Правовое регулирование аренды земельных участков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование комплекса проблем, связанных
с арендой земельных участков, оценка современного состояния правового
регулирования соответствующих отношений, внесение на этой основе
законодательных предложений, уточнение толкования норм гражданского и
земельного законодательства.
Задачами исследования выступают:
- характеристика исторического аспекта развития правового регулирования
арендных отношений в сфере землепользования;
- анализ современного состояния правового регулирования аренды земельных
участков;
- изучение вопроса соотношения гражданского и земельного законодательства
при регулировании арендных отношений, в какой степени, применительно к
аренде, можно говорить о приоритете норм одной отрасли над нормами другой;
- характеристика земельного участка как объекта гражданских отношений, а
также в чем заключается предмет аренды;
- в чем заключаются особенности субъектного состава договора аренды
земельных участков и каковы его существенные условия;
- есть ли специфика в заключении договора аренды земельных участков, его
расторжении,

Оглавление

Введение
Право аренды земельных участков
Договор аренды земельного участка. Общая характеристика
Исполнение договора аренды земельных участков
Основания прекращения договора аренды земельного участка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

   исходя  из так называемой лествичной  системы наследования, прочие лица

   обладали  землями исключительно в силу  служения князю либо иной

   административной зависимости (система «кормления»). Известно, что

   отдельные  участки земли, а также сады, покосы и иные угодья могли

   сдаваться  во временное пользование (с  натуральной системой оплаты  долей

   урожая  — «исполу» и пр.), но это  были не частые случаи, ограниченные

   административным  характером предшествующего землепользования. Тем более

   нельзя  отнести к аренде оброк и  барщину, основанные вовсе не  на

   гражданско-правовых (диспозитивных) началах. 

   Вплоть  до революции 1917 года отсутствовал ясный перечень прав на землю;

   одновременно  с обычной собственностью существовали  и другие вещные права:

   различного  рода сервитуты, так называемые  «права угодий в чужих имениях»,

   право  пожизненного владения с совершенно  различными по природе основаниями

   (в силу  выслуги, потомственное и пр.) и др. При этом продолжали

   применяться  и правила, характерные только  для определенных регионов либо

   для определенных  сословий, национальностей, местные  обычаи, которые не

   совпадали  в общими установками. 

   Особо  следует сказать о чиншевом  праве; под ним понималось вещное  право

   владения  и пользования чужой землей  за определенное вознаграждение  с

   возможностью  наследования. Чиншевое право появилось  исторически на землях

   в западных  губерниях России как квази-собственность в целях определения

   статуса  фактических владельцев земли,  признаваемой государственной. Именно

   это обстоятельство, по авторитетному утверждению  В.И. Синайского,

   позволяло  считать допустимым не только  пользование как самостоятельное

   права  на чужие вещи, но и владение  ими; вряд ли надо специально

   доказывать, что подобное приводило к смешению  вещных и арендных прав. Не

   случайно  К.П. Победоносцев был вынужден  поставить вопрос об их

   разграничении:  «Особенные условия общественной экономии в России породили

   множество  случаев, в которых от лица  правительства сдаются частным  лицам

   казенные  земли во владение и пользование,  и в разнообразии всех этих

   случаев  нередко возникает недоумение: что  следует отнести в системе

   вотчинных  прав и что к системе договоров». 

   Общая  формула аренды (платность, срочность,  непотребляемость объекта)

   охватывала  самые различные случаи арендных  отношений. Единство аренды было

   несколько  поколеблено попыткой разделить  найм и аренду при подготовке

   проекта  Гражданского уложения; «Редакционной  комиссией, подготовившей

   проект  Гражданского Уложения Российской  империи, отмечалось, что в

   современном  законодательстве делается различие  между наймом в собственном

   смысле  и арендой. Различие усматривалось в том, что при найме

   предоставляется  нанимателю пользоваться нанятым  имуществом для своих нужд,

   аренда  же дает пользование всеми  производительными качествами нанятого

   имущества  с присвоением нанимателю полученных  плодов и доходов». Однако

   эта идея  не получила развития ни в  теории цивилистики, ни на практике. 

   В советский  период одной из особенностей  правового регулирования аренды

   стало  сравнительное обилие норм имущественного  найма, предусмотренных не

   только нормами гражданского кодекса, но и различными положениями,

   правилами  и типовыми договорами. Однако  в отношении земли единого  типового

   (примерного) договора так и не было разработано. 

   Уже первый  советский Земельный кодекс ввел  существенные ограничения для

   аренды  земли; допускалась только так  называемая «трудовая аренда»,  сдача

   земли  в наем производилась после  регистрации в волостном или  местном

   сельском  Совете и лишь при наличии  исключительных условий (например, когда

   семья  арендатора пострадала от стихийного бедствия и т.п.), обработка

   земли  могла осуществляться только  лично, сдача в наем запрещалась,  если

   арендодатель  прекращал ведение собственного  хозяйства, были введены

   существенные  ограничения по срокам аренды  и т.д. 

