Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения защиты в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

Общество становится все более зависимым от техносферы. Ее разрушение равносильно катастрофе, а бесконтрольный неограниченный рост техносферы приводит зачастую к деградации окружающей природной среды. При катастрофах разрушениям подвергается также социальная сфера обитания человека, отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы на ликвидацию последствий ЧС, что сказывается на уровне жизни людей. Системы социального обеспечения и здравоохранения начинают давать сбои и порою просто не справляются со своими задачами. Поэтому защита населения от ЧС является одной из главных задач государства.

Оглавление

Введение__________________________________________________________________________________3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС). РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЧС И ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН
Виды и причины ЧС_____________________________________________________________________4
Роль государства в обеспечении безопасности____________________________________6
Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера________________________________________________________________________________10

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Общая организация МЧС России_____________________________________________________14
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС_________________________________________________________________________________________16
Силы и средства РСЧС_________________________________________________________________17
Заключение_____________________________________________________________________________21
Литература______________________________________________________________________________22

Файлы: 1 файл

Министерство образования РФ.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС функционирование РСЧС осуществляется по трем режимам:

а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях;

б) в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

в) в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении ликвидации ЧС.

Решение на ввод режима принимают соответствующие руководители органов исполнительной власти в РФ.

Таким образом, итоги 15 летнего периода функционирования РСЧС показывают, что РСЧС позволила объединить в единый комплекс органы управления, силы и средства всех государственных и местных структур, объектов экономики на предупреждение и ликвидацию ЧС. При этом в рамках целостной системы сформирована и совершенствуется единая нормативно-правовая база МЧС РФ. Образовалась разветвленная эффективно работающая система управления, которая сейчас трансформируется в общегосударственную систему антикризисного управления. В настоящее время формируется Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Он представляет собой территориально распределенный информационно-управляющий комплекс с элементами, позволяющий управлять силами, средствами и ресурсами РСЧС и ГО в условиях кризиса и ЧС. Наличие НЦУКС позволит вести постоянный мониторинг, анализ и оценку риска возможных ЧС, образовать единую информационную систему, скоординировать работу всех уровней управления, эффективно использовать все доступные ресурсы.

Приоритетной в деятельности РСЧС является работа в области предупреждения ЧС и смягчения их последствий. Разработаны и внедрены механизмы государственного и экономического регулирования в вопросах снижения рисков ЧС, создана система их мониторинга и прогнозирования. Работа в этой области ведется в соответствии с федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010г.».

В данный период приоритетными направлениями совершенствования РСЧС являются:

а) продолжение развития нормативно-правовой базы;

б) реформирование спасательных сил. Для этого предусматривается:

- создать специальные формирования  взамен войск ГО;

- сократить мобилизационную базу  для развертывания сил и средств  ГО в военное время, а также  в мирное время при крупномасштабных  ЧС или в кризисных ситуациях;

- оптимизировать состав и структуру  группировки сил РСЧС в целях  повышения готовности и эффективности  их использования;

- обеспечить социальные гарантии  военнослужащим, пожарным и спасателям;

- модернизировать существующую  материально-техническую базу.

Все это осуществляется согласно «Плану строительства и развития сил и средств МЧС РФ на 2007-2010гг.».

 

Заключение

 

Чрезвычайные ситуации способны поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромных территориях, вызвать социально-политическую нестабильность и значительный материальный ущерб. Чтобы всего этого избежать, необходимы мероприятия, меры и организации по предупреждению ЧС.

Правовую основу безопасности жизнедеятельности составляют законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации, и подзаконные акты: указы президентов, постановления правительства Российской Федерации и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными органами. Среди законодательных актов по организации работ в чрезвычайных ситуациях: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Среди подзаконных актов – Постановления правительства «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации», «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» и др. Основным законом государства является Конституция Российской Федерации, а ее гарантом – Президент.

Нормативно-технической основой обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет нормативно-техническая документация по охране труда, включающая государственные стандарты Российской Федерации, систему стандартов безопасности труда, отраслевые стандарты, санитарные правила, гигиенические нормативы, правила безопасности, инструкции по безопасности.

МЧС РФ осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

 

Литература

 

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», 21.12.1994г., №68 – ФЗ.
  2. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне», 12.2.1998г. №28 – ФЗ.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ», от 22 августа 2004г. №122Ф – З.
  4. Указ Президента РФ. Вопросы МЧС РФ. «Положение о Министерстве РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», 11 июля 2004г. №868.
  5. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС», 30 декабря 2003г. №794.
  6. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. №794», 27 мая 2005г. №635.
  7. Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», 4.9.2003г. №547.
  8. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие / В.А. Акимов, Ю. Л. Воробьев, М. П. Фалеев и др. изд. 2-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007.
  9. Денисов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, и др. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2007.
  10. Основы защиты населения и территорий в ЧС; под ред. В.В. Тарасова. – М.: МГУ, 1998.
  11. Твердохлебов, Н.И. Еще раз об изменениях в законодательстве по вопросам гражданской обороны //Гражданская защита. 2006, №8. С. 36 – 38.
  12. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения./НГТУ; сост.: Л.Н. Борисенко, В.А. Горишний, В.Б. Чернецов, Н.Новгород, 2008. 47с.
  13. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций/ Под ред. М. И. Фалеева. — Калуга: Облиздат, 2001. — 480 с.
  14. Бубнова Н.Я. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. Ч. 1. – Пенза: Изд-во ПГТА., 2009. – 204 с.

 

 

 

 


Информация о работе Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения защиты в чрезвычайных ситуациях