Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:13, реферат
Энергию, как и любой другой потребляемый человеком продукт, нужно покупать. Тарифное и ценовое регулирование играет неотъемлемо важную роль в энергосбережении, так как оно, путём вычислений, находит настоящую стоимость той тепло -,электро- и др.энергии, которую люди используют повседневно.
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра
технологии важнейших отраслей промышленности
РЕФЕРАТ
На тему:
Ценовое и тарифное регулирование энергосбережения
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка ФЭУТ,
1 курс, ДГС-2
ПРОВЕРИЛА
Минск 2011
Энергию, как
и любой другой потребляемый человеком
продукт, нужно покупать. Тарифное и
ценовое регулирование играет неотъемлемо
важную роль в энергосбережении,
так как оно, путём вычислений, находит
настоящую стоимость той тепло -,электро-
и др.энергии, которую люди используют
повседневно.
Производство энергии всегда связанно с эксплуатационными расходами, которые определяют себестоимость энергии. При расчёте себестоимости выделяют следующие статьи затрат:
Анализ вышеприведённых статей расходов показывает, что основную долю всех затрат составляют затраты на топливо.
Один из основных
вопросов в энергетике для экономистов
— исчисление себестоимости. И, действительно,
энергия — не Вещественный продукт,
ее нельзя попробовать на вкус или потрогать.
В отличие от промышленности формирование
себестоимости в энергетике имеет ряд
особенностей:
1. Себестоимость энергии исчисляет
франко-потребитель, т.е. учитываются затраты
не только на производство, но и на передачу
и распределение энергии. Это обусловлено
жесткой и неразрывной связью между производством
и передачей энергии.
2. Отсутствие незавершенного производства
ведет к тому, что издержки производства
за определенный отрезок времени полностью
могут быть отнесены на себестоимость
произведенной энергии.
3. Значительное влияние режима производства
энергии обусловливает необходимость
деления затрат на условно-переменные
и условно-постоянные. При этом первые
пропорциональны объему производства,
а вторые мало зависят от режима производства.
В результате появляется зависимость
производства и распределения энергии
от числа часов использования установленной
мощности.
4. На величину себестоимости энергии
оказывает влияние наличие расходов по
содержанию резерва мощности на электростанциях
и в электросетях (например, топливо для
обеспечения бесперебойности энергоснабжения
потребителей).
5. Уровень себестоимости энергии может
значительно изменяться по отдельным
типам электростанций и по энергообъединениям.
Для технико-экономических
расчетов, связанных с перспективными
оценками затрат, используется классификация
по экономическим элементам. Процентное
соотношение экономических элементов
в общей сумме издержек представляет их
структуру. В отличие от структуры себестоимости
продукции в других отраслях промышленности
в энергетике не выделяют затраты на сырье
и основные материалы.
Структура затрат на производство энергии
неодинакова для различных энергетических
объектов. Так, для ТЭС наибольший удельный
вес имеют затраты на топливо, а для ГЭС
— затраты на амортизацию, достигающие
более 80 %. При производстве электроэнергии
на ТЭЦ её себестоимость существенно зависит
от типа турбин, начальных и конечных параметров
пара, параметров отпускаемого тепла,
доли выработки электроэнергии по теплофикационному
режиму. Производство же электроэнергии
на ГЭС в значительной степени зависит
от природных факторов. Себестоимость
электроэнергии, выработанной на ГЭС,
в 5-6 раз ниже себестоимости электроэнергии,
произведённой на ТЭС.
Кроме производства,
энергия должна быть доставлена непосредственно
потребителю. Поэтому полная себестоимость
энергии определяется совокупностью расходов
на производство, передачу, распределение
и доставку энергии потребителям.
В целом для энергетического производства
важнейшими элементами затрат являются
затраты на топливо SТ, на амортизацию Sам,
заработная платаSЗ.П. и прочие расходы Sпр.
При проведении сравнительных технико-экономических
расчетов на стадии проектных и предпроектных
работ нет необходимости определять затраты
по всем экономическим элементам. Три
элемента затрат — топливо, амортизация
и заработная плата — вместе составляют
90—93 % от общей суммы затрат. Поэтому суммарные
эксплуатационные расходы можно укрупнено
выразить следующим образом (р./год):
S = SТ+ Sам+
Sз.п+ Sпр.
