Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

Могут быть императивные или консультативные референдумы. При императивном референдуме решение народа является окончательным, имеет обязательную (императивную) юридическую силу, т. е. на уровне Российской Федерации — силу федерального закона, на уровне субъекта РФ — закона данного субъекта. При консультативном референдуме его результаты оформляются актом соответствующего представительного органа. Однако орган не может принять решение, прямо противоречащее итогам референдума. Консультативный референдум еще называют опросом народа.

Государственную власть народа, помимо самого народа, осуществляют по его уполномочию органы государства — органы государственной власти, делают они это на постоянной (регулярной) основе, в то время как необходимость в акциях с участием народа возникает лишь периодически.

Органом государства (государственной власти) являются группа (коллектив) граждан или один гражданин, которым поручено осуществление задан и функций государства; орган  образован  в надлежащем порядке, определенном конституцией или законом, наделен соответствующими полномочиями, действует в установленном законодательством порядке, принимает необходимые правовые акты и несет ответственность за свою деятельность перед народом и государством.

Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, в Конституции РФ делятся на три вида — законодательной. исполнительной и судебной власти.

У органов законодательной власти — два главных назначения: они представляют народ и принимают законы (как будет показано ниже, у этих органов есть и другие функции, но представительство народа и законодательствование являются первейшими).

Под исполнительной властью следует понимать одну из обозначенных Конституцией РФ (ст. 10) ветвей государственной власти, главными задачами которой являются: исполнение законов, принятых законодательной властью (в этом корни первичного происхождения самого понятия «исполнительная власть» — она создается, чтобы заниматься исполнением законов); осуществление специфического вида деятельности, которая может быть охарактеризована как «управление государственными делами» (государственное управление)', использование для этих целей возможностей как оперативных действий и распорядительства, так и правотворчества (нормотворчества) — в пределах, обозначенных принципиально Конституцией и детально законами государства. Органы исполнительной власти занимают свое, самостоятельное место в системе органов государственной власти. В своей деятельности они подконтрольны законодательным (представительным) органам государственной власти — в той мере, в какой это связано с исполнением законов и участием в осуществлении государственной политики, поскольку ее основы закладываются в законах государства. Вместе с тем органы исполнительной власти, самостоятельно осуществляя свои функции, сохраняют — в рамках законно обозначенных полномочий — независимость от законодательной власти.

Понятием органов судебной власти в Российской Федерации охватываются государственные органы, осуществляющие функции правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

По уровням государственные органы в Российской Федерации делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Государственную власть на федеральном уровне представляют и осуществляют, согласно ст. 11 Конституции РФ, Президент РФ, Федеральное Собрание — парламент РФ, Правительство РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, суды Российской Федерации. Существует единая судебная система Российской Федерации, ее высшими звеньями являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. К ним относятся: законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов (законодательные собрания, думы и др.); главы исполнительной власти (высшие должностные лица) субъектов — президенты, главы республик, губернаторы в остальных субъектах, мэр в Москве; исполнительные органы государственной власти субъектов (правительства, администрации и отраслевые органы исполнительной власти). К органам государственной власти субъектов относятся также их конституционные, уставные суды — органы конституционного контроля. Действующие на территории субъектов суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются федеральными судами.

Второй формой власти народа является общественная власть. Общественная власть — это власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в тих объединениях и коллективах, а также их внутренних подразделений. Наиболее типичными примерами структур, для которых категория общественной власти реально существует, являются политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, религиозные организации, а также трудовые коллективы как объединения граждан по общему месту работы. Они подчиняют свою деятельность порядку, ими же определенному, зачастую зафиксированному в каком-то документе — уставе объединения, регламенте собрания коллектива и др. Правила имеют обязательный характер для тех, кто состоит в объединение коллективе. Им надо следовать, решении общих собраний и органов — выполнять, процедуры соблюдать В противном случае возможны и общественные санкции — замечания. предупреждения, в общественном объединении — исключение из его состава.

Общественная власть опирается на методы общественного воздействия, обычаи и традиции: она не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей (не путать с необходимым вмешательством государственных органов и служащих в случае нарушения объединением законодательства или общественного порядка участниками общественных акций, организуемых объединением)

Третья форма власти народа в Российской Федерация -власть местного самоуправления (ст. 3, 12, 130—133 Конституции РФ). Это смешанная общественно-государственная форма власти народа. Местное самоуправление существует в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения. Данная форма народовластия обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т. е. управлять своей жизнью и делами на соответствующей территории. Население делает это само на собраниях (сходах) граждан по месту их жительства либо на местных референдумах. Оно также избирает представительные органы местного самоуправления (думы, собрания депутатов, представителей) и должностных лиц местного само управления (глав муниципальных образований и др.).

При решении вопросов сугубо местного характера проявляется общественная (негосударственная) природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения данной территории. Вместе с тем согласно Конституция (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой.

 

 

 

 

23. Конституционный принцип государственного суверенитета Российской Федерации.

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

Верховенство государственной власти – это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т.е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. По этой причине первые демократические конституции четко закрепляли неделимость суверенитета. Например, Конституция Франции 1791 г. устанавливала: суверенитет «един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем».

Эти тенденции обошли Россию, которая, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет и не выступала как субъект международного права. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 г. по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Хотя в Декларации выражалась решимость создать демократическое государство в составе обновленного СССР, очевидный смысл провозглашенного суверенитета состоял в стремлении обеспечить свою независимость в первую очередь по отношению к СССР. Подтверждение государственного суверенитета было внесено в преамбулу действовавшей Конституции РСФСР.

Конституция 1993 г. содержит новые подходы к суверенитету государства. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:

– суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

– Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

– Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

На территории Федерации не может быть иных неограниченных суверенитетов, субъекты Федерации, обладающие статусом государства, могут рассматриваться только как имеющие остаточный суверенитет. Это соответствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам Федерации «всю полноту государственной власти», но только за вычетом предметов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Важный аспект суверенитета – неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на территорию любого региона является тем самым нарушением суверенитета Российской Федерации и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом.

Конституция прямо не устанавливает делимость государственного суверенитета с мировым сообществом. Однако этот принцип, свойственный многим современным государствам, по существу, все же содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. В этой формулировке заложены принцип взаимности уступок полномочий (в соответствии с договорами) и четкие пределы таких уступок: не ограничивать права и свободы и не противоречить основам конституционного строя. Из формулировки ясно, что передаваться могут полномочия, относящиеся к предметам ведения Федерации («свои полномочия»), что же касается полномочий по предметам совместного ведения, то здесь требуется нормативное уточнение.

 

24.  Конституционное закрепление принципа разделения властей в Российской

Федерации.

Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений не содержит. Принцип изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть ᴨȇрвая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации, образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения полномочий.

К сказанному следует добавить, что Конституция признает и гарантирует местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно она уточняет, что его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу построения и деятельности органов государственной власти, не могут автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"