. Несоблюдение формы влечет за собой признание его недействительным. Вместе с тем, не исключена возможность его заключения и упрощенным путем - без подписания единого документа. Наконец, соглашение может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре.16
Таким
образом, в третейский суд можно
отдать спор, если вы знаете о его
существовании и доверяете
Одним из главных преимуществ третейских судов являются сроки рассмотрения споров, которые несопоставимо меньше, чем в арбитражных судах.
В
современной советской
В 90-х гг. широкое распространение получила практика образования постоянно действующих третейских судов при различных торгово - промышленных учреждениях, ассоциациях, концернах, союзах, биржах, предназначенных в основном для разрешения споров между участниками торгового оборота.
Российская Федерация, в отличии от СССР, имеет законодательство в третейском суде. Оно представлено федеральным законом «О третейских судах РФ», принятым 24.07.2002 г., отдельными статьями и нормами ГПК РФ и АПК РФ, а также законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I «О международном коммерческом арбитраже».
С
образованием Российской Федерации
отношение к вопросу о
- Закон РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже". Этим Законом, в частности, были утверждены новые Положения о МКАС и МАК при ТПП РФ. Сам Закон составлен на основе типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г.17
Что касается международных договоров по вопросам арбитража с участием Российской Федерации, то Россия стала правопреемником всех тех упомянутых выше многосторонних и двусторонних международных договоров, в которых участвовал СССР. Помимо этого, с участием Российской Федерации было заключено многостороннее региональное Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение 1992 г. в рамках СНГ).
Таковы основные этапы становления и развития правового регулирования международного коммерческого арбитража в России, касающегося также создания и деятельности арбитражных судов.18
Как
видно, Россия следует в основном
мировым стандартам по регулированию
международного коммерческого арбитража
как в форме принятия современных
законодательных актов, так и
посредством участия в
Информация о работе Третейские суды в системе гражданской юрисдикции