Затраты на топливо:
ST=ЦТВ=ЦТbэWз
, где
Цт — средневзвешенная цена 1 т условного топлива, р./т;
В — годовой расход условного топлива, т/год;
bэ — удельный расход топлива на 1 кВт/ч электроэнергии, г/кВт/ч;
Wэ —
отпуск электроэнергии, кВт/ч.
Для исчисления себестоимости энергии
на тепловых электростанциях и в котельных
используется множество методов. Один
из самых интересных — метод "отключений".
Смысл заключается в том, что из суммарных
затрат комбинированного производства
исключаются затраты на побочные продукты,
которые оцениваются по себестоимости
их производства или по ценам.
Ключевым звеном в экономическом механизме
стимулирования энергосбережения является
система тарифов на энергоносители. Общий
принцип тарифообразования в условиях
регулируемой рыночной экономики заключается
в соответствии тарифов на энергоносители
и цен на топливо для всех категорий потребителей
(промышленность, транспорт, энергетика,
сельское хозяйство, коммунально-бытовой
сектор) фактическим затратам на производство
и транспорт всех видов энергоносителей.
С одной стороны, система тарифов служит
важным элементом системы управления
энергосбережением, с другой - средством
государственного регулирования взаимоотношений
поставщиков и потребителей энергии для
реализации энергетической политики.
Термин «тарифы» происходит от арабского
«тариф», что переводится как «обозначение»,
«определение» и означает систему ставок,
по которым взимается плата за услуги
производственного и потребительского
назначения как за продукцию, которая
относится к особого рода потребительской
стоимости, доставляемой трудом, оказывающим
услугу не только в вещественной форме,
но прежде всего в форме деятельности.
Тарифы, в том числе на электрическую и
тепловую энергию, воду, газ, являются
разновидностью монопольной цены, отличаются
от цен на вещественную продукцию относительно
большей устойчивостью и более сложным
дифференцированием ставок, в большей
степени подвержены государственному
регулированию. Тарифы, как и цены, представляют
собой денежное выражение стоимости и
продукции и призваны возмещать сумму
всех затрат предприятия на производство
и продажу продукции, обеспечивая прибыль.
В СССР в доперестроечные времена, в эпоху
дешевых энергоресурсов и безусловной
монополии их поставщиков, применялись
весьма примитивные тарифы, не отражавшие
фактических затрат на производство и
доставку энергоресурсов, не стимулировавшие
ни производителей, ни потребителей к
их эффективному использованию. Доля затрат
на ТЭР в себестоимости продукции промышленного
производства (энергетическая составляющая)
составляла 5-7% и далеко не отражала их
действительную стоимость. Низкая плата
населения за коммунальные услуги обеспечивалась
значительными необоснованными дотациями
из государственного бюджета. Таким образом,
действовавшая система тарифов способствовала
энергозатратному характеру экономики.
Экономический кризис 90-х гг. в странах
СНГ, вызванный разрывом производственных
связей между бывшими республиками, изменением
социально-экономических отношений в
них, привел к энергетическому кризису,
одним из признаков которого является
отсутствие системы тарифов, отвечающей
стабильному развитию и прогрессу экономики.
В Беларуси цены на энергоносители резко
возросли. Сложилась порочная практика
перекрестного субсидирования на оплату
за энергоносители, которая не стимулирует
потребителей к эффективному энергопользованию.
Суть ее состоит в том, что промышленные
предприятия при оплате за энергию вынуждены
покрывать льготы, предоставленные населению
и сельскому хозяйству. Большинство стран
мира устанавливают соотношение тарифов
на энергию для промышленности и населения
в пределах 1:(1,6-2,7), т. е. тариф для населения
в 1,8-2,7 раза выше среднего тарифа промышленных
потребителей. В нашей республике промышленность
платит за 1 кВт-ч электроэнергии примерно
в 3,5 раза больше коммунально-бытового
сектора. Такая практика перекрёстного
субсидирования приводит к комплексу
негативных последствий:
отсутствия централизованного
горячего водоснабжения и газового
водонагревателя.
