Таможенно – тарифный метод регулирования внешнеторго-вой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства.

Файлы: 1 файл

Таможенное право.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 

Юридический факультет 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  курсу Правовое регулирование внешнеэкономической

         деятельности

      на  тему Таможенно – тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности 
       

выполнил  студент:    заочного отделения 6 курса

                   Группа  СГрП – 606

                   Зачетная  книжка № 24ю 08307

                   Шипицына  Наталья Александровна 

проверил:      ______________________________ 
 

Дата  сдачи курсовой работы :  «__»__________________2012г.

Дата  защиты:     «__»__________________2012г. 

Оценка: __________________ 
 

2012

     Оглавление 

     Введение

     Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

     В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с  совершением экспортных и импортных  операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть федерального бюджета. О фискальном значении внешнеторгового регулирования говорит тот факт, что почти каждый пятый рубль, поступающий в доходную часть бюджета, собирается таможенными органами При этом в отдельные годы эта доля доходила до одной трети.

     Таможенное  регулирование в Российской Федерации  основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

     Цель  работы - рассмотреть методологию  определения таможенных пошлин и ее значение в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

     1. рассмотреть виды таможенных  пошлин и их функции;

     2. исследовать порядок уплаты и плательщиков таможенной пошлины в российском законодательстве;

     3. проанализировать деятельность  Федеральной таможенной службы  России;

     4. внести предложения по совершенствованию  механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Объектом данной курсовой работы является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.

     Методологической  основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа  исследуемых проблем.

     В работе использовался анализ исследований по проблемам таможенного права, торгового международного права. А также был произведен сравнительный анализ правовых позиций российских ученых.

     Глава 1. Методология определения таможенных пошлин

     1.1 Виды таможенных  пошлин и их  функции

     В Федеральном законе «О таможенном тарифе» таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации [3] .

     В зависимости от характера условий  внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли.

     В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.

     Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [11. C. 57].

     Вывозные  таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров.

     В США, например, экспортные пошлины запрещены  законодательно. В других развитых странах они также не применяются.

     Транзитные  таможенные пошлины применяются  к товарам, перевозимым транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. В России этот вид пошлин н

     Сезонные  пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

     Особые  виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

     Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе  на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

     Антидемпинговая пошлина – рассматривается как  составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом [18. C. 122].

     Компенсационные пошлины взимаются при импорте  тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

     Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной  меры и взимается таможенными  органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

     Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

     Специальная пошлина – пошлина, которая применяется  при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины [10. C. 40].

     Обычно  особые виды пошлин применяются страной  либо в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

     Специальные, антидемпинговые и компенсационные  пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

     Обязательным  условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли  российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия "существенный ущерб" содержится в Антидемпинговом кодексе ГАТТ-ВТО 1994 г. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности [6. C. 93].

     Антидемпинговая пошлина применяется в отношении  товара, поставляемого всеми экспортерами, являющегося предметом демпингового импорта и причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара тех экспортеров, которые приняли обязательства.

     Ставка  антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.

     Ставка  компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортированного товара.

     Различные виды таможенных пошлин являются инструментом реализации функций таможенной пошлины.

     В настоящее время отсутствует  общепринятое представление о функциях таможенных пошлин. Целесообразно выделить три основные функции таможенной пошлины: регулирующую, защитную и фискальную.

     В регулирующей функции таможенная пошлина  используется для поддержания на внутреннем рынке необходимого соотношения в рентабельности реализации импортных товаров и производства отечественных товаров и эффективности их потребления, а также в рентабельности поставки одних и тех же товаров на экспорт и внутренний рынок. Регулирующая функция таможенной пошлины может перерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров.

     Фискальная  функция таможенной пошлины при  импорте товаров, аналоги которых производятся в данной стране, и при экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, является подчиненной ее регулирующей функции. Величина таможенной пошлины и, следовательно, платеж в бюджет будет зависеть от соотношения затрат и цен на импортную и отечественную продукцию.

     При импорте товаров, аналоги которых  не производятся в стране, фискальная функция в большей мере приобретает самостоятельное значение. На такие товары таможенные пошлины устанавливаются с учетом возможностей увеличения доходов бюджета.

Информация о работе Таможенно – тарифный метод регулирования внешнеторго-вой деятельности