Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:07, реферат
Общество становится все более зависимым от техносферы. Ее разрушение равносильно катастрофе, а бесконтрольный неограниченный рост техносферы приводит зачастую к деградации окружающей природной среды. При катастрофах разрушениям подвергается также социальная сфера обитания человека, отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы на ликвидацию последствий ЧС, что сказывается на уровне жизни людей. Системы социального обеспечения и здравоохранения начинают давать сбои и порою просто не справляются со своими задачами. Поэтому защита населения от ЧС является одной из главных задач государства.
Введение__________________________________________________________________________________3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС). РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЧС И ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН
Виды и причины ЧС_____________________________________________________________________4
Роль государства в обеспечении безопасности____________________________________6
Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера________________________________________________________________________________10
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Общая организация МЧС России_____________________________________________________14
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС_________________________________________________________________________________________16
Силы и средства РСЧС_________________________________________________________________17
Заключение_____________________________________________________________________________21
Литература______________________________________________________________________________22
Министерство образования РФ
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный
научный исследовательский университет
Реферат на тему «Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения защиты в чрезвычайных ситуациях».
Выполнил: студент 4 курса химического факультета Илькаев А. Ф.
Руководитель: Макланова О. А.
Пермь, 2014
Содержание
Введение______________________
Виды и причины ЧС____________________________
Роль государства в обеспечении
безопасности__________________
Государственная политика в
области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера_____________________
Общая организация МЧС России________________________
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации ЧС____________________________
Силы и средства РСЧС__________________________
Заключение____________________
Литература____________________
Введение
Общество становится все более зависимым от техносферы. Ее разрушение равносильно катастрофе, а бесконтрольный неограниченный рост техносферы приводит зачастую к деградации окружающей природной среды. При катастрофах разрушениям подвергается также социальная сфера обитания человека, отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы на ликвидацию последствий ЧС, что сказывается на уровне жизни людей. Системы социального обеспечения и здравоохранения начинают давать сбои и порою просто не справляются со своими задачами. Поэтому защита населения от ЧС является одной из главных задач государства.
Для устойчивого развития любой страны необходимо принятие мер по сокращению ущерба, причиняемого ЧС. К сожалению, общество еще не овладело в достаточной степени механизмом управления столь большими системами, как «природа — техносфера — общество». Разноплановые задачи, которые должны решаться в интересах управления риском, опираются на такие наукоемкие сферы, как физические механизмы развития аварийных ситуаций и аварий, формирования опасных природных явлений, модели и методы прогноза силы, времени и места их возникновения, способы предотвращения их возникновения, снижения силы или смягчения последствий ЧС, экономические исследования, методы оптимального планирования.
Развитие системы предупреждения об опасных явлениях, способов уменьшения опасности и смягчения последствий ЧС считается одной из приоритетных областей деятельности на всех уровнях — международном, государственном, региональном и местном.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС). РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЧС И ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН
Виды и причины ЧС
Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате негативных воздействий от реализации какой-либо опасности на объекте экономики, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.
Причинами ЧС являются проявления определенных опасностей:
— природных (включая биологические и космические);
— техногенных;
— социальных.
Природными причинами чрезвычайных ситуаций являются опасные природные явления:
1. Геологические (землетрясения, оползни и обвалы, лавины, сели, просадки лессов, подтопление территорий);
2. Геокриологические (пучение, термокарст, термоэрозия, солифлюкция, суффозия, карст);
3. Геолого-гидрологические (цунами);
4. Гидрологические (наводнения, наледеобразование);
5. Метеорологические (сильные морозы, метели, засухи, ураганы, смерчи);
6. Биологические — природные
пожары; массовое размножение
Выделяют также экологические ЧС, связанные не с одномоментным ущербом, а с долговременным изменением среды обитания. Они делятся на следующие группы.
1) Экологические ЧС, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):
— катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
— наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
— интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;
— кризисные ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
— критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.
2) Чрезвычайные ситуации, связанные
с изменением состава и
— резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
— превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;
— температурные инверсии над городами;
— «кислородный» голод в городах;
— значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
— образование обширной зоны кислотных осадков;
— разрушение озонового слоя атмосферы;
— значительное изменение прозрачности атмосферы.
3) Чрезвычайные ситуации, связанные
с изменением состояния
— резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения водоисточников или их загрязнения;
— истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно- бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
— нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения акваторий внутренних морей и мирового океана.
4) Чрезвычайные ситуации, связанные
с изменением состояния
— исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий среды обитания;
— гибель растительности на обширной территории;
— резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;
— массовая гибель животных.
Роль государства в обеспечении безопасности
Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.
Одной из функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, из него вытекают основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права.
Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.
Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.
Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:
— высшего приоритета человека, закрепленный провозглашением в качестве цели государственной стратегии минимизации человеческих жертв при ЧС;
— приоритета здоровья человека — в соответствии с этим принципом при любых ЧС необходимо стремиться к тому, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в ЧС, был сведен к минимуму, который только возможен в каждой конкретной ситуации;
— экологического императива — повреждающее воздействие на окружающую природную среду в ЧС должно быть сведено к минимуму;
— защиты культурного наследия — при любых ЧС необходимо, чтобы ущерб культурным ценностям был сведен к минимуму;
— обоснования — меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должны строиться с учетом баланса затрат и предотвращенного ущерба (не только экономического, но и политического, социального, экологического);
— оптимизации — выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;
— регионального императива — при реализации стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС необходимо учитывать природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности региона ЧС;
— локального реагирования — основные мероприятия по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС должны проводиться на местном уровне; ответственность за их проведение должна возлагаться на местные органы власти.
— национальной консолидации — реализация государственной стратегии должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями, т.е. следует исходить из необходимости консолидации всех национальных сил — государственных, частных и общественности;
— приоритета профилактики и предотвращения ЧС — идентификация, диагностика, мониторинг и оценка рисков с последующим прогнозированием и предотвращением ЧС должны лежать в основе всех мероприятий по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основе этого принципа лежит доказанный факт, что профилактика и предотвращение ЧС гораздо дешевле и гуманнее, чем ее ликвидация;
— права на выбор — признание права отдельных людей и организаций идти на сознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности и самостоятельно нести ответственность за собственный выбор, если это не затрагивает права других людей.
Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь. Для реализации новой стратегии необходимы создание методов и средств прогнозирования и предупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.
Предупреждение и готовность к ЧС — это система, включающая мониторинг опасных природных явлений, оперативную обработку и передачу информации, долго-, средне- и краткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования.
Оперативная готовность к стихийному бедствию предусматривает: систему мер по предупреждению населения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд, которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф; оказание санитарно-медицинской помощи; резерв продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и т. д.). Система предупреждения и готовности эффективна только в том случае, если работает на всех уровнях — от местного до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена в системе оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.
Следуя новой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, если ввести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечить готовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых, государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводить превентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстро реагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должны вести разработки по рациональному использованию территорий и строительству устойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасных явлений, оперативно информировать органы государственного и местного управления о грозящих катастрофах.