Защита населения в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 00:59, реферат

Краткое описание

Термин “устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию [1]. В русском издании этого доклада английский термин sustainable development переведен как “устойчивое развитие”, хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое, самоподдерживаемое”, “длительное, непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”.

Оглавление

1. Проблемы устойчивого развития человечества
и обеспечение безопасности цивилизации
2. Концепция национальной безопасности
и устойчивого развития Российской Федерации
3. Единая государственная система предприятия
и ликвидация ЧС (РСЧС)
4. Гражданская оборона. Система обеспечения
безопасности в ЧС военного времени
5.Аварии и катастрофы на биологически
опасных объектах. Биотеррористические угрозы и опасности
6. Аварии и катастрофы на пожарно-взрывоопасных объектах.
Взрывной терроризм
7. Мероприятия по предупреждению, предотвращению
и минимизации риска и ущерба
8. Основы организации и проведения спасательных работ. Ликвидация
последствий ЧС и нормальная обстановка

Файлы: 1 файл

чс реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный  Университет

Факультет географии и геоэкологии

Кафедра картографии и  геоинформатики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

 «Защите населения в чрезвычайных ситуациях» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Собко Юлия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург, 2010 г. 

Содержание 

  1. Проблемы  устойчивого развития человечества

и обеспечение  безопасности цивилизации 

  1. Концепция национальной безопасности

и устойчивого  развития Российской Федерации 

  1. Единая  государственная система предприятия

и ликвидация ЧС (РСЧС) 

  1. Гражданская оборона. Система обеспечения

безопасности  в ЧС военного времени 

  1. Аварии  и катастрофы на биологически

опасных объектах. Биотеррористические угрозы и опасности 

  1. Аварии  и катастрофы на пожарно-взрывоопасных  объектах.

Взрывной  терроризм 

      7.  Мероприятия по предупреждению, предотвращению

и минимизации  риска и ущерба 

      8.  Основы организации и проведения спасательных работ. Ликвидация

последствий ЧС и нормальная обстановка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  устойчивого развития человечества и обеспечение безопасности цивилизации

      Термин  “устойчивое развитие” получил  широкое распространение после  публикации доклада, подготовленного  для ООН в 1987 г. специально созданной  в 1983 г. Международной комиссией  по окружающей среде и развитию [1]. В русском издании этого доклада английский термин sustainable development переведен как “устойчивое развитие”, хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое, самоподдерживаемое”, “длительное, непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”. 

      Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой” [1]. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества. 

      Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу. 

     Необходимость принятия концепции устойчивого развития обусловлена общепланетарной угрозой деградации окружающей среды. Эта угроза вызвана негативными последствиями научно-технического прогресса. Она усиливается взрывоопасным приростом населения в развивающихся странах. Все это углубляет дисбалансы между природой, человеком и обществом. Возможность перехода на рельсы устойчивого развития связана с разрешением или по крайней мере со смягчением ряда коренных противоречий между национально-государственными интересами и интересами мирового сообщества, интересами отдельных стран и регионов, требованиями устойчивого развития и интересами транснациональных корпораций (ТНК) и др. Поэтому такой переход требует формирования эффективных механизмов природоохранного регулирования. Он предполагает развитие новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

  1. Концепция национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации

   Концепция перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию была представлена Правительством РФ и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. В Концепции отмечено, что “следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей”

     Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение  в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

    Основными задачами по обеспечению  национальной безопасности Российской Федерации  являются:

  • своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;
  • обеспечение полноты и совершенствование законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных госуда рств пр отив Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются: 

  • создание  правовой основы перехода к устойчивому  развитию, включая совершенствование  действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы  регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
  • разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
  • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
  • формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

З. Единая государственная  система предприятия  и ликвидация ЧС (РСЧС)

     Россия, как и другие страны, постоянно  подвергатся воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономически ущерб, в мгновение разрушают то, что люди созвали годами и даже веками. Учитывая это, в апреле 12 г. Правительство Российской Федерации приняло утвердило Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях ЧС). Через два с половиной года эта система, оснольно проверенная практикой, была преобразова-в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

     Основная  цель создания РСЧС — объединение  усилий центральных органов федеральной  исполни-тельной власти, органов  представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также организаций, учреждений и предприятий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Основные  задачи Единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

     •    разработка и реализация законов  и других важных документов, регулирующих вопросы защиты на-селения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

     •    осуществление целевых и научно-технических  программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение  устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких  ситуациях;

     •    обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

     •    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций;

     •    подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

     •    осуществление государственной  экспертизы, надзора и контроля в  сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

     •    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

     •    осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

     •    реализация прав и обязанностей граждан  в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

     • международное сотрудничество в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.  Решая все эти задачи, РСЧС служит той структурой, k основное назначение которой — проведение единойго; сударственной политики в области предупреждения и Л ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она объединяет ? все органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с чрезвычайными ситуациями и  ранее занимавшиеся этим делом разрозненно.

4. Гражданская оборона. Система обеспечения безопасности в ЧС военного

времени 

     Датой рождения гражданской обороны является 4 октября 1932 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР утвердил положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО страны.

     В довоенные годы органы МПВО создавали невоенизированные формирования, сооружали убежища, развертывали систему оповещения и наблюдения, обучали население действиям в условиях воздушного нападения противника.

     В 1961 году МВПО была преобразована в  гражданскую оборону. В связи с появлением ядерного оружия задачи ГО значительно расширились, требования к защите людей и объектов народного хозяйства, теперь уже на всей территории страны, возросли.

     Организационно  Гражданская оборона до 1991 г. входила  в состав Министерства Обороны СССР. С 1991 по 1994 год Гражданская оборона была коренным образом реорганизована.

Информация о работе Защита населения в чрезвычайных ситуациях