Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:53, реферат
Актуальность темы исследования. Интенсификация правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, расширение сферы законодательного и - шире - вообще нормативно-правового регулирования, отмечающиеся в последнее десятилетие, требуют не только новых практических подходов к проблемам законодательного процесса, юридической техники, правотворчества, но и нового теоретико-правового, философского их осмысления.
Язык в первом значении - понятие довольно абстрактное (поскольку можно говорить и о языках животного мира, и о языках неживой природы, и о языках искусственного интеллекта и т.д.), исследуемое самыми различными науками, в особенности же семиотикой, то язык во втором значении - вполне конкретное понятие (например, русский язык, английский язык и т.д.), являющееся предметом изучения прежде всего филологических наук, в частности, лингвистики.
Язык естественный относится к абстрактному "языку вообще" как вид к роду. Естественный язык - наиболее совершенная и наиболее распространенная в человеческой коммуникации знаковая система. В данной работе под термином "язык" понимается, как правило, язык естественный.
Независимо от конкретного подхода, можно вычленить несколько характерных признаков, свойственных любому языку - как естественному, так и искусственному. Ниже попробуем сравнить эти признаки с признаками права.
1). Системность. Как право,
так и язык являются
10
2). Иерархичность. Поскольку
и право, и язык - системы, то
обоим им присуще обязательное
внутрисистемное свойство
3). Нормативность. И право,
и язык суть системы
Что представляет собой языковая
норма (на примере норм естественного
языка, где нормативность проявляется
наиболее выпукло)? "Языковая норма
- это единообразное, образцовое, общепризнанное
употребление элементов языка; правила
использования речевых средств
в определенный период литературного
языка"[14]. Как мы видим, языковые
нормы по сути своей лишены санкций,
аналогичных санкциям норм правовых,
а если они подкрепляются силой
государственного принуждения (как
это бывает в некоторых государствах),
то в таком случае следует говорить
о поглощении языковых норм правовыми.
Во-вторых, соблюдение этих норм людьми
имеет разнопорядковый
4). Знаковость. Всякий язык
есть знаковая система, т.е.
упорядоченная,
Материален ли или идеален знак? И на этот вопрос среди специалистов соглашения не достигнуто. Например, А.Ф. Лосев полагал, что "всякий знак... возможен только как область чистого смысла, освобожденная от всякой материи и какой бы то ни было субстанции"[16].
Ю.В. Ивлев считает, что знак материален. Согласно его определению, знак - это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта[17].
11
По мнению Б.Т. Домбровского, разделяемому и автором этой работы, необходимо различать знаки в абстрактном и конкретном смыслах[18]. Абстрактный знак есть общее понятие, используемое в теоретических исследованиях. Такой знак, без сомнения, идеален. На практике мы сталкиваемся с конкретными материальными проявлениями этого знака, его экземплярами, т.н. инскрипциями. Поэтому когда мы говорим, о значении конкретного знака, воспринимаемого нами в данный момент, мы говорим о знаке-экземпляре. Если же мы рассуждаем о значении некоторого знака вообще, не имея его в данный момент перед глазами, мы оперируем абстрактным образом такого знака.
Знаки, в зависимости от их сущности и генезиса, подразделяются на естественноязыковые (слова, предложения, лексемы и т.п.) и знаки искусственных языков, созданных человеком (индексы, неязыковые символы, копии, эмблемы, формулы и т.п.). Особым родом являются биосемиотические знаки (знаки "языков" животных).
Каждый знак наделен своим значением (т.е. выражает определенное понятие), которое, в свою очередь, соответствуют некоторому предмету, явлению окружающего (материального или идеального) мира, т.н. денотату.
Любая знаковая система - это
язык (в широком смысле этого слова),
поскольку язык является универсальным
и единственно возможным
Можно смело утверждать, что знаковость - уникальное качество языка. Все иные объекты и явления идеального свойства, будь то этика, эстетика, наука, объективируются через язык, через знаковые системы. В связи с этим различаются гомоморфные знаковые системы (которые оперируют только какой-то одной категорией знаков) и изоморфные (оперируют знаками, относящимися к разным языкам).
Иногда право склонны
трактовать как некоторую самостоятельную
знаковую систему, не зависящую от языка.
В частности, крупнейшая американская
ученая в области семиотики права
Роберта Кевельзон в своей
фундаментальной монографии "Право
как знаковая система" пишет: "Право
является одной из знаковых систем,
как и другие социальные институты,
в том числе язык, экономика, политика,
семья и т.д."[19]. Из отечественных
авторов аналогичной точки
Автор этого исследования
не может согласиться с таким
подходом, т.к. в нем видится неразличение
права как осмысленной воли государства
(идеального явления) и объективированным
существованием этой воли в знаковой
форме. Объективация права - его обозначение
- сложный и постепенный процесс,
в результате которого право обретает
привычные нам знаковые формы
существования. Объективированное
право - это "перевод" (причем зачастую
неадекватный) воли в язык при помощи
определенной знаковой системы. Другое
дело, что "для-других-бытие" объективированного
права стереотипно
Следовательно, право нельзя рассматривать в качестве самостоятельной знаковой сущности: вся его знаковость - языковая знаковость; правовой знак - прежде всего языковой знак.
