Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО).

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

Анализируя различную  юридическую литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности  выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.  

Так, В.В.Лазарев  к внутренним функциям относит:

-    установление и охрана правового порядка;

-    охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;

-    экономическая;

-    культурная;

-    социальная;

-    экологическая.

Внешние функции:

-    поддержание мира и мирного сосуществования;

-    обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

-    защита государственного суверенитета от внешних посягательств;[35]  

Н.Т.Шестаев к  внутренним функциям относит:

-    охранительная;

-    экономическая;

-    социальных услуг;

-    обеспечения и защиты граждан;

-    культурно-воспитательная;

-    природоохранная;

Внешние функции:

-    защита государства от вооруженных нападений других государств;

-    поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);

-    экономических и культурных связей;

-    борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.[36]  

Что характерно, все авторы классификаций в целом  отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.        

 Далее в  курсовой работе за основу  взята классификация внутренних  и внешних функций государства,  предложенная А.Ф.Черданцевым.[37]        

 В завершении  рассмотрения подходов к классификации  внутренних и внешних функций  государства хочу отметить, что  в юридической литературе есть  мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.

Так, Б.П. Курашвили  категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической  взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская  функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

Трудно не согласиться  с данными доводами, так как  всякая внутренняя функция государства  имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.[38]

А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение  глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России – А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации.[39]  

Б) Внутренние функции государства.

К внутренним функциям государства относятся:  

1)   Функция охраны правопорядка  

Охрана господствующего  способа производства, а также  господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство  осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.  

2)   Экономическая функция.  

Эта функция  государства сильно изменилась в  ходе исторического существования  государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных  условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.

В периоды экономических  кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.  

3)       Социальная функция.   

Эта функция  сопряжена с экономической, в  значительной мере зависит от экономической  линии государства. В целом она  есть проявление патернализма государства  к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

Зачатки этой функции  в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с  несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации  в частности сказано: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в  целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.  

4)   Экологическая функция  

Функция появилась  в XXв.. Государство вынуждено уделять  серьезное внимание охране природы  и рациональному использованию  природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.  

В основе осуществления  функции лежат следующие принципы:   

  • Ø 1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
  • Ø 2). Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
  • Ø 3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.
 

 

Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют особые функции, которые будут рассмотрены далее.  

В) Внешние функции государства

Рассмотрим внешние  функции:  

1)  Функция обороны   

Связана с охраной  границ государства. Это, пожалуй, исторически  первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый  институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”.

Практическое  исполнение функции обороны так  же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:  

  • Ø Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения  военных действий.
  • Ø Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
  • Ø Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
 

 

2)  С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.

Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.  

3)  В современных условиях у государства возникает новая функция – функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве.  

Информация о работе Сущность государства