Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является исследование правового положения и основы деятельности третейских судов в Российской Федерации. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
Рассмотреть историю развития третейских судов в России;
Рассмотреть сущность третейского разбирательства;
Рассмотреть правовое положение третейских судов;
Рассмотреть юридическое значение решения третейского суда.
Введение
3
Глава 1. Понятие третейского судопроизводства и история становления в России
5
1.1. История развития российских третейских судов
5
1.2. Сущность третейского судопроизводства
12
Глава 2. Особенности организации третейского судопроизводства
17
2.1 Создания и прекращения существования третейского суда
17
2.2 Гражданско-правовые последствия деятельности третейских судов
20
Заключение
26
Список использованных источников и литературы
28
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Кафедра |
конституционного и административного права |
Специальность |
030900.62 Юриспруденция | |||
| ||||
Факультет |
дистанционного обучения | |||
| ||||
Курс |
4 |
Группа |
4ЮР121бввзи/у |
Курсовая работа
Дисциплина |
Гражданский процесс | |||
Тема |
Третейские суды в Российской Федерации | |||
Студента (ки) |
Домбровский Виталий Валерьевич | |||
(Фамилия, имя, отчество) | ||||
Руководитель курсовой работы |
Трифонова К.А. | |||
|
Работа защищена ______________20___
Оценка _____________________________
Подпись ____________________________
Волгоград
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Понятие третейского судопроизводства и история становления в России |
5 |
1.1. История развития российских третейских судов |
5 |
1.2. Сущность третейского |
12 |
Глава 2. Особенности организации третейского судопроизводства |
17 |
2.1 Создания и прекращения |
17 |
2.2 Гражданско-правовые |
20 |
Заключение |
26 |
Список использованных источников и литературы |
28 |
Введение
Актуальность темы.
Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами. Вместе с тем общество, которое основывает свою жизнь на принципах рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров.
Альтернативные способы разрешения и урегулирования споров - это активно развивающееся направление юридической науки и практики.
В юридической литературе альтернативное разрешение споров определяют как систему взаимосвязанных действий сторон и иных лиц по рассмотрению возникшего спора, направленных на его внесудебное урегулирование или разрешение с использованием примирительных или иных, не запрещенных законом процедур, осуществляемое, как правило, на основании добровольного волеизъявления сторон1.
Возможность самостоятельного выбора способа разрешения возникшего спора или урегулирования определенного конфликта для защиты своих прав либо согласования интересов является естественным правом каждого человека.
В настоящее время в России созданы все необходимые условия для формирования негосударственных юрисдикционных механизмов разрешения и урегулирования споров2.
Одним из наиболее популярных и эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера ,то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда.
Практика третейского разбирательства свидетельствует о том, что существуют проблемы, истоки которых зачастую находятся в недостаточном осмыслении основ третейского разбирательства. Глобальной проблемой в этой сфере является проблема осознания места института третейского разбирательства в системе российского права, его соотношение со смежными правовыми институтами. Некоторые вопросы на сегодняшний день зачастую выглядят трудноразрешимыми и поэтому нуждаются в тщательных и глубинных теоретических проработках. Поэтому тема исследования правового положения и правовой основы деятельности третейских судов представляется достаточно актуальной.
Целью данной работы является исследование правового положения и основы деятельности третейских судов в Российской Федерации. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере разрешения экономических споров. Предметом исследования являются нормы права, регламентирующих правовое положение и основы деятельности третейских судов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие третейского судопроизводства и
история становления в России
1.1. История развития российских третейских судов
Третейский суд является самым старым и, пожалуй, наиболее демократично формируемым судом в истории общества3. И.М. Зайцев со ссылкой на болгарского процессуалиста Ж.С. Сталева указывал, что третейский суд как процедура урегулирования правовых споров предшествовал государственным судам4. Обычай разрешать конфликты при помощи посредников или третейских судей, добровольно избираемых для того сторонами, происходит со времени вступления человечества в состояние общественности.
