Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа
В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО).
Анализируя различную 
юридическую литературу мне пришлось 
столкнуться с проблемой 
Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:
- установление и охрана правового порядка;
- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;
- экономическая;
- культурная;
- социальная;
- экологическая.
Внешние функции:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
-    защита государственного 
суверенитета от внешних посягательств;[35]  
Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:
- охранительная;
- экономическая;
- социальных услуг;
- обеспечения и защиты граждан;
- культурно-воспитательная;
- природоохранная;
Внешние функции:
- защита государства от вооруженных нападений других государств;
- поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
- экономических и культурных связей;
-    борьбы с международными 
преступлениями; участие в международной 
охране окружающей среды.[36]  
Что характерно, 
все авторы классификаций в целом 
отмечают, что объектом воздействия функций 
государства являются крупные сферы жизни 
общества – экономика, социальная сфера, 
духовная жизнь общества, сложившийся 
общественный порядок. Таким образом, 
в самой общей классификации функции могут 
быть экономическими, идеологическими, 
охранительными, политическими как во 
внешней, так и во внутренней деятельности 
государства.        
 Далее в 
курсовой работе за основу 
взята классификация 
 В завершении 
рассмотрения подходов к 
Так, Б.П. Курашвили 
категорически отвергает 
Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.[38]
А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Особую проблемы 
представляет решение вопроса о централизации 
и децентрализации функций государства. 
В условиях тоталитарного и, как правило, 
унитарного государства происходит чрезмерная 
централизация функций. А в условиях федеративного 
государства (в частности в России – А.Р.) 
возникают проблемы децентрализации функций. 
Необходимо разграничить сферы деятельности 
и полномочия между федеральными органами 
и органами власти субъектов федерации.[39]  
Б) Внутренние функции государства.
К внутренним функциям 
государства относятся:  
1)   Функция охраны 
правопорядка  
Охрана господствующего 
способа производства, а также 
господствующей и иных форм собственности. 
Охрана прав и свобод граждан государство 
осуществляет путем издания законов, 
устанавливающих в обществе определенный 
порядок (правопорядок), перечень нарушений 
правопорядка, определяет меры ответственности 
за правонарушения, определяет порядок 
расследования, рассмотрения дел, связанных 
с правонарушениями, устанавливает систему 
правоохранительных органов, призванных 
вести борьбу с правонарушениями, определяет 
их компетенцию.  
2)   Экономическая 
функция.  
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.
В периоды экономических 
кризисов, состояния депрессии, на переходных 
этапах вмешательство государства 
в экономику увеличивается. Это характерно, 
например для современного этапа развития 
России. Как показывает опыт, экономические 
реформы, которые в настоящий момент реализуются 
в нашей стране, не могут быть результативными 
без адекватного воздействия государства 
на развитие экономических процессов. 
Отсюда - большой массив законодательных 
актов в этой области и экономические 
мероприятия, проводимые государством, 
например, приватизация жилого фонда, 
государственной и муниципальной собственности, 
земельная реформа и т.д.  
3)       Социальная 
функция.   
Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.
Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.
Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Общество в 
целом и государство заинтересованы 
в том, чтобы каждый гражданин имел образование, 
соответствующее принятому стандарту. 
Без образования в настоящее время немыслимо 
активное участие граждан в общественной 
жизни, в производстве, во всех сферах 
государственной деятельности, в связи 
с чем во многих государствах образование 
является обязательным.  
4)   Экологическая 
функция  
Функция появилась 
в XXв.. Государство вынуждено уделять 
серьезное внимание охране природы 
и рациональному использованию 
природных ресурсов. Основным содержанием 
экологической функции является управление 
и координация деятельности природопользователей 
и переработчиков природных ресурсов 
в целях сохранения и охраны природной 
среды.  
В основе осуществления 
функции лежат следующие 
Таков «классический» 
набор внутренних функций государства. 
Многие ученые, анализируя Российское 
государство, применительно к нему 
выделяют особые функции, которые будут 
рассмотрены далее.  
В) Внешние функции государства
Рассмотрим внешние 
функции:  
1)  Функция обороны
  
Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”.
Практическое 
исполнение функции обороны так 
же возложено на особые государственные 
вооруженные организации. Они предназначены 
для обеспечения суверенитета, защиты 
территории, границы и населения от внешних 
посягательств и обеспечении общественного 
порядка и безопасности граждан. Особые 
вооруженные организации наделяются компетенцией 
в соответствие с конституцией. Характер 
задач выполняемых вооруженными государственными 
организациями обуславливает особенности 
их формирования, деятельности, управления 
и обеспечения. К особым вооруженным государственным 
организациям относятся:  
2) С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.
Действительно, 
всю историю человечества можно образно 
назвать историей войн. Богатства одних 
народов привлекают взоры других. На протяжении 
истории сильные государства вели захватническую 
политику, а слабые – оборонительную.  
3)  В современных 
условиях у государства возникает новая 
функция – функция обеспечения мира 
и поддержания мирового порядка, основанного 
на международном праве.