Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

 Основным способом воздействия  государства на общественные  отношения, составляющие предмет  конституционного права, является  наделение одной из сторон  государственно-властными полномочиями  и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности  подчиняться велениям стороны, наделенной  этими полномочиями. Такой метод  называется методом власти отношений.

Конституционное право использует также такие способы воздействия на участников общественных отношений, как: »

  • Дозволение - нормы разрешающие какому-либо органу или лицу совершать соответствующие

действия -("каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации"); Свое применение он находит в нормах права, которые не обязывают и не управомачивают субъектов на совершение каких-либо действий, но разрешают действовать по своему усмотрению с соблюдением основных принципов и законов. Например, статья 12 Конституции предусматривает право принятия закона об автономной области, по представлению исполнительных и законодательных органов такой области.

  • Запрет- конституционно-правовая норма запрещает какому-либо органу или лицу совершать

определенные действия ("никто не может быть принужден к выражению своих мнений"); Например, положение статьи 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность различных организаций, целью которых является подрыв государственной деятельности или нарушение свобод и прав граждан.

  • Обязывание - нормы, обязывающие какой-то орган или лицо осуществлять определенные

действия. ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"); Метод обвязывания можно встретить довольно часто в Конституционном праве. Он отображается в нормах конституции, которые содержат положения обязывающего характера. Например, статья 58 обязывает граждан бережно относиться к природе и окружающей среде.

  • Управомочивание -предоставление участнику правовых отношений субъективных

прав.("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях"); »

  • Установление выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения.

Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Например, «каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37); «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43).

  • Провозглашение или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика

которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") Право на тайную переписку.

Отличительной чертой методов конституционного права является преобладание среди них методов императивно-властного характера, т.е. запрета и обязывания, что не предполагает равенства сторон, а влечет прямое осуществление власти, поскольку один из субъектов (государство) реализуя свою власть, обязывает другие субъекты выполнять его властные предписания. Нормы-дозволения используются реже, в основном при регулировании правового статуса личности.

 

7. Система конституционного права.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые

составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;( содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов)

2) основы правового статуса человека  и гражданина; (что

человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.)

3) федеративное устройство государства;( создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти.)

4) систему органов государственной  власти и органов местного  самоуправления.(3 пункт предшествует созданию 4 пункта)

Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

1.Институту, который объединяет  нормы, закрепляющие основы конституционного  строя,

свойственны следующие специфические черты.

1) воздействуют на общественные  отношения путем установления  определенных начал устройства  общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных  правоотношений;

3) воздействие на все сферы  общественных отношений, все стороны  социальной реальности; нормам рассматриваемого  института не могут противоречить  никакие другие положения Конституции  РФ;

4) адресованы всем субъектам  права, всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты  общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть  изменены только путем принятия  новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно  в конституционной форме;

7) являются в преобладающей части  нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической  и правовой реализации содержащихся  в них целей 

"включение" всех отраслей  права;

9) призваны обеспечить системное  закрепление концептуальных идей, основополагающих 

для данного общества и государства.

2.Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса

человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные  отношения в основном путем  провозглашения, признания 

государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

2) реализуются по преимуществу  вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений  государства и личности;

4) включают в качестве субъекта  права человека (гражданина), как  такового, вне связи его с 

каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему  охраны, не могут быть пересмотрены  без принятия 

новой Конституции;

6) предполагают подключение многих  других отраслей права, в которых  реализация 

конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений

(трудовых, гражданских, семейных и  др.).

3.Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. ее

федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами.

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1) это нормы преимущественно  прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих  на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных  норм устанавливается на основе  Конституции России в актах  текущего законодательства, детально  определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института  характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление

И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила

новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом, и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

 

8. Конституционно-правовые нормы.

Конституционно-правовые нормы- охватывают не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Классификация:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции;

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нпа, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают ФКЗ и ФЗ.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории РФ, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего

воздействия конституционно-правовой нормы. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех гос. органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции).

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

5) по степени определенности  предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"