История третейских судов в России исчисляется столетиями. Обращение к третейским судьям основывалось на народных представлениях о том, что подобного рода разрешение споров в наибольшей степени отвечает представлениям о справедливости. В России было пренебрежительное отношение со стороны государства, и общества к третейским судам. И причин тому множество.
Централизованная российская власть не могла согласиться с тем, что параллельно существует сильная частная юрисдикция, которая составляет конкуренцию государственной судебной системе. Это означало возможность разделения и отчуждения власти в пользу субъектов, неподконтрольных государству. Эти факторы и явились причиной того, что третейский суд не имел широкого и устойчивого распространения в России.
На Руси третейские суды не получили широкого распространения. Предпосылкой тому была слабость русского купеческого сословия, поскольку «русская торговля даже в конце XVIII - начале XIX вв. осуществлялась почти исключительно за наличные и едва ли не каждым желающим». Одно из наиболее древних упоминаний о третейском суде содержится в договорной грамоте 1362 г. великого князя Донского. При разрешении споров в Древней Руси использовались принципы третейского судопроизводства - принцип добровольного обращения сторон в третейский суд, принцип выбора сторонами по своему усмотрению третейских судей.
Во времена Ивана Грозного начиная с 1552 г. в общинах стали замещаться должности кормленщиков-наместников и волостелей выборными судьями, которые выступали в качестве крестьянских судей. Сохранились сведения о порядке выбора этих судей и их деятельности, которые дают основания квалифицировать этих судей в качестве третейских.
При принятии Соборного уложения 1649 г. были зафиксированы нормы, дозволяющие лицам обращаться к третейскому суду за разрешением спора. В Соборном уложении была всего одна статья посвященная третейскому судопроизводству. Она дала толчок к дальнейшему развитию этого института в России. Были установлены требования к форме третейского соглашения, которое должно было совершаться в письменной форме и удостоверяться рукоприкладством лиц, заключающих договор. Решение третейского суда приравнивалось к решению государственного суда.
При Петре I был составлен регламент Главного магистрата, основной целью которого было укрепить купечество. В числе мер было сделано предписание купцам сочинять статуты и вводить купеческий суд, который по механизму его образования и принятия решений был похож на третейский суд. В 1727 г. был принят Таможенный устав. Он предусматривал случаи, когда дело не подлежало рассмотрению в таможенном суде и должно было направляться на разбирательство в третейский суд: если ответчик на письмо истца «скажет спор о том, что по оному выплачено, имеет расписки или другие письма»;если «ответчик истцово письмо, по которому ищет, лживит и называет неправым»; если ответчик «будет ссылаться на свои записные книги и на счета, что он не должен и хотя должен, да не столько, сколько истец требует» и таким образом «произойдут между ними споры».
Начиная с XVIII в. удостоверение третейской записи стало происходить путем внесения в специальную книгу, которая велась губернской канцелярией. Такой порядок существовал до середины XIX в.
В 1801 г. известный поэт и министр юстиции Г.Р. Державин на основании поручения Александра I составил и представил императору Устав третейского совестного суда. Проект Державина состоял из 103 статей. Третейский суд должен покоиться на принципе добровольности, предполагалась и поддержка деятельности третейских судов со стороны публичной власти. При учреждении суда предполагался и определенный контроль со стороны министра юстиции и губернаторов. Проект министра Державина о третейских судах не был реализован, его влияние явственным образом ощущалось. Влияние проекта проявлялось при реализации конкретных законопроектов, при помощи которых расширялась сфера третейского судопроизводства.
Первый российский Коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 г. Как было сказано в докладе министра юстиции, который стал введением к уставу вновь учреждаемого Коммерческого суда, «за основание оному взяты правила, принятые большей частью в знатнейших торговых городах Европы» Затем последовало образование коммерческих судов в других городах Российской империи. Правовой основой деятельности коммерческих судов стал Указ императора Николая I от 14 мая 1832 г., которым были утверждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства. Этот указ действовал вплоть до 1917 года. По правовой природе коммерческие суды были своего рода судебными гибридами, поскольку организовывались на смешанных началах.
