Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:45, контрольная работа
Сам термин «источник права» пришел в современное правоведение из Римского права. Теоретическая литература отмечает многозначительность этого термина. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, которые в свою очередь имеют общеобязательный характер. Признание или установление государством того или иного источника права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет общеобязательного юридического значения.
Источники гражданского права это нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Нормативные акты такого плана в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.
Сам термин «источник права» пришел в современное правоведение из Римского права. Теоретическая литература отмечает многозначительность этого термина. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, которые в свою очередь имеют общеобязательный характер. Признание или установление государством того или иного источника права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет общеобязательного юридического значения.
Нормативные акты являются господствующей формой права в современных развитых правопорядках. Среди этих актов приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства, а в прежнем отечественном правопорядке, основанном на огосударствленной экономике, нормативные акты, принятые или санкционированные государством, считались единственным источником гражданского права. Поэтому в категории гражданского законодательства данное понятие исчерпывается.
В настоящее время в российской правовой науке термины «источники права» и «форма права» используются в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.
Истории классового общества известны три основных способа «возведения в закон» господствующими классами своей воли, придания ей общеобязательной силы. Такими способами являются: санкционирование государством некоторых обычаев, в поддержании и закреплении которых заинтересован господствующий класс; придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу; прямое установление государством предписания общего характера. Им соответствуют такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный акт.
Известны и другие формы права: международный договор, санкционированные государством нормативные акты негосударственных организаций.
В некоторых государствах юридическое значение придавалось и религиозным нормам. Независимо от формы выражения любая норма права действует в составе правовой системы.
Исходя из вышеизложенного, источники гражданского права – это система его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
Классификацию источников гражданского права следует производить с учетом анализа конституционных норм и норм Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Ведущее место в системе
источников российского
2. Вторым источником
3. Третья группа источников
– это собственно Гражданский
кодекс РФ (три части), а также
принятые в соответствии с
ГК РФ иные федеральные законы,
регулирующие гражданско-
4. Иными источниками являются акты, содержащие нормы гражданского права:
- указы Президента РФ (п.3 ст.3 ГК РФ);
- постановления Правительства РФ (п.4 ст.3 ГК РФ);
- акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права (п.7 ст.3 ГК РФ).
5. Следующий вид источников – обычаи делового оборота (ст.5 ГК РФ).
6. К источникам гражданского
права также относятся акты
органов власти и управления
субъектов Российской
7. Источниками гражданского
права являются локальные
8. Также к источникам относятся и действующие нормативные акты Российской Федерации, Союза ССР и РСФСР, изданные до введения в действие ГК РФ (ст.4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.4 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Так выглядят основные виды источников гражданского права по российскому законодательству.
Также некоторые авторы в качестве источников гражданского права включаются также договоры (подп.1 п.1 ст.8 ГК РФ), судебная и арбитражная практика (подп.3 п.1 ст.8 ГК РФ).
Гражданско-правовые нормативные
акты, составляют определенную систему,
построенную по иерархическому принципу.
Содержание данной системы предопределено
нормами Конституции, которая имеет высшую
юридическую силу в отношении любых законов
и других нормативных актов. Необходимо
отметить, что в состав этой системы теперь
могут входить лишь акты федеральных государственных
органов, так как в соответствии с п. «о»
ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство
составляет предмет исключительной федеральной
компетенции. Никакие акты,
содержащие нормы гражданского права,
не вправе принимать ни органы субъектов
Федерации, ни иные государственные органы
или органы местного самоуправления. Если
такие акты были приняты до момента введения
в действие части первой нового Гражданского
кодекса, они сохраняют силу лишь в части,
не противоречащей ему. Также следует
учитывать, что нормы гражданского права
могут содержаться и в актах некоторых
других отраслей законодательства, отнесенных
к совместному ведению Федерации и ее
субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции
РФ). Например, к их числу относится, жилищное
законодательство, состоящее из комплексных
нормативных актов, содержащих нормы как
гражданского, так и административного
права. Указанные акты могут, следовательно,
приниматься и субъектами Федерации, но
не могут противоречить нормам федеральных
законов (таковыми являются ч. 2 и 5 ст. 76
Конституции Российской Федерации).
