Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:00, дипломная работа
При написании дипломной работы автор ставит перед собой следующие задачи: раскрыть сущность статуса индивидуального предпринимателя; осветить вопросы приобретения и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя; а также ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение действующего законодательства.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1 Понятие индивидуального предпринимателя в российском праве
1.2 Соотношение понятий: индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства
1.3 Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства
2. ВОПРОСЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как хозяйствующего субъекта и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя
2.2 Постановка на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах
2.3 Лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
3.1 Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя
3.2 Использование индивидуальным предпринимателем контрольно кассовой техники
3.3 Индивидуальный предприниматель как работодатель
3.4 Правовая ответственность индивидуального предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Для того чтобы получить лицензию ИП должен представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
1) заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность; лицензируемого вида деятельности, который ИП намерен осуществлять;
2) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
3) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
4) квитанция об уплате государственной пошлины. Размеры государственной пошлины определяются по правилам статьи 333.33 Налогового кодекса РФ;
5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иными федеральными законами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок письменно уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.[72]
Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:
1. Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации.
2. Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Лицензирование предполагает проведение последующего контроля, за соблюдением предпринимателем лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Такой контроль осуществляют лицензирующие органы в пределах их компетенции. Указанные органы вправе:
1. Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям.
2. Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок.
3. Составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений.
4. Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений.
5. Выносить предупреждение лицензиату.[73]
В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензий. Лицензирующий орган в этом случае устанавливает срок устранения нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. Данный срок не может превышать шести месяцев. Если в установленный срок предприниматель не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Если же лицензиат в установленный срок устранил нарушения, то он должен письменно уведомить об этом лицензирующий орган. В таком случае указанный орган после проверки устранения нарушений принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом в письменной форме лицензиату. Плата за возобновление действия лицензии не взимается.[74]
Лицензия утрачивает юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Деятельность контроля государства в сфере лицензирования, призвана обеспечить права потребителей России на качественное и безопасное потребление товаров работ и услуг на территории Российской Федерации.
В данной главе мною были рассмотрены такие важные этапы как приобретения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя путем государственной регистрации, постановка на учет в налоговые и внебюджетные фонды и лицензирование индивидуальной предпринимательской деятельности, как способ контроля государства за качеством изготавливаемых индивидуальными предпринимателями товаров, выполняемых работ или оказываемых услугами.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
3.1 Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя
Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения.
Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны вести учет и предоставлять налоговую отчетность согласно правилам, установленным государственными налоговыми органами.
Индивидуальные предприниматели, осуществляя свою деятельность, оплачивают налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При использовании специальных налоговых режимов индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты ряда налогов.
В соответствии с НК Российской Федерации, существуют общепринятая система налогообложения и специальные налоговые режимы.
В соответствии с общепринятой системой налогообложения, предприниматель обязан уплачивать все те налоги, которые предусмотренные для него Налоговым кодексом. При применении специальных налоговых режимов, несколько налогов, как правило, заменяются одним.[75]
Если же индивидуальный предприниматель не использует специальные налоговые режимы, основной налог, который он должен уплачивать, это налог на доходы физических лиц. Помимо данного налога при применении общепринятой системы налогообложения предприниматель уплачивает целый ряд налогов. Налоговым кодексом предусмотрена уплата налога на имущество, налога на добавленную стоимость, единого социальный налог, налога с продаж, транспортного налога, налога на землю, ряд других налогов.
Перечень налогов, обязательных к уплате индивидуальным предпринимателем, зависит, от состава имущества и от системы налогообложения, применяемой данным субъектом.
Исчисление и уплату налога с доходов от предпринимательской деятельности производят следующие налогоплательщики:
1. Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
2. Частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.[76]
Данный вид налога уплачивается налогоплательщиком один раз в календарный год, путем подачи в налоговую службу налоговой декларации.
Объектом налога с доходов физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Чтобы рассчитать размер налога с доходов от предпринимательской деятельности, необходимо предварительно определить следующие показатели:
1. Валовой доход. Он включает в себя все поступления физического лица от выполнения им услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физических или юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг или действий. У индивидуальных предпринимателей размер валового дохода соответствует полученной в отчетном году выручке по каждому виду деятельности, по которому гражданин имеет свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Однако в валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые не подлежат налогообложению на территории РФ.
2. Расходы, связанные с осуществлением деятельности ИП.
3. Совокупный годовой (чистый) доходов.
Совокупный годовой доход представляет собой разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечениями этого дохода.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или права на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды полученной при осуществлении деятельности.
У физических лиц объектом налогообложения являются полученные доходы, которые и подлежат отражению в декларации о доходах. Если же по каким-либо видам деятельности предприниматель понес убытки (что можно определить по его книге учета доходов и расходов), то это означает, что по данному виду деятельности у предпринимателя отсутствует налогооблагаемая база, и, следовательно, такой вид деятельности не подлежит отражению в декларации о доходах. Совокупный доход будет складываться из доходов, полученных от осуществления тех видов деятельности, по которым в соответствии с данными книги учета предпринимателем получен доход, а также доходов, полученных из других источников и подлежащих обложению подоходным налогом (если таковые имелись в отчетном календарном году).
Индивидуальными предпринимателями в Российской Федерации в основном используются специальные налоговые режимы, поскольку их использование освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты целого ряда налогов предусмотренных законодательством, при этом, по мнению автора облегчая процедуру уплаты налогов.
Понятие специального налогового режима содержится в статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам, применяемым индивидуальными предпринимателями, относятся:
1. Упрощенная система налогообложения.
2. Единый налог на вмененный доход.
3. Система налогообложения для сельхоз. товаропроизводителей.
Теперь подробней о каждом налоговом режиме.
Упрощенная система налогообложения
Как уже было указано, наряду с общепринятой (традиционной) системой налогообложения действует упрощенная система, и переход к ее применению осуществляется на добровольной основе.
Индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговый орган по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
Упрощённая система налогообложения — особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого предпринимательства и облегчение ведения налогового учёта.
Для использования данного вида налогового режима индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить некоторые условия предусмотренные Российским законодательством.
Условия упрощенной системы налогообложения:
1. Средняя численность работников у индивидуального предприниматели за налоговый период, не должна превышает 100 человек;
2. По итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, не должен превышать 20 миллионов рублей. [77]
Эти условия, с одной стороны, соответствуют критериям, применяемым для отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства (например, ограничение по численности наемных работников), с другой стороны, субъекты, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, могут использовать упрощенную систему налогообложения (например, некоммерческие организации, если, конечно, соблюдены все иные условия).[78]
Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации