Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства4.

Закрепление светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, а также религиозные объединения, действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством. Согласно Конституции РФ государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

 

28.  Конституционный принцип политического плюрализма в Российской Федерации.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации, прежде всего, путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести "многовластие", нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего, конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях".

Согласно этому закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаки партии:

1) Наличие программы, целей, стратегии.

2) Наличие устава, где говорится  о нормах внутрипартийной жизни.

3) Фиксированное членство

4) Разветвлённая сеть первичных  местных организаций.

Функции политических партий:

1) Политическая – овладение  властью для осуществления своей  программы.

2) Социального представительство  – выражает интересы какого-либо  социального слоя или пытается  создать себе прочную опору  в обществе

3) Социальная интеграция – примирение  интересов различных социальных  групп, достижение консенсуса в  обществе.

4) Политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций.

5) Идеологическая – разработка  партийной идеологии и программы.

6) Электоратная – организация и участие в избирательной программе.

7) Набора новых членов в партию  и их политическое воспитание.

То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Классификация политических партий:[11]

1) По способу организации жизнедеятельности  партии:

-Кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных  политических деятелей организаций, в них отсутствует институт  фиксирования членства, членские  взносы, механизм приёма. Их центр  – парламентская фракция.

-Массовые – сложная организационная  структура, многочисленны, источник  финансирования членские взносы, управляет ими центральный орган, не совпадающий с парламентскими  фракциями.

2) По степени участия в осуществлении  политической власти:

-Правящие.

-Оппозиционные, могут быть легальными  – разрешенными и нелегальными  – запрещенными.

3) По устойчивости существования.

-Стабильные.

-Не стабильные.

4) По характеру членства:

-Открытые – свободное членство  представителей различных социальных  слоёв.

-Закрытые – с большим количеством  формальных требований к кандидатам  в члены партии и сложным  механизмом приёма.

5) По характеру целей:

-Революционные – коренное преобразование  общества

-Реформистские – постепенные  изменения общества

-Консервативные – сохранение  общества в прежнем виде

 

-Реакционные – восстановление  прошлого жизни общества

6) По месту в политическом  секторе 

-Левые – цель создание основ  социалистического общества (коммунисты, социалисты, социал-демократы)

-Правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть  Центристские – пытаются примерить  крайние интересы к политике

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены, прежде всего, тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, - сказано в Конституции (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление».

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"