Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа
В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО).
Анализируя различную
юридическую литературу мне пришлось
столкнуться с проблемой
Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:
- установление и охрана правового порядка;
- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;
- экономическая;
- культурная;
- социальная;
- экологическая.
Внешние функции:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
- защита государственного
суверенитета от внешних посягательств;[35]
Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:
- охранительная;
- экономическая;
- социальных услуг;
- обеспечения и защиты граждан;
- культурно-воспитательная;
- природоохранная;
Внешние функции:
- защита государства от вооруженных нападений других государств;
- поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
- экономических и культурных связей;
- борьбы с международными
преступлениями; участие в международной
охране окружающей среды.[36]
Что характерно,
все авторы классификаций в целом
отмечают, что объектом воздействия функций
государства являются крупные сферы жизни
общества – экономика, социальная сфера,
духовная жизнь общества, сложившийся
общественный порядок. Таким образом,
в самой общей классификации функции могут
быть экономическими, идеологическими,
охранительными, политическими как во
внешней, так и во внутренней деятельности
государства.
Далее в
курсовой работе за основу
взята классификация
В завершении
рассмотрения подходов к
Так, Б.П. Курашвили
категорически отвергает
Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.[38]
А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Особую проблемы
представляет решение вопроса о централизации
и децентрализации функций государства.
В условиях тоталитарного и, как правило,
унитарного государства происходит чрезмерная
централизация функций. А в условиях федеративного
государства (в частности в России – А.Р.)
возникают проблемы децентрализации функций.
Необходимо разграничить сферы деятельности
и полномочия между федеральными органами
и органами власти субъектов федерации.[39]
Б) Внутренние функции государства.
К внутренним функциям
государства относятся:
1) Функция охраны
правопорядка
Охрана господствующего
способа производства, а также
господствующей и иных форм собственности.
Охрана прав и свобод граждан государство
осуществляет путем издания законов,
устанавливающих в обществе определенный
порядок (правопорядок), перечень нарушений
правопорядка, определяет меры ответственности
за правонарушения, определяет порядок
расследования, рассмотрения дел, связанных
с правонарушениями, устанавливает систему
правоохранительных органов, призванных
вести борьбу с правонарушениями, определяет
их компетенцию.
2) Экономическая
функция.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.
В периоды экономических
кризисов, состояния депрессии, на переходных
этапах вмешательство государства
в экономику увеличивается. Это характерно,
например для современного этапа развития
России. Как показывает опыт, экономические
реформы, которые в настоящий момент реализуются
в нашей стране, не могут быть результативными
без адекватного воздействия государства
на развитие экономических процессов.
Отсюда - большой массив законодательных
актов в этой области и экономические
мероприятия, проводимые государством,
например, приватизация жилого фонда,
государственной и муниципальной собственности,
земельная реформа и т.д.
3) Социальная
функция.
Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.
Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.
Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Общество в
целом и государство заинтересованы
в том, чтобы каждый гражданин имел образование,
соответствующее принятому стандарту.
Без образования в настоящее время немыслимо
активное участие граждан в общественной
жизни, в производстве, во всех сферах
государственной деятельности, в связи
с чем во многих государствах образование
является обязательным.
4) Экологическая
функция
Функция появилась
в XXв.. Государство вынуждено уделять
серьезное внимание охране природы
и рациональному использованию
природных ресурсов. Основным содержанием
экологической функции является управление
и координация деятельности природопользователей
и переработчиков природных ресурсов
в целях сохранения и охраны природной
среды.
В основе осуществления
функции лежат следующие
Таков «классический»
набор внутренних функций государства.
Многие ученые, анализируя Российское
государство, применительно к нему
выделяют особые функции, которые будут
рассмотрены далее.
В) Внешние функции государства
Рассмотрим внешние
функции:
1) Функция обороны
Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”.
Практическое
исполнение функции обороны так
же возложено на особые государственные
вооруженные организации. Они предназначены
для обеспечения суверенитета, защиты
территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного
порядка и безопасности граждан. Особые
вооруженные организации наделяются компетенцией
в соответствие с конституцией. Характер
задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности
их формирования, деятельности, управления
и обеспечения. К особым вооруженным государственным
организациям относятся:
2) С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.
Действительно,
всю историю человечества можно образно
назвать историей войн. Богатства одних
народов привлекают взоры других. На протяжении
истории сильные государства вели захватническую
политику, а слабые – оборонительную.
3) В современных
условиях у государства возникает новая
функция – функция обеспечения мира
и поддержания мирового порядка, основанного
на международном праве.