Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка
Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.
Говоря о соотношении конституционно-правовой и других видов юридической ответственности, можно выделить несколько вариантов их раздельного или совместного применения.
В одних случаях применение того или иного вида ответственности может исключить конституционно-правовую ответственность. Например, лица, захватившие власть или присвоившие властные полномочия, привлекаются к уголовной ответственности.
В других случаях применение конституционно-правовой ответственности может исключить необходимость использования какой-либо иной ответственности. Например, отставка министра в связи с его плохой работой, как правило, снимает вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности.
Например, отставка правительства может быть как мерой конституционно-правовой ответственности, когда она наступает в результате ненадлежащего исполнения правительством своих обязанностей, так и мерой политической, когда правительство увольняется с целью разрешения сложившегося в стране политического кризиса.
Однако при этом важно учитывать, что основанием конституционно-правовой ответственности для высших должностных лиц является нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая ответственность означает только то, что занимающее высшую государственную должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной причины.
не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует свой особый порядок ее назначения и исполнения.
Например, порядок отрешения Президента РФ от должности иной, чем, скажем, порядок отмены
незаконного акта или досрочного роспуска того или иного государственного органа и т.д
12. Источники конституционного права в РФ.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы. В юридическом смысле под источником права понимается внешняя форма выражения права, на основании которой у участников
правовых отношений возникают юридические права и обязанности.
Основные источники КП:
1)Правовые обычаи в КП России
(это такое правило поведения,
которое в результате
2)Судебные прецеденты, как источники
КП (Судебные решения становятся
нормами права. Определение судебного
прецедента- такое новое решение
суда, по новому делу, которое
становится образцом
3)Нормативные договоры, как источники
КП (Договор подразумевает под
собой: равенство сторон; добросовестность
отношений; состязательность сторон
в урегулировании споров)
Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора;
4)Нормативно-правовые акты- изданный
в особом порядке, уполномоченным
субъектом, устанавливающий, изменяющий
и отменяющий юридические
Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.
Виды НПА:
По сфере действия:
· международные (Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протокол к ней //Собрание законодательства РФ. – 1998. - №20. – Ст.2143; 2001. - №2. – Ст.163.);
· общегосударственные, распространяющие свое действие на всю территорию государства;
· региональные ( акты субъектов РФ);
· муниципальные ( акты органов местного самоуправления)
По сроку действия:
· неопределенного длительного действия( ФЗ о прокуратуре РФ от 17.01.1992 N 2202-1)
· ограниченного действия( временные) ( указ президента о введение чп)
По юридической силе:
· законы
· подзаконные акты( это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений)( указы президента РФ, постановления правительства РФ)
5)Законы- высшие правовые акты,
создаваемые государством, на основе
которых осуществляется
3 основных группы законов
· Конституционные законы. К законы принимаются по наиболее важным вопросам не отраженным в конституции. Также к ним относятся дополнения, поправки конституции. Особенности: принимаются квалифицированным большинством; принимаются все законы парламентом.
· Органические законы. Орг. законы определяют правовой статус государственных органов. Принимаются только на основании прямых отсылок конституции. Название органические законы в конституции РФ не применяется, но по сути сами законы применяются в праве РФ.
· Обычные, простые, текущие законы.
Виды законов в РФ:
· Федеральные конституционные законы (статьи конституции РФ, в которых упоминается о ФКЗ ст. 108; ст. 84 пункт в; ст. 87 пункт 3; ст. 56 часть 1,2; ст. 114 часть 2; ст. 118 часть 3; ст. 128 часть 3; ст. 135 часть 2 )ФКЗ, как это вытекает из текста Конституции РФ, должны приниматься по важнейшим вопросам,
затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства(ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения - ч.1 ст. 56, определение режима военного положения - ч. 3 ст. 87 и др.). В настоящее время приняты не все из них. Конституции РФ определяет более жесткий порядок принятия ФКЗ(ч.2 ст. 108). В ней также предусмотрено, что ФЗ не могут противоречит ФКЗ( ч.3 ст. 76). Однако ФКЗ не являются частью Конституции и не могут ее изменять.;
· Федеральные законы. О них более подробно можно прочитать в конституции РФ (ст. 104-108)В ряду источников конституционного права они следуют они следуют за ФКЗ и регламентируют конституционные отношения, не являющиеся предметом регулирования других отраслей права. Например, согласно
Конституции РФ это отношения приобретения и прекращения гражданства( ст. 6, часть1), ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст.55, часть 3) и др.;
Соотношение ФКЗ и ФЗ.
