Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:10, курсовая работа
Целью особого производства является не разрешение спора о праве, а устранение имеющейся неопределенности в отношении самого разнообразного круга обстоятельств, действий или событий. Так, установление факта родственных отношений необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство, когда родственные отношения не могут быть подтверждены соответствующими документами.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и сущность особого производства
1.1 Понятие и сущность особого производства. …………………………..6
1.2 Порядок рассмотрения дел особого производства……………………14
Глава II.Виды и особенности дел, рассматриваемых в особом порядке
2.1 Виды дел, рассматриваемых в порядке особого производства………19
2.2 Установление фактов, имеющих юридическое значение…………….29
2.3 Вызывное производство………………………………………………...41
Заключение…………………………………………………………………….48
Библиографический список…………………………………………………..51
Приложение
В-третьих, это могут быть факты-состояния. Например, факт владения и пользования недвижимым имуществом; факт безвестного отсутствия гражданина; факт владения брошенными вещами, стоимость которых превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда; факт бесхозяйности недвижимой вещи.
Таким образом, юридическим выводам суда по существу дела, рассматриваемого в порядке особого производства, предшествует его деятельность по установлению юридических фактов. Однако то же самое имеет место и при рассмотрении дел искового и публичного видов гражданского судопроизводства, где выводам суда по существу спора о субъективном праве предшествует деятельность по установлению судом различного рода юридических фактов, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение спорных прав и юридических обязанностей. Таким образом, содержанием искового, публичного и особого производств является деятельность суда по установлению различного рода юридических фактов. Однако в исковом и публичном видах гражданского судопроизводства в отличие от особого юридические факты устанавливаются судом с целью определения субъективных прав и юридических обязанностей сторон спорного материального правоотношения. Поэтому установление юридических фактов в исковом и публичном производствах является промежуточной целью этих производств, ибо служит необходимой предпосылкой, основой для разрешения спора между сторонами — субъектами спорного материального правоотношения по поводу их прав и обязанностей.
В особом же производстве установление, констатация судом юридических фактов, действий, событий и состояний является конечной целью судебного разбирательства безотносительно к тем правовым последствиям, которые порождает установленный судом юридический факт. Правовые последствия, как правило, для типичных категории дел особого производства, возникают за пределами судебного процесса по делам особого производства.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что сущность особого производства как бесспорного состоит в защите судом законного интереса заявителя в материально-правовом смысле посредством подтверждения судом наличия или отсутствия соответствующего юридического действия, события или состояния. Значение судебного решения как акта правосудия, акта судебной защиты законного интереса гражданина по типичным категориям дел особого производства состоит в том, что оно:
а) подтверждает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных неимущественных и имущественных субъективных прав гражданина;
б) обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностных лиц совершить действия по реализации судебного решения с целью возникновения тех правовых последствий, которые порождают подтвержденные судом соответствующие юридические факты (зарегистрировать юридический факт, оформить и выдать правоустанавливающие документы, назначить опекуна или попечителя и т. д.).
Порядок рассмотрения и разрешения судом дел особого производства регламентируется гл. 27—38 ГПК РФ, а также гл. 25.3 НК РФ. При этом следует различать общие и специальные правила. В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГПК РФ дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 27—38 ГПК РФ.
Отсутствие спора о праве обусловливает такую процессуальную особенность дел особого производства, как отсутствие сторон с противоположными юридическими интересами. В связи с этим дела особого производства возбуждаются не иском против конкретного ответчика, а заявлением, которое содержит просьбу заинтересованного лица подтвердить тот или иной юридический факт, действие, событие или состояние. Поэтому к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявители и другие заинтересованные лица (ч. 2 ст. 263 ГПК РФ).
Под заявителем подразумевается лицо, обращающееся в суд с соответствующей просьбой, по инициативе которого суд возбуждает особое производство по конкретному делу при наличии к тому законных оснований. Под другими заинтересованными лицами следует понимать, во-первых, тех лиц, чьи взаимоотношения с заявителем зависят от факта, подлежащего установлению в порядке особого производства. Во-вторых, к другим заинтересованным лицам относятся те органы или учреждения, в которых заявитель намерен использовать судебное решение по делу об установлении юридического действия, события или состояния. В-третьих, это те органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, действия или бездействие которых оспариваются в порядке особого производства. В-четвертых, к другим заинтересованным лицам относятся те граждане, в отношении которых суд должен определить правовое состояние или событие. В-пятых, это должностные лица, органы и учреждения, которые в силу своего статуса — личного или служебного — обязаны присутствовать при рассмотрении судом дел в порядке особого производства. Заявители, а также другие заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности в соответствии со ст. 35 и другими нормами ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 14 ГПК РФ дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально в составе трех профессиональных судей.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением и разрешением дел особого производства, состоят из государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявления, и судебных издержек. Размер государственной пошлины, взимаемой при подаче заявлений по делам особого производства, составляет согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ 200 руб. В то же время по некоторым категориям дел заявители освобождены от ее уплаты. Это, в частности, физические лица, обращающиеся в суд с заявлением об усыновлении и (или) удочерении ребенка (п. 1 ст. 333.36 НК РФ), заявители по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (п. 1 ст. 333.36 НК РФ). Что же касается судебных издержек, включающих, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ст. 94, 100 ГПК РФ), то они возмещаются, как правило, в порядке, предусмотренном ст. 98—100, 102, 103 ГПК РФ (ч. 1 ст. 263 ГПК РФ).
