Статус третейского суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ статуса третейских судов с выявлением основных проблем при осуществлении этой деятельности.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности развития альтернативного судопроизводства в РФ.
2. Охарактеризовать основные задачи и принципы деятельности третейских судов.
3. Проанализировать правовую базу деятельности третейских судов.
4. Изучить понятие «третейский суд», особенности проведения процесса третейское разбирательство, его сущность, основные задачи и принципы.

Оглавление

Введение

Глава 1. Правовое регулирование, порядок образования и компетенция третейских судов
§ 1. Правовое регулирование третейского судопроизводства
§ 2. Порядок образования третейских судов
§ 3. Компетенция третейских судов

Глава 2. Практика деятельности третейских судов
§ 1. Разбирательство дел третейскими судами
§ 2. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов
§ 3. Исполнение решения третейского суда

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)


12

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

 

 

Статус третейского суда

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. ЮС-305

Кудрявцева Алена Дмитриевна

 

Научный руководитель

кандидат юридических наук, доцент

Томилов Александр Юрьевич 

 

Дата защиты «____»_________2011 г.

Оценка__________________________

________________________________

(подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011


Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Правовое регулирование, порядок образования и компетенция третейских судов

§ 1. Правовое регулирование третейского судопроизводства

§ 2. Порядок образования третейских судов

§ 3. Компетенция третейских судов

 

Глава 2. Практика деятельности третейских судов

§ 1. Разбирательство дел третейскими судами

§ 2. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов

§ 3. Исполнение решения третейского суда

 

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»[1] и развитием регулирования связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ.[2]

Использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия.[3]

Актуальность проблемы проявляется в том, что альтернативная и постоянно растущая деятельность третейских судов должна наполняться совершенно новым конкретным содержанием, связанным с повседневной экономической деятельностью предприятий и граждан, а именно: с законодательно утвержденной возможностью защиты интересов конкретных участников. Можно утверждать, что качество принимаемых решений третейским судом полностью зависит от законодательной обоснованности их деятельности и ее всесторонней поддержке со стороны государства при отсутствии тотального государственного контроля.

Цель работы - анализ статуса  третейских судов с выявлением основных проблем при осуществлении этой деятельности.

Задачи исследования:

1. Исследовать особенности развития альтернативного судопроизводства в РФ.

2. Охарактеризовать основные задачи и принципы деятельности третейских судов.

3. Проанализировать правовую базу деятельности третейских судов.

4. Изучить понятие «третейский суд», особенности проведения процесса третейское разбирательство, его сущность, основные задачи и принципы.

5. Провести сравнительный анализ деятельности третейского и арбитражного суда при рассмотрении отдельных гражданских исков.

Предмет исследования - система правовых норм, регулирующих статус третейских судов в РФ.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности третейских судов по разрешению экономических споров.

Методы исследования: логический метод; исторический метод; сравнительно-правовой метод; метод наблюдения.

Нормативная основа курсовой работы включает: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О третейских судах в Российской федерации», Закон Российской Федерации “О международном коммерческом арбитраже”, Положение о третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Теоретическую основу курсовой работы составляет монографическая и специальная литература следующих авторов: Виноградовой В.А., Треушникова М.К., Власов А.А., Комарова А.С. Практическую основу курсовой работы составляют материалы судебной и иной правоприменительной практики.

Курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа.

 


Глава 1. Правовое регулирование, порядок образования и компетенция третейских судов

 

§1. Правовое регулирование третейского судопроизводства

 

Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд - альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Право избирать посредников для решения спорных дел принадлежит к естественным правам, провозглашаемом во всех законодательствах, что было отмечено в законодательстве России еще в 1864 году.

Третейский суд - наиболее адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, поскольку она предполагает широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов по инициативе самих участников конфликта и, следовательно, индивидуальный подход к каждому делу.

В отличие от большинства стран мира, Российская Федерация, также как ранее СССР, не имеет кодифицированного законодательства о третейском суде.[4] Оно представлено отдельными статьями и нормами: в Гражданском кодексе РФ (ст.11, предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав третейским судом), в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Кроме того нормы, касающиеся третейского разбирательства, закреплены в Федеральном Законе «О третейских судах в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года и в Законе «Об арбитражных судах» от 01 июля 1995 года.

Существует также специальный законодательный акт о третейском суде: Постановление ВС РФ от 24.06.1992 N 3115-1 (ред. от 16.11.1997) "Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров".

Нормативная база деятельности третейских судов практически ограничивается этим. Законодательной основой функционирования двух постоянно действующих третейских судов: Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ являются: Закон РФ от 07.06.93г. “ О международном коммерческом арбитраже” и Приложение №1 и №2 к данному закону.[5] Нормы, регулирующие третейское разрешение споров, закреплены также в Законе РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20.02.92г. Приложение №3 к ГПК РФ и ряд статей ГПК РФ закрепляют порядок организации и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между гражданами.

Среди "альтернативных" форм защиты прав и законных интересов важную роль играют третейские суды, названные в ст. 11 Гражданского кодекса РФ в числе органов, осуществляющих защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Действующие в качестве негосударственного механизма разрешения споров, третейские суды, по сравнению с судами государственными, могут предоставлять участникам спора ряд преимуществ, таких как: специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон, быстрота и экономичность, отсутствие публичности в деятельности, удобство для сторон в отношении времени и места разрешения споров и т.д. В настоящее время организация и деятельность третейских судов в России регулируются различными нормами: третейские суды для разрешения споров между гражданами регламентируются Положением о третейском суде; вопросы организации и деятельности третейских судов для разрешения экономических споров между организациями и гражданами - предпринимателями подпадают под действие ряда норм арбитражного процессуального законодательства).

 

§ 2. Порядок образования третейских судов

 

В Российской Федерации могут образовываться изолированные и постоянно действующие третейские суды. Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование.

В отличие от изолированных третейских судов постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами). Они создаются при торгово-промышленных палатах и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

1)                      Приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2)                      Утвердило положение о постоянно действующем третейском суде;

3)                      Утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация – юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон.

Соглашение о передаче спора третейскому суду - это соглашение сторон о передаче третейскому суду конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.[6]

Соглашение заключается в письменной форме. Соглашение о передаче спора третейскому суду считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения.

При несоблюдении норм данных норм соглашение признается незаключенным. Признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора третейскому суду.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.[7]

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные договором, то применяются правила международного договора.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

 

§ 3. Компетенция третейского суда

 

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его рассмотрение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как независящее от других условий договора.[8]             

При разбирательстве конкретного дела сторона может заявить об отсутствии у третейского суда компетенции на рассмотрение дела. В таком случае суд имеет право вынести определение о своей компетенции независимо от того, по каким основаниям сторона возражает о компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

Отмечу несколько моментов, связанных с правом суда на вынесение определения о своей компетенции. Прежде всего, поскольку компетенция третейского суда прямо связана с соглашением, Закон впервые в российском праве закрепил общепризнанное в мировой практике правило об автономии, юридической самостоятельности соглашения, существующего в виде оговорки: при решении вопроса о компетенции оговорка, являющаяся частью договора, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора; признание договора ничтожным не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.

Информация о работе Статус третейского суда