   Более того, если в ГК РСФСР 1922 г. земельные участки упоминались в числе

   возможных  объектов аренды, то в ГК РСФСР  1964 г. указание на них

   отсутствовало.  Здесь нет ничего удивительного,  ибо договоры аренды

   земельных  участков были ограничены изначально рядом актов, а

   постановлением  ЦИК и СНК СССР от 04.07.1937 г.  были и вовсе строжайше (под

   угрозой  уголовного преследования) запрещены.  Дело в том, что общая

   концепция  появления каких-либо земельных  прав в тот период была такова:

   если  гражданин или социалистическая организация нуждаются в известном

   участке  земли, то удовлетворение их  потребности решалось путем акта

   наделения  этой землей в рамках соответствующего  административного решения;

   те редкие  случаи, когда земля предоставлялась первичным землепользователем

   другому  лицу, либо не оформлялись вообще, либо оформлялись опять же  по

   акту  органа местной власти. Проще  говоря - земля просто была изъята  из

   оборота. 

   Со временем (после Великой Отечественной  войны) ограниченная возможность

   временного  пользования землей была все-таки  предусмотрена, но в результате

   не соглашения  сторон, а административного распорядительного  акта. Что же

   касается  аренды вообще, то ясно стал  прослеживался ее вещно-правовой

   характер (титульное владение): «Передаваемое в наем имущество обременяется

   правом  нанимателя, которое приобретает  значение права следования. Без

   всяких  оговорок действует правило, согласно  которому при переходе права

   собственности  на имущество от наймодателя  к другому лицу, договор

   сохраняет  силу для нового собственника». 

   Известно  также, что в советский период  возникла идея использовать институт

   аренды  в качестве способа хозяйствования  не только в экономическом,  но и в

   юридическом  смысле. Имеются в виду усилия власти в конце 80-х годов

   создать  дополнительные стимулы в работе  производственных коллективов путем

   перевода  их в особый статус «организаций  арендаторов», а в последующем  - в

   «арендное  предприятие», и придания аренде  по существу значения

   организационно-правовой  формы. С цивилистической точки  зрения

   использование  договора аренды для изменения  правового статуса не мыслимо  и

   в дальнейшем  эти меры по «реанимации» экономики  и соответствующие акты

   утратили  всякое правовое значение. 

   §2. Источники  правового регулирования аренды  земельных  участков: система,

                               структура и анализ 

   В Российской  Федерации виды обязательственных  прав на земельные участки,  а

   также  особенности приобретения, реализации  и прекращения этих прав

   установлены  следующими основными федеральными  нормативными правовыми

   актами: 

     * Конституцией РФ; 

     * Земельным кодексом РФ; 

     * Федеральным законом «О введении  в действие Земельного кодекса

       Российской Федерации»  от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ; 

     * Гражданским кодексом РФ, частями  первой, второй и третьей; 

     * Федеральным законом «О разграничении  государственной собственности  на

       землю»   от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ ; 

     * Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного

       назначения»  от 24.07.2002 г. №  101-ФЗ ; 

     * Федеральным законом «О садоводческих,  огороднических и дачных

       некоммерческих объединениях граждан»  от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ ; 

     * Лесным кодексом РФ; 

     * Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального

       имущества»  от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ ; 

     * Федеральным законом «Об ипотеке  (залоге недвижимости)»  от 16.07.1998

       г. № 102-ФЗ ; 

     * Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской

       Федерации»  от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ ; 

     * Федеральным законом «О государственной  регистрации прав на недвижимое

       имущество и сделок с ним»  от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ ; 

     * Федеральным законом «О государственном земельном кадастре»  от

       2.01.2000 г. № 28-ФЗ ; 

     * Федеральным законом «О землеустройстве»  от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ ; 

     * Постановлением Правительства РФ  «О порядке распоряжения земельными

       участками, находящимися в государственной собственности, до

       разграничения государственной  собственности на землю»  от 7.08.02 №

       576 ; 

     * Постановлением Правительства РФ  «Об организации и проведении  торгов по

       продаже находящихся в государственной  или муниципальной собственности

       земельных участков или права  на заключение договоров аренды  таких

       земельных участков»  от 11.11.2002 г. № 808 и т д. 

   Включение  земли в сферу гражданского  оборота и введение частной

   собственности  на землю вызвало необходимость использования

   гражданско-правовых  элементов при регулировании  земельных отношений. В

   законодательном  плане это привело к появлению  гл. 17 ГК РФ («Право

Информация о работе Правовое регулирование аренды земельных участков