Одной из процессуальных особенностей дел особого производства является то, что реализация судебного решения осуществляется не судебным приставом-исполнителем, а органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами. К числу должностных лиц относятся:
1.2
Порядок рассмотрения дел
Процессуальный порядок рассмотрения данной категории дел основывается на общих правилах искового производства, правилах особого производства в целом и правилах, установленных для конкретной категории дел особого производства. Особое производство основано на общих принципах гражданского процесса, соответствующие дела проходят те же стадии гражданского процесса, что и остальные гражданские дела. На дела особого производства распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов, вынесения судебных решений, пересмотра и т.п.
Вместе с тем в связи с бесспорным характером дел, рассматриваемых в порядке особого производства, имеются определенные процессуальные особенности их рассмотрения.
Для дел особого производства характерен специфический субъектный состав. В этом производстве нет сторон, а именно истца и ответчика, отсутствуют третьи лица. Суд рассматривает их с участием заявителей и других заинтересованных лиц.
Привлечение в процесс участников по делам особого производства происходит по просьбе заявителя, по инициативе суда или заинтересованного лица.
Лицо, в интересах которого возбуждается дело особого производства, называется заявителем. В качестве заявителей могут выступать как граждане, так и юридические лица или их представители. Например, это может быть гражданин, для которого устанавливаемый факт порождает определенные права; члены семьи гражданина, признаваемого ограниченно дееспособным; граждане или организации из числа лиц, участвующих в деле, материалы судебного производства по которому утрачены, и т.д.
ГПК РФ ввел новые виды дел особого производства, и соответственно появились новые лица, имеющие право обратиться в суд в качестве заявителей. Так, в соответствии со ст. 306 ГПК врач-психиатр может обратиться в суд с заявлением о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина.
Заявители являются лицами, участвующими в деле (ст. 34 ГПК РФ). Поэтому они наделены правами и обязанностями лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК РФ). В связи с отсутствием спора о праве невозможно применение типично исковых институтов - признание иска и отказ от иска, мировое соглашение, встречный иск и т.д.
К участию в делах особого производства привлекаются заинтересованные лица. К ним относятся все лица, чьи права и законные интересы будут затронуты состоявшимся по делу решением. Часть 2 статьи 263 ГПК РФ дала основание для широкого понимания понятия заинтересованного лица.
Заинтересованные лица - это лица, имеющие прямую материально-правовую заинтересованность в деле, лицо, на которых возлагается обязанность реализовать право, подтвержденное установленным фактом, а также прокурор, органы опеки и попечительства в тех случаях, когда закон обязывает их участвовать в рассмотрении отдельных категорий дел.
В качестве заинтересованных лиц могут привлекаться органы записи актов гражданского состояния, отказавшие внести исправления в произведенную запись (ст. 307 ГПК РФ), государственный нотариус или нотариус, занимающийся частной практикой, совершивший нотариальное действие или отказавший в его совершении (ст. 310 ГПК РФ), держатель документа по делам вызывного производства (ст. 297 ГПК РФ), гражданин, в отношении которого решается вопрос об ограничении дееспособности или признании его недееспособным (гл. 31); родители (родитель) по делам об установлении усыновления (удочерения) (гл. 29) и др.
В соответствии со ст. 34 ГПК РФ заинтересованные лица отнесены к лицам, участвующим в деле, они пользуются всем объемом процессуальных прав, предусмотренных ст. 35ГПК РФ
В делах особого производства может участвовать прокурор. Участие прокурора обязательно по всем категориям дел особого производства, в которых решаются вопросы, связанные с определением правового статуса гражданина, - при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК); по делам о признании гражданина безвестно отсутствующими или об объявлении гражданина умершим (ч. 3 ст. 278 ГПК); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК); по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока этой госпитализации (ч. 2 ст. 304 ГПК).
Важной гарантией правильного рассмотрения дел особого производства является участие в них органов государственного управления. В законе имеется указание на обязательность участия органов опеки и попечительства по делам об усыновлении (ст. 273 ГПК), о признании гражданина недееспособным (п. 2 ст. 281 ГПК), об эмансипации (гл. 32), об объявлении гражданина полностью дееспособным, о признании недееспособным (п. 2 ст. 281 ГПК), ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК). В соответствии с п. 1 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной, изъятой федеральными органами исполнительной власти, подается в суд финансовым органам.