Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО).

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

2. Понятие и сущность государства

Общесоциальное и классовое в сущности государства    

 Сущность  — главное, основное в понятии  или явлении. Раскрыть сущность  государства — значит выявить  то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.     

 Различают  два основных подхода к сущности  государства: 

= классовый;  

= общесоциальный.

-»   При  классовом  подходе  государство   можно   рассматривать  как  организацию  политической   власти   господствующего класса, при котором  возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

-» При  общесоциальном подходе государство  рассматривается как организация  политической власти. В развитых  демократических странах государство  является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.    

 При  рассмотрении государства в развитии  прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.     

 Наряду  с этими двумя подходами к  сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.     

 Сущность  государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.    

 Другие  утверждали, что государство является  носителем политической власти.    

 Б.А.Кистяковский  считал, что государство есть форма солидарности между людьми.    

 Л.Гумплович  утверждал, что государство —  это господство меньшинства имущих  над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.    

 Отдельные  ученые сводили сущность государства  к разновидности органов управления обществом.    

 Распространена  также точка зрения, что государство  выступает прежде всего как  средство социального компромисса, как механизм управления делами общества.     

 Французский  мыслитель XVI столетия Жан Боден  (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".    

 Английский  философ XVI века Томас Гоббс  (1588-1679), сторонник абсолютистской  власти государства — гаранта  мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".    

 В  современный период распространена  точка зрения, что государство  — это социальный организм, политический  способ существования гражданского общества.    

 Иногда  государство изображают как надклассовое  образование. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К.Маркс. Он писал, что государство выступает: как политическая форма организации общества и как орудие элитарно-классового господства. Следовательно, существуют социальная, общечеловеческая и классовая стороны государства. «Деятельность государства, — писал К.Маркс,— охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфическую функцию, вытекающую из противоположности между правительством и народными массами» (Соч. Т. 25. Ч.  1. С. 422).    

 С  этой точки зрения государство  выступает как форма организации  классового общества, являющейся по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития  вместе с возникновением частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности,  прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.    

 В  современных цивилизованных обществах  происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).     

 Исходя  из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как  классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.    

 Принципиальное  значение сущности государства  заключается в том, что:  

~ это  территориальная организация людей;  

~ им  преодолеваются родоплеменные («кровные»)  взаимосвязи и заменяются на  общественные отношения;  

~ создается  структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам  людей.

Социальное назначение государства    

 Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.

Платон  и Аристотель считали, что государство  существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей  и справедливости. Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство — это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью.    

 Сторонники  договорной теории происхождения  государства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), достижения общего блага (Г.Гроций), ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо). И.Кант обосновывал правовую концепцию государства. Г.Гегель социальную сущность государства видел в действительности конкретной свободы. Марксисты видели в государстве инструмент классового господства, усмирения столкновения классов и социальных групп. Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ (Ростоу и др.).    

 Все  это фиксирует лишь отдельные  стороны социальной сущности  государства. Главное в социальной  сущности государства, — оно  является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества    

 Государство  само по себе составляет социальную  ценность, ибо оно есть гарант  стабильности, порядка, хранитель прав и свобод человека. Сущность его связана не только с экономическими, классовыми факторами, но и с культурой, духовной жизнью общества. Именно эта связь и превращает государство в политическую, структурную и территориальную организацию общества.     

 Государство  выступает как политическая организация общества потому, что оно есть носитель политической власти, осуществляет регулирование классовых и групповых отношений. Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Политическая власть рассматривается в качестве общего признака и основного орудия государства.     

Структурная организация государства состоит в том, что оно имеет специальный аппарат управления, многочисленные государственные органы со сложной системой их взаимоотношений.    

Территориальная структура — это разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Русский юрист Е.Н.Трубецкой видит в государстве союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Такой же точки зрения придерживается и его соотечественник В.М.Хвостов, определявший государство как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти. С характеристикой государства как политической, структурной и территориальной организацией общества связаны такие его черты, как:  

= монополия  на принудительную власть,  

= суверенитет государственной власти,  

= издание законов,   

= взимание налогов.   

3. Основные признаки государства    

 В  обществе помимо государства  есть и другие организации. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.    

 За  всю историю развития человечества  великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.     

 Так,  древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. "Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет".   

 Знаменитый  римский оратор, государственный  деятель и мыслитель Цицерон  (106-43 до н.э.) рассматривал в качестве  одного из основных признаков государства - дело "достойное народа". Причем под народом им понималось "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".     

 Выдающийся  мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. "Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно", - писал он в своем знаменитом сочинении "Государь".     

 Представители  социологического направления такими признаками, принадлежащими государству, считают следующие:  

совокупность людей,  

власть над ними,  

территория. 
      Марксистская теория выделяет в качестве признаков государства:  

разделение подданных по территориальным единицам,  

публичная власть,  

взимание налогов с населения.    

 Несмотря  на разнообразие форм образования  и развития государств все  они имеют схожие элементы. Государство  обладает определенными свойствами  и предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.    

 Признаками  государства являются:  

наличие публичной власти;  

Информация о работе Сущность государства