Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки.

В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

заботиться о детях (ст. 38);

заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

получить основное общее образование (ст. 43);

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);

возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.

Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

22. Конституционный принцип суверенитета народа в Российской Федерации.

народный  суверенитет  —  это  демократический  принцип  построения  подлинно  существующего  суверенитета  государства,  выражающийся  в  том,  что  государство,  реализуя  свои  качества  верховенства  внутри  страны  и  независимости  на  международной  арене,  опирается  на  публичный  народный  интерес  и  общее  благо  народа,  а  не  на  волю  монарха  или  вождя,  или  групповые  интересы  правящих  либо  экономически  господствующих  групп  населения.  Отсюда  вытекает  «демократическое  единство  государственного  и  народного  суверенитета»  в  современном  конституционном  государстве,  «которые  в  интерпретации  Конституционного  Суда  РФ  являются  не  различными  понятиями,  а  различными  аспектами  единого  понятия  суверенитета»  [2,  с.  70].

Конституция  РФ  1993  г.  регламентирует  в  ч.  1  ст.  3,  что  носителем  суверенитета  и  единственным  источником  власти  в  российском  государстве  является  ее  многонациональный  народ  .  Тем  самым  основной  Закон  Российской  Федерации  связывает  категорию  «суверенитет»  с  многонациональным  составом  российского  народа.  Исходя  из  этого  ни  одна  какая-то  нация  или  этническая  общность  не  могут  выступать  первичным  носителем  или  источником  государственной  власти  в  России.  Такая  суверенная  прерогатива  принадлежит  российскому  народу  в  целом.  В  тоже  время  исходя  из  федеративной  природы  политико-территориального  устройства  российского  государства,  следует  отметить,  что  если  в  отношении  федерации  носителем  и  источником  власти  выступает  весь  российский  народ,  то  на  уровне  отдельного  субъекта  Российской  Федерации  таким  источником  и  носителем  наряду  со  всем  российским  народом  выступает  население  каждого  конкретного  субъекта  Российской  Федерации,  как  часть  многонационального  российского  народа,  проживающего  на  его  территории.

В  Конституции  РФ  закрепляются  также  формы  осуществления  народовластия.  Согласно  ч.  2  ст.  3  Конституции  РФ  «народ  осуществляет  свою  власть  непосредственно,  а  также  через  органы  государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления» .  Таким  образом,  народный  суверенитет  осуществляется  в  российском  государстве  посредством  прямого  и  представительно  народовластия.  Непосредственным  выражением  воли  народа  являются  референдум  и  свободные  выборы.  Конституция  определяет  их  «высшим  непосредственным  выражением  власти  народа»  (ч.  3  ст.  3)    на  основе  представительного  народовластия  происходит  формирование  и  деятельность  органов  государственной  власти  на  федеральном  и  региональном  уровнях,  а  также  органов  местного  самоуправления.

В  тоже  время  и  прямая,  и  представительная  формы  демократии  не  должны  быть  использованы  для  умаления,  нарушения  и  необоснованного  ограничения  конституционных  прав  и  свобод  личности.  Поэтому  в  современном  конституционном  государстве  принцип  народного  суверенитета  принимается  с  ограничениями.  С  одной  стороны,  он  реализуется  народом  в  определенных  правовых  формах,  предусмотренных  конституционным  законодательством.  С  другой  —  он  должен  сочетаться  с  принципом  неотчуждаемости  естественных  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.

 

Все это означает следующее:

1)    только там, где власть  символизируется с народом и  принадлежит народу в полном  объеме, можно говорить о народном  суверенитете;

2)    критерий народного  суверенитета — производность  власти в обществе и государстве  от народа, т. е. никто, не уполномоченный  народом (непосредственно или через  органы, созданные народом), не может  осуществлять какую-либо властную  деятельность в стране;

3)    уполномоченный орган  не может абсолютизировать свои  полномочия, забывать об их производности  от власти народа; можно сказать  и более категорично — такой  орган осуществляет не свою  власть, а власть (часть власти) народа (естественно, не отрицается властный  характер его полномочий);

4)    народный суверенитет  не позволяет трактовать роль  народа по принципу «царствует, но не правит»; т. е., будучи источником  любой власти в обществе и  государстве, народ и сам не  устраняется от ее осуществления, а, наоборот, непосредственно реализует  ряд ключевых властных функций;

5)    народ предопределяет  характер власти в стране в  целом и направления деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления по ее  осуществлению.

