Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:43, реферат
Проблема заключается в том, что люди имеют неполное представление о тех правах, которые закреплены в законе о защите прав потребителей. Он написан сложным юридическим языком, разобрать который способен не каждый. Незнанием потребителями своих прав пользуются продавцы, которым потребители часто доверяют. Порой мы даже не подозреваем, что условия приобретения товара, работы, или услуги ущемляют наши права.
Введение 3
Глава I. Закон о защите прав потребителей 4
§1. Основные понятия 7
§2. Качество товара 8
§3. Сроки службы, сроки годности 9
§4. Гарантия и гарантийный срок 11
§5. Сведения о товаре (работе, услуге) 12
§6. Последствия продажи товаров с недостатками 14
§7. Замена товара ненадлежащего качества 16
Глава II. Примеры из судебной практики 17
§1. Подача искового заявления 17
§2. Пример гражданского дела 20
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Сегодня установление срока перестало быть редкостью. Если же изготовитель по каким-то причинам не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то, и соответствии с требованиями Закона, он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю.
В интересах безопасности граждан, в Законе записано обязательное требование для изготовителя об установлении срока службы на те товары (результаты работ), которые по истечению определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей.
Перечень таких товаров установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 16 июня 1997 года (в ред. от 5.10.99) "Об утверждении "Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы" и "Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".
Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы Закона о сроке службы, Закон вводит понятие "срок годности", то есть период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Установление сроков годности на некоторые товары также обязательно для изготовителя. Вышеназванное Постановление Правительства утвердило "Перечень товаров, которые не могут быть использованы по истечении срока годности".
Любой новый товар проходит определенный начальный период использования, во время которого могут выявиться его особенности или недостатки. Для того чтобы этот период прошел менее болезненно для потребителя, Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) устанавливать на товар, кроме сроков службы или сроков годности, гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями. Минимальный объем этих обязательств содержится в ст.18 комментируемого Закона.
Установление гарантийного срока и определение его продолжительности безусловное право изготовителя, которое, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не может навязываться законодательно. Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитают эти сроки устанавливать. И подталкивают их к этому законы конкуренции.
Также, Закон предоставляет и продавцам право установления собственной гарантии. В новой редакции Закона сказано, что продавцы, устанавливая гарантийный срок, не связаны минимальным сроком гарантии. Единственным ограничением является срок, установленный изготовителем. В случае, если изготовитель вообще не установил гарантийного срока, продавец вправе самостоятельно установить срок любой продолжительности (один день, три года и т.п.). При наличии гарантии изготовителя продавец может установить собственный гарантийный срок большей продолжительности. Следует отметить, что взаимоотношения продавца и потребителя в период действия гарантии изготовителя регулируются ст.18 Закона "О защите прав потребителей". За пределами этого срока (в период действия гарантии продавца) взаимоотношения сторон устанавливаются гарантийным договором. За заключение такого договора продавец вправе установить дополнительную плату.
Как в прежних, так и в новой редакции Закона большое внимание уделено тому, какую информацию о товарах (работах, услугах) изготовитель (продавец, исполнитель) обязан предоставить потребителю, чтобы обеспечить ему возможность правильного и сознательного выбора. Включение в Закон перечня сведений, которые непременно должны содержаться в предоставленной информации, преследует несколько целей.
Во-первых, обеспечить соблюдение базового права потребителя - право на безопасность. Поэтому в этот перечень включена соответствующая информация: обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), информация о сертификации, сведения о содержании вредных для здоровья веществ, в сравнении с обязательными требованиями стандартов, противопоказания к применению, сведения о действиях потребителя по истечении срока годности товара. Что касается обязательной сертификации, то в новой редакции Закона говорится не только о самой необходимости такой информации, но и о конкретной форме, в которой она должна быть представлена: маркировка знаком соответствия или иным способом, установленным действующим законодательством; данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем. Подход здесь аналогичен подходу к информации о лицензировании.
Во-вторых, защитить потребителя от последствий заведомо неправильного использования товара. Информация должна помочь потребителю-непрофессионалу понять, для чего данный товар предназначен, что с ним делать и чего делать ни в коем случае нельзя. Для этого в перечень включены сведения об основных потребительских свойствах товаров, правила эффективного и безопасного их использования и т.п., а также сведения, соответствующие требованию ст. 36 - информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут повлиять на качество услуги (работы), например, о правилах хранения товара.
В-третьих, само наличие такого перечня обязательной для предоставления информации защищает потребителя от недобросовестности продавца. Скрывая данную информацию, тот мог бы ввести потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара и его качества, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом.
Предполагается, что весь комплекс потребительских качеств, присущих товару (работе, услуге), должен сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока. Поэтому Закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя) обязанность предоставить потребителю помимо информации о товаре сведения об организациях, уполномоченных принимать претензии от потребителей и осуществлять ремонт и техническое обслуживание товара (работы).
