Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

Среди актов особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

13.  Правовые обычаи, как источники конституционного права.

Правовой обычай- это такое правило поведения, которое в результате длительного, многократного применения, получает всеобщее признание и юридическую(государственную) защиту, но при этом оно не выраженно в виде нормы права и вообще может носить устный характер.

Среди источников конституционного права России обычай занимает незначительное место. Некоторые установления, сложившиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нормативно-правовое закрепление и утратили характер обычая. Например, в качестве обычая долгое время применялась норма об открытии первой сессии представительного органа государственной власти старейшим депутатом.

Однако отдельные примеры допускаемого правом применения обычая в настоящее время можно привести. Так, ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (2000 г.) предусматривает, что решения по вопросам внутренней организации общины и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих законодательству Федерации и субъектов и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Конституционные обычаи.

По общему правилу КО не является источником российского права, однако в к практике имеет место следующие обычаи (например, предложение кандидатуры Президента действующим Президентом).

Акты центральной избирательной комиссии.

Нормативно-правововые акты субъектов РФ

1. Конституции республик в составе  РФ.

Уставы иных субъектов.

2. Акты прямого народного волеизъявления.

3. Законы субъектов, принимаемые  законодательным (представительным) органом  субъекта в рамках ст.72 и 73 К.

4. НА высшего должностного лица  субъекта (указ главы субъекта).

5. Акты исполнительных органов  гос власти субъектов (постановления, распоряжения администрации; правительства  респ. Бурятии)

6. Акты избирательной комиссии  субъекта.

7. Решения конституционных (уставных) судов субъектов.

14.  Судебные прецеденты, как источники конституционного права.

Определения судебного прецедента- такое новое решение суда, по новому делу, которое становится образцом обязательным для применения при последующих рассмотрениях аналогичных дел всеми судами равной и нижестоящей юрисдикции. Судебные прецеденты в конституционном праве России применяются по нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Особого рода источниками конституционного права считаются и постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления

конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Некоторые ученые рассматривают решения Конституционного Суда в качестве источника права как судебный прецедент. Однако такая позиция представляется неправомерной, т.к. данные решения не могут заменять закона при решении конкретных дел, исключительно ими не могут обосновываться решения судов, как это имеет место

при существовании института судебного прецедента. В юридической практике России классический прецедент в своем понимании не присутствует, но есть отдельные элементы прецедентности: деятельность Верховного суда РФ- издает руководящие разъяснения по определенным делам нижестоящих судов( прецеденты официального толкования)

15.  Договоры, как источники конституционного права в РФ.

Говоря об источниках конституционного права, следует выделить такой их вид, как договоры. Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким

международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г.(1- с республиками, 2- с автономиями, 3- с иными субъектами федерации) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта.На июль 2001 г. имелось 42 таких договора. В настоящее время обосновывается необходимость отказаться от практики заключения договоров.

В конституционно-правовой практике выделяют 2 типа договоров: учредительные (государствообразующие) – договор 1922 года об образовании СССР, договор о создании союзного государства Белоруссии и России от 8 декабря 1999 года; договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами гос власти субъектов - Федеративный договор от 31 марта 1992 года, в Москве, действует в части, которая не противоречит Конституции.

Ратифицированные международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Иные источники

Решения Конституционного суда РФ

По общему правилу судебный прецедент не является источником российского права. Решения конституционного суда относятся к числу специфических источников КП. Итоговое решение Конституционного суда может быть 3х видов:

1) Постановление Конституционного  суда (о толковании К, о делу  по проверке конституционности).

2) Определение Конституционного  суда.

3) Заключение Конституционного  суда (выносится по 3м категориям  дел: по конституционности – отрешение  Президента от должности ст.93; о назначении референдума; в отношении  международных договоров, которые  не вступили в законную силу).

16.  Функции конституции.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в

правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов

традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она 

принимается;

2) учредительный, первичный характер  конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной  регламентации, т.е. тех сфер общественных 

отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая  сила, порядок 

принятия, внесения поправок, специфические формы охраны .

политическая функция.

Политическая функция Конституции РФ состоит по сути в том, что политическое движение, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на базе правил, установленных ею. Конституция выступает как основной закон гражданского общества, создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государственную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.

Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и ϲʙᴏбод личности (избирательные права граждан, ϲʙᴏбоды мысли и слова; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства, в отправлении правосудия и др. (ст. 29-33 КРФ). Реализация указанных политических нрав и ϲʙᴏбод ориентирована на стимулирование социально-политической активности граждан и их объединений.

Использование социально-политического потенциала конституции направлено на углублении демократии, на функционирование механизма публичной власти в рамках правового поля и приоритета конституции в нормативно-правовой системе, на обеспечение баланса ветвей власти с помощью ее разделения, механизма сдержек и противовесов.

Осуществление установлений конституции имеет цель не допустить приϲʙᴏение властных полномочий вопреки требованиям конституции. Указанная функция направлена на становление независимой судебной власти, реального федерализма, местного самоуправления. В конечном счете эта политическая функция приобретает характер миротворческой (третейской, примирительной) функции, направленной на разрешение политического конфликта конституционно-правовыми способами, в т.ч. путем использования процедур конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 125 Конституции РФ). Важно заметить, что одна из задач функции состоит в противодействии левому и правому радикализму, планам революционного переустройства общества, национализму и сепаратизму.

Организационно- управленческое воздействие заключается в установлении Конституцией РФ системы органов и механизма управления общественными процессами, в закреплении нормативной основы управленческих отношений.

В условиях многонационального российского общества особое значение имеет национальная политика в сфере государственно-правового строительства, в экономической, социальной, культурной сферах общественной жизни, кᴏᴛᴏᴩая находит воплощение в Конституции РФ.

Экономическая функция.

Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.

Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, финансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют сферу частного права и обеспечивают защиту права частной собственности, права на ϲʙᴏбодное предпринимательство и других конституционных экономических прав.

Действие конституционных принципов единства экономического пространства и ϲʙᴏбодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип ϲʙᴏбоды экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8).

Социальная функция конституции

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерации социальным государством, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека (ст. 7). В Конституции РФ устанавливаются ϲʙᴏбода труда, наличие гарантированного минимума оплаты труда, государственная поддержка различных категорий малоимущих граждан, государственная и социальная защита и т. д.

Осуществление социальной функции во многом зависит от материально-финансовых ресурсов, от экономической и социальной мощи и политики государства.

Значение социальной функции конституции особенно возрастает в условиях российской действительности. Нищета и бедность подавляющей части населения как величайшее современное социальное зло, криминализация экономической жизни чреваты социальными конфликтами, взрывами. По϶ᴛᴏму в качестве первоочередных политических задач должны выступать построение сильного государства, ликвидация бедности населения, ускоренный экономический подъем в целях повышения благосостояния граждан.

Культурологическая функция конституции

Конституция — важный фактор культурной жизни общества, утверждения характерных для данного общества духовно-культурных ценностей. Конституция есть существенный элемент культуры общества, от развития и уровня кᴏᴛᴏᴩой зависит качественное состояние всего социума, его прогресс. Установления Конституции РФ исходят из особой роли культуры в развитии и самореализации личности, в гуманизации общества, в сохранении национальной самобытности народов, их достоинства и процветания. Соответствующие положения Конституции РФ направлены на сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Согласно Конституции РФ каждому предоставляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Уровень культурной жизни в обществе зависит от гарантированности получения образования, ϲʙᴏбоды литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и защиты интеллектуальной собственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"