Власть народа — это самоорганизация народа в целях упрощения своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных функций и самого народа, и образуемых им органов.

Власть народа в Российской Федерации осуществляется в трех основных формах:

1)    государственная  власть;

2)    общественная  власти,

3) власть местного самоуправления  как смешанная общественно-государственная  власть.

Основные характеристики:

Во-первых, власть народа — это прежде всего публичная власть, что означает следующее

1) она осуществляется в интересах  всего народа, ее целые является  общественное благо (иначе говоря  — публичный интерес);

2) пространством осуществления  власти народа во всех ее  формах (видах) являются общество  и государство; иначе говоря, государственные  механизмы властвования отражаются  на обществе и не безразличны  ему, в свою очередь общественная  составляющая властвования (формирование  политических партий, влияние политических  сил на пути развития общества  и т. д.) отражается на государстве  и является предметом его пристального  внимания;

3) власть народа обращена ко  всему обществу и к каждом) человеку;

4) эта власть всем доступна, т. е. каждый человек вправе участвовать  в реализации тех или иных  функций и форм власти;

5) власть осуществляется народом  в целом, его частью, проживающей  на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им органами  и, наконец, производными от последних  органами;

6) власть использует методы убеждения, воспитания, поощрения, организации  населения, а если необходимо  — то и принуждения, характерные  для соответствующего вида власти;

7) власть осуществляется гласно (открыто), и все ее мероприятия  имеют (а зачастую и должны  иметь) общественный резонанс.

Во-вторых, власть народа, причем в любой из ее форм (разновидностей), названных выше. — это всегда политическая власть. В ее осуществлении всегда надо видеть политически цели, механизмы и процедуры:

1)    она осуществляется  и политически организованном  обществе и должна учитывать  все особенности его состава  и балансировать устремления  различных групп:

2)    осуществление власти  основано па формировании политических  концепции, форм и методов, т. с. стратегии  властвования;

3)    осуществление власти  имеет организованный и постоянный  характер, протекает посредством  политических процедур и механизмов, предполагающих выработку проектов  решений, их обсуждение, принятие  и исполнение;

4)    на осуществление власти  влияют граждане — как индивидуально, так и группами, как непосредственно, так и через политические и  иные общественные объединения.

В-третьих, власть народа существует во всех трех формах (разновидностях), названных выше. Ошибочным является утверждение, будто власть народа — это всегда государственная власть и только ее можно считать публичной и политической. Те, кто сводят всю власть народа лишь к государственной власти, очевидно, видят во власти задачу приказа, государственного обязывания, давления и санкций.

Первой по степени значения среди форм власти народа является государственная власть. Акты (действия) государственной власти распространяются на всех граждан, проживающих на территории ее действия, имеют общеобязательный характер, т. е. подлежат исполнению всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Государственная власть добивается следования ее воле методами убеждении, агитации, воспитания, но при необходимости применяет государственное принуждение и систему государственных санкций (наказаний).

Государственную власть осуществляют либо народ в целом, либо специальная система государственных органов (органов государственной власти).

Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления государственной власти самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, законодательных собраний субъектов РФ), а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, до недавнего времени — президенты республик и губернаторы других субъектов РФ).

 В нашей стране они могут  быть трех уровней: референдум  Российской Федерации (его можно  назвать общегосударственным, или  федеральным); референдум субъекта  РФ; местный референдум. Осуществлением  государственной власти будет  проведение референдума Российской  Федерации или референдума субъекта  РФ, а проведение местного референдума  является осуществлением третьей  из названных форм власти народа  — власти местного самоуправления.

На референдум выносится важный вопрос жизни государства, соответствующей территории. Гражданам предлагается несколько вариантов решения, включаемых в бюллетень для голосования. Получив бюллетень для голосования, гражданин помечает вариант, которому отдает предпочтение, в итоге рождается коллективное волеизъявление.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"