Но диалектический метод познания подсказывает, что такая прямолинейность выглядела бы большим упрощением. И действительно, в семиотике существует понятие
12
"семиотического круга",
подразумевающее цикличность
С этой точки зрения, само объективированное право, взятое в виде совокупности текстов, снабженных необходимыми атрибутами, является, безусловно, знаковой (точнее, символической) системой, воплощающей понятия Власти, Государства и т.д. Например, наличие в стране октроированной конституции есть знак монархии, наличие законодательства о референдуме обозначает существование (реальное или формальное) институтов прямой демократии и т.д. Но это уже другой пласт семиозиса (процесса образования и функционирования знаков), где фокус восприятия направлен не столько на содержание, сколько на форму. Тексты правовых актов предстают в этом случае не в качестве знаков, обозначающих конкретные нормативные суждения законодателя, а в качестве символов, выражающих определенные идеи. Но здесь они уже отчуждены от права как такового, а приобретают характер знаков-символов определенных изоморфных семиотических систем ("язык политики", "язык философии" и т.д.).
5).Государственно-властный
характер. Относительно этой
Таким образом, мы приходим к выводу, что общим и у языка и у права как социальных феноменов являются свойства системности, нормативности и иерархичности. Но в каждой из систем указанные свойства наполняются разным содержанием. Особенным же применительно к праву следует признать его государственно-властный характер, а применительно к языку - его знаковость.
Третий параграф главы I («Объективное и субъективное в отношении «язык - право») посвящен выяснению субъективного и объективного в отношениях права и языка. Отношения права и языка имеют, по мнению автора диссертации, два структурных уровня. На первом из них происходит объективация права в языке, его обозначение. Этот уровень задан такой уникальной характеристикой языка как знаковость. Доминирующая роль на этом уровне принадлежит языку и опосредованным им семиотическим процессам. Мы можем назвать этот уровень объективным, поскольку такое взаимодействие двух феноменов предопределяется самой сущностью языка, его возможностью обозначать, выражать идеальные категории, делать их доступными к познанию и применению.
Второй уровень характерен
тем, что язык, языковая ситуация, общественные
отношения, возникающие в связи
с использованием языка, здесь выступают
уже как объекты правового
регулирования, что объясняется
наличием такой уникальной характеристики
права как государственно-
характеристики соотношения
права и языка, поскольку правовыми
средствами, по большому счету, невозможно
повлиять на внутренний строй, структуру
естественного языка, развитие которых
подчиняется своим собственным
закономерностям, а возможно лишь упорядочить
использование естественно-
Таким образом, характеристика соотношения понятий "право" и "язык" бинарна: язык репрезентует право, давая ему тем самым возможность регулировать самое себя.
Объективная характеристика. Природа правовых норм - волевая. По своей сути они представляют собой акты волеизъявления государства (веления, воления), направленные на упорядочивание социальных отношений. Понятие "воля государства" представляется довольно сложным. Это связано, во-первых, с вопросом о том, является ли данная воля
13
суммой (либо компромиссом) воль персонифицированных носителей государственной власти (парламентариев, президента, монарха и т.д.) или же представляет собой некоторую относительно самостоятельную субстанцию; во-вторых, можно ли вообще говорить о воле субъекта, не обладающего конкретными физиологическими характеристиками.
Так, Л.Ф. Корецкая полагает, что воля по своей общественной функции возможна только как воля индивида, включенного в общество. Социальное содержание воли обуславливается процессами, происходящими в обществе, однако собственно носителем воли может рассматриваться только индивид с его психофизиологическими характеристиками[22].
Очевидно, что подобная трактовка воли способна привести если не к отрицанию наличия обособленной воли у коллективных социальных субъектов, то к существенным ограничениям в ее понимании. Воля коллективного социального субъекта (в частности, государства), при сугубо физиологическом подходе к проблеме воли вообще, будет неизбежно оцениваться лишь как совокупность воль индивидуальных субъектов, образующих субъект коллективный. Но это вступает в противоречие с пониманием сущности государства как явления, хотя и социального, но при этом отчужденного от общества.
Если воля государства есть всего лишь совокупность воль индивидуумов - носителей государственной власти, то становится проблематичным свойство обязательности такой воли для всех иных социальных субъектов. Кроме того, исчезает важная характеристика, позволяющая дифференцировать конкретное и абстрактное в феномене государства, что чревато, в свою очередь, отождествлением государства с определенной личностью или группой таких личностей.