Правовое регулирование товарной биржи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли – товарных, фондовых и валютных бирж. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере.

Оглавление

Введение..............................................................................................2

Биржевые сделки……………………………………………….3-6
Особенности правового регулирования деятельности
товарной биржи……………………………………………….7-23
Особенности правового регулирования деятельности
фондовой биржи………………………………………..........24-35
Особенности правового регулирования деятельности
валютной биржи……………………………………………...36-37

Соотношение прав субъектов биржевой деятельности.......38-41
Заключение…………………………………………………………….42

Список литературы…………………………………………….……..

Файлы: 1 файл

курсовая гр.пр..docx

— 95.95 Кб (Скачать)

     Фондовые  биржи должны быть независимы от своих  акционеров и членов. В частности, одному акционеру и его аффилированным лицам фондовой биржи, созданной  в форме акционерного общества, не может принадлежать 20 и более  процентов акций каждой категории (типа). Вместе с тем уставом фондовой биржи могут быть установлены  и более жесткие ограничения  на участие в уставном капитале организации. Так, например, в Уставе ОАО «Фондовая биржа РТС» установлено, что одному акционеру биржи не может принадлежать более 10% акций. В случае превышения установленного ограничения количества акций биржи акционер, принадлежащее которому количество акций превышает установленное ограничение, обязан в течение десяти дней с даты, когда образовалось такое превышение, исполнить требование по ограничению количества акций, передав количество акций, превышающее установленное ограничение, иным лицам и (или) бирже. Одному члену фондовой биржи, созданной в форме некоммерческого партнерства, не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Таким образом, законодатель устанавливает ограничение на минимально необходимое количество акционеров или участников фондовой биржи в течение всего периода ее существования. Число акционеров или участников фондовой биржи должно быть не менее шести. Тем самым обеспечивается независимость фондовой биржи первоначально от учредителей, а затем от акционеров (в случае, если биржа создана в форме акционерного общества) и членов (в случае, если биржа создана в форме некоммерческого партнерства).

     Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только юридические  лица, которые в соответствии с  законодательством Российской Федерации  осуществляют брокерскую и / или дилерскую деятельность и / или деятельность по управлению ценными бумагами как профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Ограничений на участие юридических и физических лиц в уставном капитале фондовых бирж, созданных в форме акционерных обществ, законодательно не предусмотрено. Так, например, акционером ОАО «Фондовая биржа РТС» может быть любое юридическое или физическое лицо, ставшее собственником акций на законных основаниях. Вместе с тем фондовые биржи сами могут устанавливать ограничения на круг своих акционеров. Например, акционерами ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» могут быть только юридические лица.

     Фондовая  биржа, являющаяся акционерным обществом, обязательно должна иметь совет  директоров. При этом не менее одной  трети членов совета директоров фондовой биржи должны отвечать следующим  требованиям: не являться на момент избрания и в течение одного года, предшествующего  избранию, должностными лицами или  работниками фондовой биржи; не являться должностными лицами другого общества, в котором любое из должностных  лиц фондовой биржи является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям; не являться супругами, родителями, детьми, братьями и сестрами должностных лиц фондовой биржи; не являться аффилированными лицами фондовой биржи, за исключением члена  совета директоров фондовой биржи; не являться сторонами по обязательствам с фондовой биржей, в соответствии с условиями которых они могут  приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного  годового дохода указанных лиц, кроме  получения вознаграждения за участие  в деятельности совета директоров фондовой биржи; не являться представителями  государства.

     Фондовая  биржа должна иметь коллегиальный  и единоличный орган управления, а также единоличный исполнительный орган управления. Фондовая биржа  должна иметь специальный комитет  совета директоров (иного уполномоченного  органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному  органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи  до его представления высшему  органу управления фондовой биржи, а  также оценка эффективности действующих  на фондовой бирже процедур внутреннего  контроля и подготовка предложений  по их совершенствованию. Фондовая биржа  должна иметь контрольное подразделение. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководителя контрольного подразделения (контролера) фондовой биржи, и другие работники  фондовой биржи не могут быть работниками  и (или) участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и (или) иных фондовых биржах.

     Фондовая  биржа должна иметь биржевой совет. При наличии на фондовой бирже  нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать  совет для каждой секции (далее  – совет секции). Биржевой совет (совет секции) осуществляет предварительное  обсуждение проектов документов, представляемых в ФСФР России, и дает рекомендации по этим вопросам совету директоров фондовой биржи (или иному уполномоченному  органу, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Биржевой совет (совет секции) формируется  из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов в  данной секции), эмитентов, управляющих  компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Члены биржевого совета (совета секции) должны обладать знаниями, навыками и  опытом, необходимыми для рассмотрения вопросов, связанных с функционированием  фондовой биржи. Количественный состав биржевого совета (совета секции) определяется советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее  пяти членов. Персональный состав биржевого  совета (совета секции) утверждается советом  директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Должностные лица (работники) фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже (участники торгов в данной секции) могут составлять не более одной трети состава биржевого совета (совета секции). По своей сути фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами может только определенный круг юридических лиц, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Участниками торгов, организуемых фондовой биржей, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, которые устанавливаются фондовой биржей и разрабатываются в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли49.