Однако важно не только то, какая информация предоставляется, но и то, каким образом она доводится до сведения потребителей. В Законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) - дополнительно на государственных языках субъектов Федерации или родных языках народов России.
Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.
Ст. 12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации:
- недостоверная информация, то есть информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машинка выполняет лишь 16 операций из 32-х, объявленных в предоставленной потребителю информации);
- недостаточно полная информация, то есть информация, не позволяющая потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара либо использовать этот товар по назначению.
При нарушении права на информацию потребитель всегда вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков независимо от того, привело это к неблагоприятным для него последствиям или нет.
Если отсутствие информации повлекло невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.
Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; б) соразмерного уменьшения покупной цены; в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; д) расторжения договора и возмещения убытков.
В отношении товаров, реализуемые через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя указанные в подпунктах "а" - "в" подлежат удовлетворению с согласия продавца.
Изготовитель товара обязан возместить торговому предприятию, не являющемуся продавцом товара, в полном объеме расходы, понесенные в связи удовлетворением требований потребителя, а также дополнительно уплатить этому торговому предприятию сумму в размере 10% от произведенных им расходов.
В случае приобретения потребителем продовольственных товаров с недостатками продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.
Требования
потребителя рассматриваются
Продавец, изготовитель обязаны принять товар у потребителя и удовлетворить его требования, если не докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются безвозмездно силами продавца, изготовителя. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца, изготовителя в месте нахождения потребителя доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец, изготовитель обязаны возместить ему необходимые расходы, связанные с доставкой и возвратом товара.
В соответствии со ст.18 Закона "О защите прав потребителей" при обнаружении недостатка в товаре потребитель вправе предъявить требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула).
При реализации этого права следует учитывать некоторые особенности:
- требование о замене
сложного технического или
- при обращении к изготовителю товара (или организации, выполняющей его функции на основании договора) потребитель не может требовать замены товара на такой же товар другой марки;
- требование о замене товара на товар другой марки (модели, артикула) предполагает замену на такой же товар, то есть при обнаружении недостатка в холодильнике потребитель не вправе требовать замены холодильника на телевизор.
Требование потребителя о замене товара должно быть удовлетворено в семидневный срок с момента предъявления, а при необходимости проверки качества товара - в течение двадцати дней. Все сроки в гражданском законодательстве начинают исчисляться на следующий день после наступления события, которым определено начало срока (ст.191 ГК РФ). Если необходимый для выполнения требования потребителя товар отсутствует в день его обращения, товар должен быть заменен в течение одного месяца. Факт отсутствия товара для замены в день обращения потребителя должен доказываться продавцом, изготовителем или организациями, выполняющими их функции на основании договора.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. Согласно п.2 ст.21 Закона при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Для того чтобы подать исковое заявление в защиту своих прав, необходимо знать следующее:
Во-первых, нужно определиться, в какой суд подать иск. Согласно п.5 ч.1 ст.23 ГПК дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплат труда (50000 рублей) по общему правилу подсудны мировому судье, а при цене иска свыше указанного размера - районному суду.
Во-вторых, существуют общепринятые правила составления, по которым исковое заявление по структуре можно подразделить на вводную, мотивировочную, просительную части и приложение.
Вводная часть:
В правом верхнем углу
вводной части заявления
Здесь же указывается фамилия, имя, отчество и место жительства (почтовый адрес) истца (Ваше). Могут быть указаны также номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца.
Во вводной части заявления указывается также наименование ответчика (фамилия, имя, отчество и почтовый адрес ответчика-гражданина; организационно-правовая форма, фирменное наименование ответчика-организации, ее почтовый адрес). Могут быть также указаны номера его телефонов, факсов, адреса электронной почты.
В этой же части заявления следует привести наименование обращения с указанием требования к ответчику, например - исковое заявление о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной суммы и выплаты неустойки за просроченное требование. При этом наименование данного процессуального документа располагается посередине листа.
Мотивировочная часть:
Мотивировочная часть искового заявления излагается в произвольной форме, но она обязательно должна содержать указание на то, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца.
В соответствии с принципом состязательности в гражданском судопроизводстве истец обязан доказать свое требование и уже в исковом заявлении должен сослаться на обстоятельства, на которых его основывает, а также привести доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В интересах истца необходимо сослаться также на законы и иные нормативные акты, которые суд, по его мнению, должен будет применить, хотя комментируемая статья и не содержит требования о правовой аргументации заявленного иска.
Однако в условиях состязательного процесса аргументация иска непосредственно связана с обязанностью истца по доказыванию своего требования (ст.12, ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК).