Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:09, магистерская работа
Проблема возмещения вреда, причиненного здоровью работника1, в последнее время приобретает особую актуальность и значимость. Это обусловлено ростом случаев причинения вреда здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. По оценкам Международной организации труда, ежедневно по причинам, связанным с несчастными случаями на производстве и заболеваниями профессионального характера, погибает в среднем 5 тысяч человек. Каждый год 270 миллионов работников становятся жертвами несчастных случаев (со смертельным и не смертельным исходом) на производстве; регистрируется около 160 миллионов профессиональных заболеваний2. Ежегодно 2,2 миллиона работников погибают на производстве или в результате трудовой деятельности
Субъектный состав обязательства по возмещению вреда, причиненного здоровью военнослужащего. На основании ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный здоровью военнослужащего при исполнении военно-служебных обязанностей, теперь возмещается ему по правила, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если специальным законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Это одна из существенных новелл ГК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О воинской обязанности и военной службе»114 военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Государственная служба и трудовые правоотношения – это разные сферы правового регулирования. Именно поэтому нормы трудового законодательства на военнослужащих не распространяются (ст. 11 ТК РФ). Вместе с тем, военная служба – это одновременно и форма реализации права гражданина на труд. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 01.12.2008) «О статусе военнослужащих»115 право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Ряд ученых116 обосновывают, что военная служба, как по призыву, так и по контракту является формой реализации права на труд. Поэтому мы считаем допустимым в рамках нашего исследования называть военнослужащего работником.
На необходимость возмещения вреда военнослужащим по нормам деликтных обязательств обращала внимание М.Я. Маринина еще в период действия ГК РСФСР 1964г. «Право на возмещение ущерба, причиненного личности, возведено в ранг конституционных. Полагаем, - пишет автор, - что оно в полной мере должно распространяться и на военнослужащих»117. Аналогичную позицию занимают С.Е. Донцов и В.В. Глянцев: «Конституция… не делает различий между рабочими и служащими и военнослужащими (милиция), когда гарантирует им право на охрану здоровья … и материальное обеспечение в случае болезни или утраты трудоспособности…»118. Нормы Конституции и требование справедливости, по их мнению, обусловливают необходимость применения норм о деликтных обязательствах к случаям причинения вреда военнослужащим и сотрудникам милиции при исполнении служебных обязанностей119.
Однако в юридической литературе существовала и иная точка зрения: «Общие положения ответственности за причинение вреда … не могут быть применены к воинским организациям в отношении повреждения здоровья военнослужащих»120. Данная точка зрения еще в 1960-х гг. поддерживалась судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда СССР121.
В качестве причинителя вреда военнослужащим следует рассматривать государство в лице Российской Федерации. Во всех нормативных актах122, регулирующих возмещение вреда военнослужащим и приравненным к ним лицам, подчеркивается, что военнослужащие находятся под защитой государства, которое обязуется возмещать им вред из средств своего бюджета123.
В качестве причинителя вреда государство выступает и в правоотношениях по возмещению вреда потерпевшим – сотрудникам правоохранительных и некоторых других государственных органов: сотрудникам милиции, работникам прокуратуры, судьям, сотрудникам государственной налоговой службы и др. На основании ст. 1084 ГК РФ они также имеют право на возмещение вреда, причиненного здоровью, по нормам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Государство обязано возместить вред данной категории граждан только тогда, когда они пострадали при выполнении своих должностных обязанностей.
§ 3. Соотношение общих и специальных норм, регулирующих возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей
Первым и важнейшим из нормативных правовых актов в сфере регулирования обязательств вследствие причинения вреда здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей является Конституция РФ124. Согласно общей норме, закрепленной в ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (п. 2 ст. 7 Конституции РФ). Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на охрану здоровья (п. 3 ст. 37, п. 1 ст. 41 Конституции РФ). Верховенство конституционных норм над всеми законами и тем более подзаконными актами позволяет гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых (служебных) обязанностей, в необходимых случаях обращаться при защите своих прав прямо и непосредственно к конституционным нормам. И такие случаи есть. Так, в марте 1996 г. Конституционный Суд РФ, опираясь на нормы Конституции РФ, установил справедливость притязаний гражданина В.С. Корнилова, который в 1957 г. подвергся воздействию радиации в результате производственной травмы125.
Обязанность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, закреплена в ст. 2 ТК РФ. Это право конкретизировано в положениях гл. 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения вреда») и в специальных законах – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) «Об основах обязательного социального страхования»126.
В регулировании
института возмещения вреда здоровью
работника нормы различных
Вместе с тем, в институте обязательств из причинения вреда здоровью работников центральное место занимают нормы Гражданского кодекса РФ, которые сосредоточены в гл. 59. В этой главе установлены не только общие положения о возмещении вреда, но содержатся и специальные нормы.
Значение общих и специальных норм в гражданском праве. Нормы гражданского права подразделяются на две большие группы: общие нормы, которые применяются ко всем или большинству институтов (общая часть), и специальные нормы, относящиеся к отдельным институтам (особенная часть). Аналогичное деление имеет и раздел гражданско-правовых обязательств, который состоит из институтов общей и особенной частей обязательственного права. Такой же закономерности подчинена и структура обязательств вследствие причинения вреда: нормы этого института делятся на общие и специальные. Таким образом, структура норм института обязательств вследствие причинения вреда подчинена единым правилам построения системы гражданского права и отдельных ее разделов.
К общим относятся нормы, имеющие общее значение для всего института. Так, общей нормой является ст. 1064 ГК РФ, которая предусматривает общее основание (условия) ответственности за внедоговорный вред (наличие вреда; противоправность действий (бездействия); причинно-необходимая связь; вина). Перечисленные условия признаются общими потому, что для возникновения обязательств по возмещению вреда их наличие необходимо всегда, кроме случаев, предусмотренных специальным законом.
Примерами норм общего характера могут быть также статьи 1066, 1067, 1080, 1081-1083, 1099-1101 ГК РФ. Данные нормы предусматривают обстоятельства, освобождающие от обязанности по возмещению вреда, определяют основания компенсации морального вреда и иные положения общего характера.
Общие нормы института обязательств вследствие причинения вреда применяются ко всем отношениям, если они не урегулированы иначе специальной нормой127. Ведь «применение норм общей части к конкретным институтам должно иметь место и при отсутствии ссылок на них в специальных нормах».
Таково назначение общих норм в гражданском праве вообще и в обязательствах вследствие причинения вреда в частности.
Если закон изменяет, ограничивает или расширяет круг условий, необходимых для возникновения ответственности за вред, то эти условия (основания) считаются специальными, а содержащая их норма именуется специальной нормой. Специальные нормы рассматриваемого правового института регулируют не все, а лишь часть отношений данного рода. Этим они отличаются от общих норм.
Особенность специальной нормы состоит в том, что если этой нормой какой-либо вид отношений урегулирован иначе, чем общей нормой, то для разрешения спора применяют специальную норму128.
К специальным относятся нормы, предусматривающие ответственность за вред, причиненный работником юридического лица или гражданина (ст. 1068 ГК РФ); актами власти (ст. 1069 ГК РФ); органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ); малолетними и несовершеннолетними (ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ); недееспособными и ограниченно дееспособными (ст. ст. 1076, 1077 ГК РФ); деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). К этой же группе относятся нормы, устанавливающие порядок и способы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (§ 2 гл. 59 ГК РФ).
Деление гражданско-правовых норм на общие и специальные имеет огромное теоретическое и практическое значение. Законодатель при установлении специальных оснований возмещения вреда исходит из общих условий ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда. Однако, учитывая характер правонарушения и причиненного вреда, отдельные стороны некоторых видов отношений по его возмещению регулирует несколько иначе. Если же закон не предусматривает необходимость соблюдения специальных условий для возложения обязанности по возмещению вреда или специальная норма еще не принята, то ответственность наступает на общих основаниях по правилам ст. 1064 ГК РФ.
Соотношение общих и специальных норм обязательств вследствие причинения вреда, в частности вследствие причинения вреда здоровью гражданина, в том числе работника, является сложным. Норма, будучи специальной по отношению к общей норме (например, к ст. 1064 ГК РФ), может одновременно выступать в качестве общей по отношению к другой специальной норме. Так, в ст. 1064 ГК РФ установлены общие основания ответственности за вред. Статья 1068 ГК РФ по отношению к ст. 1064 ГК РФ является нормой специальной, поскольку ею урегулирована лишь часть обязательств по возмещению вреда – вреда, причиненного работником юридического лица (гражданина) при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В свою очередь ст. 1068 ГК РФ является общей по отношению к некоторым статьям ГК РФ, в частности к ст. 1084, в которой регламентируется порядок возмещения лишь такого вреда, который возник в результате повреждения здоровья или смерти гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что общая норма ст. 1064 ГК РФ распространяется на причинение вреда (в том числе и здоровью работника) при обычной деятельности. Правила специальной нормы ст. 1079 ГК РФ относятся к вредным последствиям деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих (источник повышенной опасности). Условия ответственности по специальной норме ст. 1084 ГК РФ за вред, причиненный здоровью гражданина в связи с исполнением обязательств по договору, зависят от того, с какой из двух названных норм она сочетается. Если со ст. 1064 ГК РФ, то ответственность причинителя возникает лишь при наличии его вины. Если со ст. 1079 ГК РФ – независимо от его вины в причинении вреда здоровью гражданина. При этом ст. 1079 ГК РФ будет выступать в качестве общей по отношению к ст. 1084 ГК РФ.
В свою очередь и сама ст. 1084 ГК РФ является общей нормой, в целом регулирующей отношения по возмещению вреда здоровью (жизни) при исполнении договорных обязательств. В ней установлен принцип, в соответствии с которым вред, причиненный здоровью гражданина при исполнении договорных обязанностей, возмещается по правилам главы 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Если законом установлен повышенный размер ответственности за повреждение здоровья или смерть гражданина, то он по отношению к ст. 1084 ГК РФ действует как специальный. Однако такая формулировка ст. 1084 ГК РФ о пределах применения иных нормативных правовых актов вовсе не означает, что не подлежит применению ранее принятое законодательство, которое не содержит норм о более высокой ответственности причинителя вреда. Это законодательство сохраняет свое значение, если оно не противоречит части второй ГК РФ, не ухудшает положения потерпевшего и содержит специальные нормы, которые не предусмотрены гл. 59 ГК РФ. В ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»129 и в ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»130 прямо установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой и частью второй Кодекса они применяются постольку, поскольку не противоречат им.
В период с 1991г. по настоящее время Верховным Советом РФ и Государственной Думой РФ было принято много законов, в которых содержатся нормы, регламентирующие порядок возмещения вреда в связи с его причинением, как определенным объектам, так и отдельным категориям граждан, в том числе работникам (служащим). Все они по отношению к нормам гл. 59 ГК РФ выступают в качестве специальных норм.
Видное место занимают Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан131, которые, в частности, включают раздел XII «Ответственность за причинение вреда здоровью граждан».
Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работников (служащих) отдельных категорий (военнослужащих, сотрудников милиции, судей, судебных приставов, прокуроров и др.), регламентируется специальными статьями соответствующих законов. Например, ст. 29 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I (ред. от 02.10.2007) «О милиции»132; ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I (ред. от 24.07.2007с изм. от 31.01.2008) «О статусе судей в Российской Федерации»133; ст. 45 Федерального закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»134; ст. 22 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 14.02.2007) «О внешней разведке»135; ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О судебных приставах»136; ст.ст. 16, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 01.12.2008) «О статусе военнослужащих».