Отпуск газа населению для отопления нежилых
помещений (теплиц, мастерских но ремонту
техники, гаражей, для различного рода
производственных и сельскохозяйственных
работ, спортивных занятий и т. и.) производится
по ценам, установленным для промышленных
потребителей. При этом при наличии отдельного
счётчика газа в этих помещениях расчёт
производится по показаниям счётчика,
при отсутствии счетчика - по утверждённым
нормам расхода газа на 1 кв. м отапливаемой
площади.
Отпуск газа сжиженного для бытовых нужд
в баллонах весом 21 кг (50 л) сверх установленных
норм производится по ценам, формируемым
предприятиями газового хозяйства, в соответствии
с действующими нормативными документами
по ценообразованию без начисления прибыли.
Розничные цены на твердое топливо устанавливают
исполкомы областных и Минского городского
Советов депутатов.
Тепловая энергия в Республике Беларусь
продаётся по одноставочному тарифу. Тариф
дифференцируется по энергосистемам и
параметрам отпускаемой тепловой энергии
(отборный, острый и редуцированный пар).
При понижении параметров отпускаемой
тепловой энергии уменьшается её потребительская
ценность, Это ведёт к снижению тарифа.
Стоимость тепловой энергии в паре и горячей
воде определяется тарифами за 1 Гкал согласно
паспортным параметрам котлов или отборов
турбин на коллекторе ТЭЦ (котельной).
При этом количество тепловой энергии
в паре, поступающем потребителю, определяется
как произведение весового количества
пара на его теплосодержание, обусловленное
договором при установленных параметрах
пара, и учитывается на границе раздела
тепловых сетей энергоснабжающей организации
и потребителя. Граница раздела определяется
по балансовой принадлежности тепловых
сетей.
На тепловую энергию тарифы устанавливаются
с учётом возврата конденсата. За невозвращённый
конденсат потребитель должен платить
дополнительно (на 10-20% больше), Стимулирование
потребителей к возврату конденсата является
одним из путей решения задач энергосбережения.
Развитие тарифных систем во всей мировой
практике направлено на гармонизацию
интересов поставщиков, потребителей
энергии и государства.
В Республике Беларусь взят стратегический курс на создание регулируемой рыночной экономики. Так как государство обладает естественной монополией на энергосбережение , то оно и устанавливает тарифы на энергию. При этом основными принципами являются следующие:
Тарифы на тепло- и электроэнергию предполагается определять в условиях свободы экономической конкуренции между производителями энергии на основе рыночного механизма взаимодействия цены и спроса на энергопродукцию. В республике в качестве конкурентов энергосистемы выступают:
Так что, существует вполне определённый интервал ,в котором государственная энергосистема может регулировать тарифы в интересах своего развития и наибольшей прибыли и обеспечивать при этом сохранение лидирующего положения на рынке энергии. Верхняя граница этого интервала определяется стоимостью производства энергии вышеназванными альтернативными энергоисточниками. Нижняя граница – рентабельностью ЭС при обеспечении нормативных удельных расходов топлива, потерь энергии при её транспорте и затрат на эксплуатацию энергоисточников и энергосетей.
Государство, регулируя тарифы , управляет процессами централизации и децентрализации энергоснабжения путём выбора и допуска на рынок энергии альтернативных энергоисточников – конкурентов энергосистеме. Регулирование тарифов позволяет также предупредить массовое использование электроэнергии для целей теплоснабжения.
Существует критическое соотношение тарифов на тепловую и электрическую энергию, которое не должно превышаться, так как потребителю становится выгодно использовать электроэнергию для отопления. Это недопустимо: КПД преобразования топлива в тепловую и электрическую энергию соответственно равен 85-93% и 30-39%, следовательно ,будет происходить перерасход ПЭР в 2,5-3 раза при больших выбросах вредных веществ в атмосферу.
Государство может установить льготные энергетические тарифы для отдельных предприятий , продукция которых пользуется спросом на внешнем рынке, тем самым повысить её конкурентоспособность за счёт снижения энергетической составляющей в себестоимости продукции.
Информация о работе Ценовое и тарифное регулирование энергосбережения