ФКЗ отличается от ФЗ по след критериям:
1) по юридической силе;
2) по предмету регулирования;
3) по порядку принятия;
4) возможности применения
1 В иерархии источников КП
ФКЗ занимают более высокое
место и следуют сразу же
после Конституции и
2 Согласно ст.108 ч.1 К, ФКЗ принимаются по вопросам предусмотренным К (например, ст118 – ссылается на ФКЗ).
3 ФКЗ принимаются по более
усложненной процедуре, чем ФЗ. ФКЗ
считается принятым, если он одобрен
большинством не менее ¾
4 На ФКЗ не может наложить
вето и после того, как ФКЗ
принят Парламентом, он подлежит
подписанию и обнародованию
ФЗ.
1) По юридической силе. Стоят сразу же после ФКЗ.
2) По предмету регулирования. Принимаются во всех областях, относящихся к предмету КП. ФЗ охватывают все институты КП.
ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ». ФЗ от 31 мая 2002 года «О гражданстве РФ». ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях».
3) ФЗ принимаются по более упрощенной процедуре, и ФЗ считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов ГД и общего числа членов СФ.
4) На ФЗ Президент может
Закон о поправках к Конституции
- принимается в случае внесения поправок к главам с 3 по 8 Конституции
- принимается в том же порядке, что и ФКЗ
- вступает в силу после его
одобрения органами
- вступает в силу в течение 1 года.
Ст.81 (4 глава)К, 96 (5 глава), 103 (5 глава), 114 (6 глава).
Конституция и закон о поправке обладают одинаковой силой.
3. Указы Президента.
1) Ст. 90 К устанавливает, что Президент издает указы, которые действуют на всей территории РФ.
2) Указы имеют подзаконный
3) Указы президента можно
4. Постановления
Правительства
1) Ст. 115 к определяет, что Правительство
издает постановления и
2) Постановления Правительства обязательны для исполнения на всей территории РФ.
3) Президент РФ имеет право отменить акты Правительства, если они противоречат К, ФЗ или указам Президента.
В соответствии со ст.103 К, ГД по вопросам своей компетенции принимает постановления.
Согласно ст.102 К, СФ по вопросам своей компетенции принимает постановления.
ГД – амнистия (в отношении группы лиц)
Президент – помилование (в отношении конкретного субъекта)
5. Регламенты.
Представляют собой своды процедурных правил работы палат представительного органа. Регламенты – это НПА, которые регулируют внутреннее устройство, порядок деятельности, структуру и организацию органов.
Регламенты ГД, СФ, Правительства, Конституционного суда.
Особенность в том, что они принимаются самим органом и не требуется их одобрение каким-либо иным органом.
В настоящее время действует регламент ГД, который был утвержден постановлением ГД от 15 апреля 1998 года и регламент СФ, который был утвержден постановление СФ от 30 января 2002 года.
6. Акты прямого народного
В настоящее время данные источники не имеют своей четко выраженной правовой формы. К ним можно отнести решение, принятое на референдуме; итоги выборов; итоги собраний, конференций или сходов граждан.
7. Декларации.
Документы, имеющие учредительный характер. В юридической литературе в зависимости от их юридической значимости и правовых последствий выделяют 2 типа деклараций.
1) Декларации, которые предопределяют
содержание будущих
2) Декларации, в которых определяется
концептуально значимое
· Законы субъекта федерации. Законы субъектов федерации принимаются самими субъектами;
· Статья 136 конституции РФ по процедуре проведения не является ФКЗ. Это закон РФ о поправках конституции РФ( решение конституционного суда РФ). Это отдельный 4 вид законов в РФ.