Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций  и народностей.

2. Суверенность и равноправие  наций.

3. Федерализм в сочетании с  унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный принцип  образования форм государственности  в сочетании с территориальным  принципом образования субъектов  Федерации.

5. Государственная целостность  Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения  и полномочий Федерации и ее  субъектов.

7.Равноправие субъектов Федерации.

1. Добровольность объединения наций  и народностей в федеративное  государство. Этот принцип построения  Российского государства формировался  исторически.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.

Равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с  унитаризмом и автономией. Многонациональный  характер, сложный исторический  путь развития обусловили воплощение  в национально-государственном устройстве  России всех известных форм  государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство.

Заключение Федеративного договора представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип  образования форм государственности  в сочетании с территориальным  принципом образования субъектов  Федерации. Мировой практике федеративного  строительства известны две основные  формы ее построения: по территориальному  принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном  национально-государственном устройстве  России в силу исторических  обстоятельств нашли свое воплощение  оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состав федерации. В этой связи характер взаимоотношении между Федерацией и субъектами значительно усложняется, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования, таким образом, являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей - субъектов Федерации. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.

На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения  и полномочий Федерации и ее  субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного  устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот принцип вытекает из более  общего принципа национально-государственного  устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа  равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они  не могут быть равноправны  полностью ввиду существования  различных форм государственности. Каждый из видов субъектов  обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти  все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п.2); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104) и др.

 

 

26.  Конституционный принцип социального государства в Российской Федерации.

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Социальное государство — государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих групп населения[xviii].

Социальное государство - конституционное понятие, означающее, что государство берет на себя в объеме, соответствующем его возможностям, обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной  политики - обеспечение достойной  жизни и свободного развития  человека. Достойная жизнь - такой  жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое  социальное обслуживание, который  необходим для поддержания здоровья  его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие - основанная  на всеобщем равенстве возможность  своими силами занять определенное  место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать  достойный заработок, соответствующий  выполняемой работе, возможность  содержать семью, возможность знакомиться  с культурными ценностями и  многое другое;

2) основные направления государственной  социальной политики Конституция  РФ также относит к основам  конституционного строя. Это: — охрана  труда и здоровья людей;

- установление гарантированного  минимального размера оплаты  труда;

- обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан;

- развитие системы социальных  служб;

- установление государственных  пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты;

   3) реальность существования  социального государства напрямую  зависит от его материальных  возможностей создания условий  для осуществления провозглашенных  целей обеспечения достойной  жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся  в нестабильной экономической  и политической обстановке, не  может обеспечить и гарантировать  принцип социальной государственности.

Это понятие впервые появилось в конституциях «второго поколения” (Основной Закон ФРГ 1949 г, Франции — 1958 г., Испании — 1978 г. и др.), отражая возросшие экономические возможности развитого индустриального общества; оно тесно связано с институтом социально-экономических прав. Социальное государство означает конституционную гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами и т.п.

Конституция РФ (ст. 7) провозглашает, что "РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать гос. поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать гос. пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты[xxii].

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) социальное государство есть принцип (или социальная основа) конституционного строя России, означающий, что государство берет на себя обязательство гарантировать закрепленные в федеральной Конституции социальные, экономические и культурные права граждан и осуществлять направленную на это активную социальную политику. Важнейшей задачей социального государства является утверждение принципов равенства и справедливости.

В конституционно-правовом смысле закрепление в Конституции нормы о социальном государстве означает, что Российское государство принимает на себя значительные социальные обязательства, придает государственной политике социальную направленность. В соответствии со своей социальной ориентацией Российское государство призвано обеспечивать охрану труда и здоровья людей; устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей; развивать систему социальных служб; обеспечивать выплату государственных пенсий и пособий. В соответствии с Программой социальных реформ в Российской Федерации стратегическими целями социальной политики являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и моральных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской, и граждан трудоспособного возраста; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"