Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО).

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

суверенитет;  

территория и административно-территориальное деление;  

правовая система;  

гражданство;  

налоги и сборы.

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Для  выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.    

 Публичная  власть обладает своими особенностями:   

 ♦  отделена от общества;  

 ♦  не имеет общественного характера  и непосредственно народу не  подконтрольна;  

 ♦  чаще всего выражает в первую  очередь интересы не всего  общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого аппарата управления;  

 ♦  осуществляется особым слоем  людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в общественном производстве;   

 ♦  опирается на писаное формализованное  право;  

 ♦  подкреплена принудительной силой государства.    

Правовая система - юридический "скелет" государства. Власть поддерживается через юридические нормы. Государство, его институты закреплены в праве и действуют в цивилизованном обществе опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.    

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.    

Специальный аппарат принуждения и подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли.    

 Только  государство создает и имеет такие структуры как суд, прокуратура, органы безопасности и полиция (милиция) и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.     

 Как  форма организации общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственное управление характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового.

2. Государственный суверенитет     

 Суверенитет  выражается в независимости власти данного государства от всякой иной власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость.  Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.     

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.    

Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отношениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.    

 Суверенитет  может быть абсолютным (полным) и  ограниченным. Ограничение суверенитета возможно в  добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.    

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо вступления в международные союзы, организации, а также в случае объединения с другими государствами в федерацию.   

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к государству-колонии или побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.    

 Государственный  суверенитет не следует путать  с народным суверенитетом и суверенитетом нации. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. На практике государственная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.    

 Под  суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.    

 У  государства есть свои государственные символы - герб, гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с основными признаками они позволяют отделить государство от догосударственной и негосударственной организации.

3. Разделение населения на территории     

 Территория  государства - то пространство, на  которое распространяется его юрисдикция (публичная власть). Территория является пространственной основой государства, теряя территорию, государство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.    

 Размер  территории и численность населения  является основанием для деления  государств на малые, средние и крупные.   

   В условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с обеспечением наилучших условий управления.    

 Объединяя  всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

4. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.    

 Государство  — единственная организация власти  в масштабе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

5. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов.  Французский социолог Реймон Арон отмечал, государство обязано изымать какую-то часть доходов отдельных лиц, чтобы финансировать, как ему и положено, решение задач всего общества. Денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся на территории  государства которые используются на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.  

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. 3

Раздел I. Понятие  функции государства. 5

Глава 1. Понятие  и содержание функции государства. 5

Глава 2. Признаки функций государства. 12

Глава 3. Развитие функций государства. 12

Раздел II. Классификация  функций государства. 15

Глава 1. Критерии классификации. 15

Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 19

А) Подходы к  классификации внутренних и внешних  функций. 19

Б) Внутренние функции  государства. 22

В) Внешние функции  государства- 25

Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского  государства. 27

Заключение. 33

Список использованной литературы. 35   
 

Введение.

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.

Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется  сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций  служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.

Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной  актуальностью в современный  период. В советской юридической  науке был выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой «Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.

И наконец, вопрос функций государства остается и  к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к  их определению и классификации. В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.

В советское время, насколько это было возможно, данным вопросом занимались многие ученые. Работы М.И.Байтина, Н.В.Черноголовкина, В.В.Лазарева используются в моей работе. Именно в период СССР зарождались основные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования, оформлялись точки зрения. С начала 90-х гг. XX в. своих трудах также значительное место уделяли проблемам функций государства М.Н.Марченко, С.А.Комаров, А.Б.Венгеров. Они не ограничивались формальным изложением темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие  «функции государства», с учетом специфики  российского государства, и условий  сложившихся к 2002 году.

Достижение таковой  цели возможно при выполнении следующих  задач:

-      раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;

-      раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;

-      выделение формальных признаков функций государства;

-      характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации;

-      проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России;

-      кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки, на понятие, сущность и классификацию функций государства.  

Раздел I. Понятие функции государства.

Глава 1. Понятие и содержание функции государства.

Термин «функция»  в отечественной и иностранной  научной литературе имеет различные  значения. Само понятие «функции»  не является собственно юридическим.

В философском и общесоциологическом плане оно рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и.т.п.)[1]

Информация о работе Сущность государства