Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

Разработка конституционных проектов начала XIX века связана с именем М.М. Сперанского – выдающегося государственного деятеля, ближайшего советника императора, одного из самых образованных людей своего времени. Идеалом государственно-политического устройства была для него конституционная монархия, при которой власть монарха приобрела статус подзаконной. При этом главным принципом организации власти М.М. Сперанский считал разделение властей. Законодательную власть он предполагал вручить двухпалатной Думе. Организация местного самоуправления, по его мнению, должна была строиться на основе коллегиального управления посредством представительных органов – губернских, уездных и волостных Дум.

Сперанский предлагал отменить крепостное право, но не выступал против сословного деления общества и сословных привилегий. Реализация либерального проекта, предложенного М.М. Сперанским, привела бы к модернизации государственно-политических устоев России и ликвидации основного архаизма феодально-крепостнической системы – абсолютизма. Однако из-за сопротивления консервативных политических сил планам Сперанского не суждено было сбыться.

Необходимость реформирования российской государственности на конституционных основаниях была очевидна многим представителям прогрессивной общественности. Несмотря на различия в правовых и политических взглядах М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина, Н.Н. Муравьёва, П.И. Пестеля и других представителей отечественного либерализма, все они стремились ввести принципы законности в функционирование органов власти с целью ограничения произвола монархии. На смену бесправным подданным, по их мнению, должны были прийти граждане, обладавшие правами и обязанностями. В это время были выработаны десятки конституционных проектов, но ни один из них не был реализован в политической практике.

После поражения России в Крымской войне и подписания унизительного Парижского мира в 1856 г. наиболее отчетливо проявилась отсталость самодержавного строя и крепостничества. Страна не могла далее развиваться без радикальных преобразований. Александром II, названным современниками "великим", бала проведена серия буржуазных реформ, способствовавших устранению феодальных пережитков и созданию благоприятных условий для развития прогрессивных буржуазных отношений. Среди них были отмена крепостного права, военная, судебная, губернская и земская реформы. Несмотря на свой ограниченный характер, они способствовали демократизации российского общества и формированию конституционных основ функционирования власти. Однако наступившая после убийства 1 марта 1881 г. Александра II политическая реакция прервала конституционный процесс в России.

Следующий этап истории российского конституционализма связан с событиями конца XIX-начала XX века, когда обострился социально-политический кризис, приведший к первой русской революции. Её важнейшим результатом стало подписание 17 октября 1905 г. Николаем II Манифеста, учредившего в России конституционную монархию и провозгласившего создание первого в истории страны представительного органа власти - Государственной Думы. Этот исторический документ даровал россиянам права и свободы, включая избирательное право, и легализовал многопартийность. Законодательным органом власти провозглашалась Государственная Дума, формировавшаяся на основе выборности. Тем самым закладывались основы политического плюрализма в стране,что является важнейшим принципом существования гражданского общества и правового государства.

После завершения революции 1905-1907 гг. наметилась тенденция к сокращению полномочий Государственной Думы и введению ещё более консервативной избирательной системы.

Становление российского парламентаризма сопровождалось рядом объективных и субъективных трудностей. Традиции российского самодержавия насчитывали многие столетия, что обусловило огромную силу сопротивления прогрессивным тенденциям. Самодержавие опиралось на дворянство и другие консервативные слои общества, обладавшие огромными финансовыми возможностями и политическим влиянием. Бюрократическое чиновничество также тормозило развитие прогрессивных политических и экономических явлений. Устойчивость абсолютистских традиций объяснялась отставанием России в социально-экономическом развитии, длительным сохранением феодально-крепостнических пережитков. Поэтому буржуазия как оппозиционная самодержавию сила и носительница конституционных настроений стала складываться здесь гораздо позже, чем в Европе. Буржуазно-демократическая революция, прекратившая существование в России абсолютизма, произошла лишь в 1905 г. Важным обстоятельством, препятствовавшим становлению российской традиции конституционализма, был особый тип общественного сознания и его важнейшей составляющей – правосознания. Тоталитарный тип мышления, патернализм, правовой нигилизм, общинность и соборность обусловили господство отношений подданничества и подчинения, которые препятствовали формированию гражданских идеалов.