Гражданско-правовые акты по своей юридической
силе распределяются
на три группы:
- обладающие высшей юридической
силой федеральные законы -
- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Входящие в первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Точнее говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение. Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти составляют акты федеральных министерств и ведомств. Такая терминология, последовательно проведенная в нормах Гражданского кодекса, несколько отличается от традиционно используемой в теории, однако, избрана не случайно. С помощью ее не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в Гражданском кодексе допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодательством», это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами», то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.
В случае отсутствия таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, так как законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Потому, что согласно п. 4 ст. 3 Гражданского кодекса даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т. е. основываться на актах более высокого уровня. Прямое и строгое соблюдение вышеизложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий.
Понятие и правовая природа завещания
Институт наследования по
завещанию подвергся серьезным
изменениям по сравнению с ранее
действовавшим
В соответствии с п. 5 ст. 1118 ГК РФ, завещание – односторонняя сделка, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Из данной нормы видно, что законодатель определил лишь юридическую природу завещания, не раскрывая определения понятия «завещание», тогда как трактовки этого термина, присутствующие в юридической литературе, позволяют говорить о двух возможных акцентах в определении понятия «завещание»: характеристике завещания, с одной стороны, как акта волеизъявления со стороны завещателя, его личного распоряжения на случай смерти,[21] а с другой стороны – об определении его прежде всего как документа, посредством которого гражданин может определить судьбу своего имущества после своей смерти,[22] самостоятельно назначив своих наследников.[23]
Главное назначение завещания состоит в том, чтобы определить порядок перехода всего наследственного имущества или его части к определенным лицам (физическим или юридическим), а также к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации).
В силу п. 1 ст. 1118 ГК РФ распорядиться
своим имуществом на случай смерти
гражданин может только посредством
составления завещания с
Основное содержание завещания составляет распоряжение об имуществе с указанием, кому из наследников и в каком порядке оно передается. При этом одним из важнейших требований, предъявляемых к содержанию завещания, является законность распоряжений завещателя. Так, например, распорядиться имуществом, входящим в состав общей собственности, завещатель может лишь в пределах принадлежащих ему прав (даже если в тексте завещания это имущество и было указано полностью). Интересно отметить, что Шершеневич Г.Ф. определял законность содержания воли, выражаемой в завещательном распоряжении, как внутреннее условие действительности завещания, «подобно тому, как соблюдение установленной формы является внешним условием действительности».[26]
Предметом завещательного распоряжения может быть прежде всего любое имущество, уже принадлежащее завещателю или только предполагаемое. Завещание может содержать и распоряжения неимущественного характера (например, о месте похорон). Однако завещатель не может оговаривать в завещании ограничения права наследника в последующем распоряжении наследственным имуществом. Если же в распоряжении на случай смерти вообще не содержится указаний об имуществе, его нельзя рассматривать как завещание.
Составленное завещание,
каково бы ни было его содержание, само
по себе никакого наследственного правоотношения
не порождает. Оно выступает лишь
как первичный юридический
Завещание может быть составлено только от имени одного лица. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1118 ГК РФ в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается, так как в противном случае оно будет признано недействительным.
Завещать гражданин может только свое имущество. Однако это не означает, что уже при удостоверении завещания нотариус вправе потребовать документы, подтверждающие право собственности завещателя на ту или иную вещь.
Действительность завещания в этой части определяется только на момент открытия наследства. Так, например, если в завещание среди прочего был включен автомобиль, который завещатель впоследствии продал, автомобиль, разумеется, не войдет в наследственное имущество и к наследникам не перейдет.[27]
Личный характер завещания как сделки проявляется еще и в том, что его совершение через представителя или посредника, действующих на основании закона или по доверенности, невозможно. Это зафиксировано непосредственно вп.3 ст. 1118 ГК РФ. В связи с этим лица, не обладающие полной дееспособностью (заключающие обычные сделки посредством действий представителя), как отмечается в юридической литературе, ни при каких обстоятельствах завещателями быть не могут – они могут передавать наследство только наследникам по закону.[28]
Информация о работе Источники гражданского права. Система ГК РФ