     Фондовая  биржа должна утвердить и зарегистрировать в ФСФР России следующие документы:

     1) правила допуска к участию  в торгах на фондовой бирже.  В них должны быть описаны  права и обязанности всех категорий  участников торгов, требования к  участникам торгов, порядок допуска,  приостановления и прекращения  допуска к участию в торгах, порядок регистрации (аккредитации) участников торгов и их клиентов, а также меры дисциплинарного  воздействия на участников торгов  при нарушении ими правил, установленных  фондовой биржей;

     2) правила проведения торгов. В  них должны быть включены: правила  заключения и сверки сделок (лимиты  участников торгов, виды заявок, которые могут подаваться ими  для совершения сделок, и порядок  их подачи, изменения и отзыва, порядок формирования реестра  заявок, содержание отчетов о  сделках и порядок их предоставления  участникам торгов); особенности  проведения торгов ценной бумагой  в первый день ее обращения  через организатора торговли (в  том числе порядок определения  расчетной цены для целей определения  отклонений цен, порядок определения  предельных отклонений цен заявок  по отношению к расчетной цене, цены открытия к расчетной  цене и текущей цены к цене  открытия); правила регистрации сделок, в том числе порядок ведения  реестров объявленных заявок  и совершенных сделок; порядок  исполнения сделок; правила, ограничивающие  манипулирование ценами; расписание  предоставления услуг организатором торговли, в том числе время торгового дня; порядок мониторинга и контроля за сделками, совершаемыми на торгах фондовой биржи, за участниками торгов и эмитентами, в том числе порядок приостановления и возобновления торгов, включая основания и порядок принятия решений об их приостановлении и возобновлении, методика расчета технического индекса, порядок проведения проверок сделок, включая срочные и нестандартные сделки;

     3) правила листинга / делистинга ценных бумаг и / или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами). Спецификации срочных сделок (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению срочных сделок);

     4) регламент внесения изменений  и дополнений в вышеперечисленные  документы. Все изменения и  дополнения должны быть зарегистрированы  в ФСФР России. Порядок регистрации  аналогичен порядку регистрации  документов организаторов торговли, не имеющих статуса фондовой  биржи (см. комментарий к ст. 9 Закона «О рынке ценных бумаг»).

     В целях выявления и пресечения практики использования служебной  информации, манипулирования ценами фондовая биржа обязана осуществлять непрерывный контроль за всеми сделками, совершаемыми на организуемых ею торгах. Также биржа контролирует соблюдение участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в  котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах  и нормативных правовых актов  ФСФР России. Для этого фондовая биржа устанавливает процедуры  осуществления мониторинга и  контроля за соответствием ценной бумаги и ее эмитента установленным требованиям  для включения и нахождения ценной бумаги в соответствующем котировальном  списке, в том числе порядок  и сроки представления эмитентами фондовой бирже необходимой информации и документов. Фондовая биржа обязана  немедленно уведомлять эмитента о несоответствиях, выявленных при осуществлении мониторинга  и контроля. Участники торгов обязаны  предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую  для осуществления ею контроля в  соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже. Детально порядок  осуществления контроля и мониторинга  биржей регламентируется Положением о  деятельности по организации торговли (раздел VI)50.

     Фондовая  биржа обязана обеспечивать гласность  и публичность проводимых торгов. Фондовая биржа не гарантирует того, что вложения в ценные бумаги обязательно  принесут доход. Фондовая биржа лишь гарантирует, что участники торгов могут иметь достаточную и  достоверную информацию для формирования собственных суждений о доходности принадлежащих им ценных бумаг. Гласность  и публичность торгов обеспечиваются путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий. Предоставляется и другая информация. Биржа должна обеспечить доступность  информации, способной оказать влияние  на рыночный курс ценных бумаг для  всех участников биржевой торговли в  одно и то же время. Кроме того, все  они должны обладать одинаковой информацией, то есть находиться в одном положении. Подробно порядок раскрытия информации фондовой биржей регламентируется Положением о деятельности по организации торговли (раздел VII)51.

4. Особенности правового регулирования деятельности валютной биржи

 

     Валютные  биржи формируют централизованный валютный рынок. В России валютные биржи  играют довольно активную роль, поскольку  на них осуществляются операции по купле-продаже свободно конвертируемой валюты и валютным котировкам. В  зарубежных странах, в частности  во Франции и Германии, на валютных биржах происходят только расчетные  операции.

     На  сегодняшний день в России функционируют  несколько валютных бирж и все  они являются межбанковскими (например, Московская межбанковская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа, Санкт-Петербургская межбанковская  валютная биржа). На их долю приходится основной валютный оборот. На утренней единой торговой сессии (ETC) всех отечественных  валютных бирж происходит котировка  в основном рубль / доллар. Дневные торги проводятся на валютных биржах раздельно. И на утренней, и на дневной сессиях все операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В основу определения официального курса рубля Центральный банк РФ кладет прямую биржевую котировку рубль / доллар.

     Валюта  в биржевом обороте представляет собой средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в  денежных единицах РФ, иностранных  государств, групп государств и в  международных денежных и расчетных  единицах. Выделять валютные ценности как отдельную категорию объектов биржевой торговли не принято, поскольку  общие принципы совершения биржевых сделок с валютой или ценными  бумагами не зависят от их государственной  принадлежности. Одной из целей создания собственно валютных бирж является институциализация  определенной части межбанковской  торговли валютными средствами на счетах. Существуют биржевые ценности, для  которых процедура допуска со стороны биржи не устанавливается, – это иностранная валюта.

     Статус  валютных бирж определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. №77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж».

     Валютные  биржи – это созданные в  соответствии с законодательством  РФ юридические лица, одним из видов  деятельности которых является организация  биржевых торгов иностранной валютой  в порядке и на условиях, которые  установлены Центральным банком РФ. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Помимо этого, иностранной валютой следует считать средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Информация о работе Правовое регулирование товарной биржи