Во время Февральской революции 26 февраля 1917 г. Николай II отрёкся от престола, и управление страной перешло к Временному правительству, большинство в котором составляли представители либерально-демократических партий. 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. Временное правительство взяло курс на подготовку конституционной реформы и созыв конституционного совещания. Однако глобальный кризис, вызванный войной, не позволил демократической власти реализовать свою альтернативу.  После прихода к власти большевистских сил в стране произошло свертывание демократических традиций и установление тоталитарной диктатуры.

В советский период конституционная история была представлена конституциями 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Это были советские социалистические конституции. Провозглашенные в них демократические принципы носили декларативный, формальный характер.

Дальнейшая история российского конституционализма связана со сменой модели общественного развития в конце 80-х годов, когда был провозглашен курс на формирование в российском геополитическом пространстве правового государства и рыночной экономики. Важнейшим фактором становления подлинно демократической государственности и гражданского общества стала конституционная реформа.

Конституционная реформа предполагает изменение основных институтов конституционного строя и переустройство государственных органов. Она отражает общую тенденцию к прогрессу, и, в отличие от революционного процесса, носит созидательный характер.

Новая конституция России была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Конституция РФ имеет приоритетное значение по отношению к конституциям субъектов федерации и другим нормативно-правовым актам. Она обладает высшей юридической силой и прямым действием. Все граждане обязаны соблюдать Конституцию, а законы и другие правовые акты, принимаемые на территории РФ, не должны ей противоречить. Конституция является фундаментом правовой системы, направляющей силой в развитии законодательства. Её отличает особый порядок пересмотра и внесения поправок.

Конституция РФ состоит из введения и двух разделов. Первый включает собственно Конституцию и состоит из 9 глав. Второй раздел посвящён "Заключительным и переходным положениям". Здесь речь идет о прекращении действия прежней конституции, о соотношении конституции и Федеративного договора, о порядке применения законов и иных правовых актов, действовавших прежде. Конституционный строй – это система регулируемых Конституцией экономических, политических, социальных, правовых и нравственных отношений, обеспечивающая подчинение государства и любого лица справедливым, цивилизованным предписаниям. Основная задача Конституции заключается в закреплении основополагающих принципов государства, его отношений с личностью и гражданским обществом. В тексте Конституции эти принципы именуются Основами конституционного строя и составляют главный институт конституционного права.

 

 

 

4. Признаки конституционного государства.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех  сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового  государства, которая базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную  и судебную;

3) взаимная ответственность личности  и государства;

4) реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная  защищенность;

5) политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличие  различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и  правопорядка в обществе.

 

5. Предмет конституционного (государственного) права.

Предмет КП- Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права. Известно, что общественные отношения представляют собой  сложную систему социально значимых связей между людьми. Они пронизывают все сферы жизнедеятельности людей, как в частной, так и в публичной сфере.  Их регулирование осуществляется  различными отраслями права исходя из предмета каждой отрасли. Так, гражданское право регулирует имущественные отношения  и связанные с ними личные неимущественные отношения.    Сфера публичных отношений необходима с целью  формирования и обеспечения целостности общества как единой политической, экономической и социальной государственно-организационной структуры. Такое единство предполагает основополагающие принципы, на которых базируется  жизнедеятельность членов всех социальных структур. , а также особого механизма, обеспечивающего всестороннюю управляемость общественными процессами  через систему публичной власти. Особенность предмета кп состоит в том, что он включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. К предмету данной области относятся только те общественные отношения, которые можно назвать базовыми в жизни.  БАЗОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ- системообразующие, оформляющие целостность общества, его  единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах  политического, экономического и социального устройства. Такие отношения предполагают выделение различных сфер.  Каждая из них выполняет роль  основополагающих  принципов устройства государства и общества.

1. Общественные отношения, определяющие  принципы, на которых основано  устройство государства и общества.

В этих отношениях выявляется  качественная характеристика государства:

суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты гос. власти и способы ее реализации.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ, обобщаются понятием "основы конституционного строя".

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином. Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые

определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина".

3. Поскольку Россия является  федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России "Федеративное устройство".

4. Целостность и единство общества обеспечиваются механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

 

 6. Методы конституционного права.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"