Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа
В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО).
Применительно
к государству трактовка
В трудах значительной
части правоведов стран ближнего
и дальнего зарубежья функции
государства рассматриваются
Широкое признание
имеет определение функций
Н.В.Черноголовкин, ссылаясь на двойственный характер природы всякой функции, применительно к функции государства определяет ее не как «способность, свойство», а как «реализацию способности» – сторону деятельности.[4] По его мнению, в понятийном аппарате теории государства и права функция государства занимает место между «сущностью» государства и его «деятельностью».
М.И.Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственной деятельности и общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.[5] Однако, нельзя считать, что в функциях государства находит отражение лишь его сущность. У государства возникают задачи и функции, обусловленные особенностями переживаемого момента, политическими особеностями, спецификой управления обществом.
А.П. Глебов определил
функцию государства как
В ряде работ
функции государства
Ряд авторов, и в частности В.М. Манохин, под функциями государства понимают не «направление», а «части его деятельности», из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивают, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата.[8] С этим мнением вряд ли можно согласиться полностью, так как далеко не всякую деятельность или часть деятельности государства следует отождествлять с понятием «функция государства». К тому же в данной трактовке гипертрофируется роль государственного аппарата.
Совершенно обособленно выглядит толкование функции государства Л.И. Каском и Л.В. Николаевой, которое основывается на философской трактовке категории функции как цели деятельности конкретного субъекта, как системообразующего фактора такой деятельности. Иными словами, под функцией государства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа.[9]
Некоторые авторы
исходят из отождествления функций
государства с его
Например, такой
точки зрения придерживается В.Н.Хропанюк.
Его определение функций
Л.А.Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.[12]
Однако, С.А.Комарову
представляется, что включение механизма
государственного воздействия на развитие
общественных процессов в понятие функции
государства не совсем справедливо, так
как тем самым делается попытка свести
функции государства в целом к функционированию
его механизма, а также подменить функционирование
государства различными способами правового
воздействия, хотя в науке существует
такое самостоятельное понятие, как правовые
формы осуществления функций государства.[13]
Зарубежные юридические
и политические теории сводят проблему
функций государства к
Например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации, внимание уделяется лишь попыткам проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными корпорациями.
Государство, пишет
в связи с этим Г.Кельзен в своей широко
известной работе «Общая теория права
и государства», если рассматривать его
как «чисто правовой феномен, как юридическое
лицо», есть не что иное, как корпорация.
«Вопрос, однако, заключается в том, как
государство-корпорация отличается от
других корпораций»[15]
Что касается нашего
недавнего прошлого, то в 60-е годы
в советской юридической науке
получило широкое распространение
представление о функциях государства
как о предметно-политической характеристике
содержания его деятельности.[16]
С.А.Комаров рассматривает
функции государства в
Таким образом,
анализ научной полемики по вопросу о
понятии функций государства показывает,
что, несмотря на определенные расхождения
в определении этого понятия, идет тенденция
к сближению взглядов, использованию всего
наиболее рационального, что внесено в
теоретическую разработку данной проблемы
различными авторами. С учетом достигнутого
к настоящему времени уровня разработанности
концепции идет процесс синтезирования
существующих толкований и точек зрения,
что позволяет в значительной мере преодолеть
противоречия и расхождения. Многие теоретические
воззрения все больше сводятся к признанию
того, что во всех случаях обсуждения функций
государства речь идет о деятельности
и роли государства, а функции государства
в любой исторический период обусловливаются
объективными общественными потребностями.[18]
Понятие функции государства появилось и стало развиваться на предыдущем этапе развития отечественной истории государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода выделялась классовая сущность государства, а предмет, направление и содержание деятельности государства изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства.
На современном
этапе также сохраняется
Как справедливо
отмечает Л.А.Морозова, общесоциальная
деятельность государства обеспечивает
определенную степень устойчивости
отношений и связей внутри общества,
его целостность и единение на базе общественных
интересов. Чем больший удельный вес общесоциальных
функций, тем выше роль государства как
инструмента преодоления противоречий,
средства достижения общественного компромисса,
стабилизации общественных связей. Такая
роль государства вынуждает его отказываться
в своей практической деятельности от
использования исключительно методов
насилия, принуждения. Все чаще ему приходится
обращаться к авторитету общедемократических,
гуманистических институтов и идей, например
к идее правового государства, господства
права в общественной и политической жизни,
соблюдения прав человека, защиты национальных
меньшинств, различным формам участия
населения в государственной и общественной
жизни, к поддержке начал самоуправления,
обеспечению свободы печати и гласности,
судебной защите прав законных интересов
гражданина и др..[20]
В этой связи рассмотрим содержание функций, присущих государствам разных общественно-экономических формаций по мнению С.А. Комарова.[21]
Итак, функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:
Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:
В деятельности государства присутствуют одновременно как классовые, так и общесоциальные начала.
Таким образом, по источникам возникновения функции государства можно подразделить на:
А) вытекающие из классовых противоречий;
Б) вытекающие из
потребностей общества.
Глава 2. Признаки функций государства.
Можно выделить следующие признаки функций государства:[22]
1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере.
2. В функциях выражается сущность государства.