В 1831 г. утверждено Положение о третейском суде. В основе этого Положения лежали статья Соборного уложения о третейском суде и Таможенный устав императора Петра II. В 1833 г. Положение о третейских судах было включено в Свод законов Российской империи. При переиздании Свода законов в 1842 и 1857 гг. Положение о третейских судах включалось в Свод с некоторыми изменениями. Положение о третейском суде предусматривало две формы, в которых мог действовать третейский суд, - «узаконенный» третейский суд и добровольный третейский суд. Третейские суды были упразднены в ходе судебной реформы 1864 г. Деятельность третейских судов была урегулирована Уставом гражданского судопроизводства (регламентировал деятельность только добровольных третейских судов).
В конце XIX века третейский суд основывался на доверии сторон судье, а также на их вере в его честность, беспристрастность, порядочность, объективность и справедливость (что, к великому сожалению, нередко отсутствует в государственных юрисдикционных органах). Основное назначение третейского суда состояло не в строгом и неукоснительном следовании букве закона, а в мирном и добровольном прекращении вражды, конфликта, спора, в изыскании путей их урегулирования по обоюдному согласию сторон, в сохранении духа сотрудничества, что создавало предпосылки продолжения взаимовыгодных отношений. Третейский суд выполнял лишь функцию объективного арбитра, оценивающего представленные сторонами доказательства и выносящего решение. 5.
В советский период существования государства правовая система характеризуется отказом от многих «буржуазных» юридических институтов. Что касается третейского судопроизводства, то официально на протяжении всей истории советского права законодатель не отказывался от правового регулирования деятельности третейского суда. Однако фактически институт третейского судопроизводства не имел широкого распространения.С принятием Декрета о суде 24 ноября 1917 г. было установлено правило, согласно которому заинтересованным лицам предоставлялась возможность обращаться к третейскому суду для разрешения споров по всем гражданским, а также частноуголовным делам. Порядок деятельности третейского суда был урегулирован Декретом ВЦИК о третейском суде от 16 февраля 1918 г.. В соответствии со ст. 1 декрета третейским судам были подведомственны все споры по гражданским делам, за исключением дел, подсудных специальным судам, или иным. Кроме того, допускалась даже возможность передачи на рассмотрение третейского суда уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как на основании заявления потерпевших.
Декрет 1918 г. действовал до 16 октября 1924 г., когда ему на смену пришло принятое Положение о третейском суде, которое было введено в качестве приложения к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР: допускалась возможность третейского разбирательства только по спорам гражданским; на разрешение третейского суда могли быть переданы только уже возникшие споры; законодательство допускало существование только третейских судов для рассмотрения одного спора. С разрешением спора такой суд прекращал свое существование. Принудительное исполнение решений третейского суда допускалось через государственный районный суд.Во время осуществления нэп советское государство пыталось урегулировать и возможность негосударственного разбирательства споров в экономической сфере. При товарных и фондовых биржах стали создаваться арбитражные комиссии, которые являлись третейскими судами. 22 февраля 1924 г. Верховный Суд РСФСР издал циркуляр. Учрежденным при товарных биржах арбитражным комиссиям подсудны те дела по биржевым сделкам, которые совершены между членами соответствующей биржи и были зарегистрированы в биржевом собрании. В том случае если решение арбитражной комиссии отменялось в кассационном порядке, оно считалось несуществующим и сторонам предоставлялась свобода выбора дальнейшего способа разрешения спора.22 июля 1924 года было принято постановление Совета народных комиссаров, которое разрешало всем государственным органам и кооперативным организациям передавать возникающие споры на разрешение третейских судов. Был сформулирован запрет на передачу третейским судам споров, вытекающих из сделок, связанных с имуществом.